Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективное творчество осуществляется

Поиск

 

 

Методом независимого осмысления Методом группового осмысления

ситуации (проблемы) и формирования ситуации (проблемы) и

предложений (метод «Дельфи») формулирования предложений

(метод «Мозговой атаки»)

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТАПЫ

Наличие целей и правил игры Ознакомление с целями и порядком работы

Высокий профессионализм Ознакомление с проблемой

Умение творчески мыслить Индивидуальное обдумывание проблемы

Минимальное знакомство с проблемой Неупорядоченное перечисление идей

Сильный руководитель Уяснение и обсуждение идей

Выбор окончательного решения Ранжирование предложений

МЕТОД «ДЕЛЬФИ»

Изолированное генерирование идей
Оценка идей экспертами
Постановка задачи независимыми специалистами

В учебниках, вобравших в себя американские представления об управлении процессом труда, рабочая сила (работники) описывает­ся как организация или группа людей. В основе действий этих групп лежат корпоративные интересы и индивидуализм.

В других учебниках люди в процессе труда представлены как трудовой коллектив, в основе которого преобладают коллективист­ские начала. Такой подход в большей мере разделяют японские, китайские и российские ученые. Здесь индивидуум подчинен ин­тересам и целям коллектива, в то же время коллектив защищает и удовлетворяет интересы личности.

Следовательно, в процесс е производства всегда борются два направления - индивидуализм и коллективизм. Первый исповеду­ют буржуазные ученые, отстаивающие приоритет частной формы собственности в различных ее видах. Второй - коммунистические идеологи, ратующие за общественную собственность на основные средства производства. Отсюда и проистекает различие в подходах к проблеме.

Возникновение коллективов уходит своими корнями в глубь веков: начиная от борьбы человека за выживание - к простой кооперации, разделению труда и мануфактуре, машинам и крупной промышленности - до современного производства. В наше время самая рабочая сила и коллективный труд претерпели значительные изменения по сравнению с прошлым. Резко возросла степень напряженности труда, мера ответственности за его результаты. Люди приводят в действие сложнейшие машины и механизмы, оборудо­вание и приборы, используют новейшие технологии, трудятся в условиях предельно высоких или низких температур и давлений. Значительно возросла степень опасности производства для его работников и в целом для окружающей среды. Частым явлением стал стресс.

В этих условиях сегодня работают коллективы трудящихся, идет процесс управления их деятельностью. Кроме того, в нашей стране сложилась сложная социально-экономическая обстановка, все предприятия испытывают финансовые и другие трудности.

Следует подробно разобрать вопрос о направлениях изменений, происходящих в коллективах под действием этих и других причин.

Как сегодня соотносятся формальный и неформальный коллекти­вы, какова роль того и другого?

Механизм образования формальных и неформальных коллекти­вов можно рассмотреть, используя следующую упрощенную схему:

 

При подготовке и обсуждении вопроса о психологической ха­рактеристике коллектива следует обратить внимание на то, что каждый коллектив несет в себе определенные особенности, обус­ловленные родом его деятельности и условиями, в которых осуще­ствляется его деятельность. Трудовой коллектив промышленного предприятия, коллектив ученых, коллектив учащихся, коллектив суда или прокуратуры, воинский коллектив и другие заметно отли­чаются друг от друга. Эти отличия обусловлены: количественной определенностью; различием целей, задач и методов заботы; вре­менными рамками; профессионализмом руководителей и исполни­телей; стилем руководства и т. д.

В каждом коллективе складываются: свой психологический климат, морально-нравственные нормы, настроения работников и другие психологические черты. Трудовой коллектив не раз и навсег­да данное образование. Возникнув по воле руководства, он начинает свое развитие, проходит ряд стадий, меняет одни свойства и качества на другие, взрослеет, стареет и распадается, исчерпав свою миссию.

На каждом из периодов своего развития в коллективе происходят изменения психологического состояния. Они обусловлены прито­ком в его ряды новых сотрудников и уходом старых, изменениями внутренних и внешних условий работы и другими обстоятельствами. К характеристике психологического состояния коллектива относят:

1. Психологический климат - настроение работников, отноше­ние к делу и людей между собой. Он может быть благоприятным, что ведет к росту производительности труда, и неблагоприятным, снижающим результативность работы.

2. Сплоченность - взаимное тяготение людей друг к другу, един­ство действий и устремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и его отдельной личности.

3. Совместимость людей в коллективе - соответствие личных целей, устремлений, ценностей групповым и индивидуальным.

4. Восприятие или отклонение нововведений, степень конформиз­ма, следование традициям, обычаям, привычкам.

 

5.2.2. Взаимодействие человека и коллектива

Каждый человек не один раз переживал процесс вхождения в новый коллектив. Вспомните свои наиболее яркие впечатления и взгляните на процесс с позиций руководителя коллектива. Станет ясно, что и для Вас и для нового сотрудника возникает целый ряд трудностей. При каких условиях можно считать, что работник стал полноправным членом данного коллектива?

Вопрос о взаимодействии человека и коллектива можно начать с выяснения факторов, оказывающих на управленческую деятель­ность и взаимоотношения большое влияние. Американские ученые Майк Вудкок и Дэйв Френсис в начале 80-х гг. опубликовали книгу «Раскрепощенный менеджер», в которой выделили 11 таких факторов. По их мнению, в течение 10 лет именно они должны оказывать наибольшее влияние на отношения в коллективе и управленческую деятельность. С тех пор прошло 20 лет. Что изменилось? На занятии обсудите эти факторы и дайте свое заключение.

Факторы

1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному рас­стройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценно­сти.

3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому менеджеры должны четко определить цели как выполняемой всеми работы, так и собственные.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить необ­ходимое обучение, требующееся современному руководителю, по­этому каждый менеджер должен постоянно поддерживать уровень своего развития.

5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую ограничены. В связи с этим способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

6. Постоянная борьба на рынке сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изме­нения ситуации.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются, и, естественно, руководителям следует использовать навыки влияния на окружающих, не прибегая к приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпа­л и свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Огромные затраты и трудности связаны сейчас с эффективным использованием наемных работников, в связи с чем от каждого менеджера требуется более умело руководить людскими ресурсами

10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам необходимо умение не только самосовершенствоваться, но и помочь другим быстро освоить все передовое.

11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объедине­ния усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь объединять сотрудников в группы, которые способны быстро осваивать задачи и показывать хорошие результаты.

Данные факторы желательно рассматривать в связи с конкрет­ными ситуациями, складывающимися в том или ином коллективе.

Контрольные вопросы

1. Понятие коллектива.

2. Виды коллективов и их различия.

3. Сущность факторов, оказывающих влияние на управленческую деятель­ность и взаимоотношения.

4. Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами.

5. По каким причинам образуются и развиваются неформальные коллективы?

6. Какие меры необходимо предусмотреть в работе с формаль­ными и неформальными группами в условиях предстоящей пере­стройки деятельности или структурного преобразования предприятия?

Рекомендуемая литература

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

2. Менеджмент (Современный российский менеджмент)): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с.

3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с.

4. Рева В.Е. Деловое общение, уч. пособие, Пенза ПГУ, 2003.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.009 с.)