Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективное творчество осуществляетсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методом независимого осмысления Методом группового осмысления ситуации (проблемы) и формирования ситуации (проблемы) и предложений (метод «Дельфи») формулирования предложений (метод «Мозговой атаки») МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ
ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТАПЫ Наличие целей и правил игры Ознакомление с целями и порядком работы Высокий профессионализм Ознакомление с проблемой Умение творчески мыслить Индивидуальное обдумывание проблемы Минимальное знакомство с проблемой Неупорядоченное перечисление идей Сильный руководитель Уяснение и обсуждение идей Выбор окончательного решения Ранжирование предложений МЕТОД «ДЕЛЬФИ»
В учебниках, вобравших в себя американские представления об управлении процессом труда, рабочая сила (работники) описывается как организация или группа людей. В основе действий этих групп лежат корпоративные интересы и индивидуализм. В других учебниках люди в процессе труда представлены как трудовой коллектив, в основе которого преобладают коллективистские начала. Такой подход в большей мере разделяют японские, китайские и российские ученые. Здесь индивидуум подчинен интересам и целям коллектива, в то же время коллектив защищает и удовлетворяет интересы личности. Следовательно, в процесс е производства всегда борются два направления - индивидуализм и коллективизм. Первый исповедуют буржуазные ученые, отстаивающие приоритет частной формы собственности в различных ее видах. Второй - коммунистические идеологи, ратующие за общественную собственность на основные средства производства. Отсюда и проистекает различие в подходах к проблеме. Возникновение коллективов уходит своими корнями в глубь веков: начиная от борьбы человека за выживание - к простой кооперации, разделению труда и мануфактуре, машинам и крупной промышленности - до современного производства. В наше время самая рабочая сила и коллективный труд претерпели значительные изменения по сравнению с прошлым. Резко возросла степень напряженности труда, мера ответственности за его результаты. Люди приводят в действие сложнейшие машины и механизмы, оборудование и приборы, используют новейшие технологии, трудятся в условиях предельно высоких или низких температур и давлений. Значительно возросла степень опасности производства для его работников и в целом для окружающей среды. Частым явлением стал стресс. В этих условиях сегодня работают коллективы трудящихся, идет процесс управления их деятельностью. Кроме того, в нашей стране сложилась сложная социально-экономическая обстановка, все предприятия испытывают финансовые и другие трудности. Следует подробно разобрать вопрос о направлениях изменений, происходящих в коллективах под действием этих и других причин. Как сегодня соотносятся формальный и неформальный коллективы, какова роль того и другого? Механизм образования формальных и неформальных коллективов можно рассмотреть, используя следующую упрощенную схему:
При подготовке и обсуждении вопроса о психологической характеристике коллектива следует обратить внимание на то, что каждый коллектив несет в себе определенные особенности, обусловленные родом его деятельности и условиями, в которых осуществляется его деятельность. Трудовой коллектив промышленного предприятия, коллектив ученых, коллектив учащихся, коллектив суда или прокуратуры, воинский коллектив и другие заметно отличаются друг от друга. Эти отличия обусловлены: количественной определенностью; различием целей, задач и методов заботы; временными рамками; профессионализмом руководителей и исполнителей; стилем руководства и т. д. В каждом коллективе складываются: свой психологический климат, морально-нравственные нормы, настроения работников и другие психологические черты. Трудовой коллектив не раз и навсегда данное образование. Возникнув по воле руководства, он начинает свое развитие, проходит ряд стадий, меняет одни свойства и качества на другие, взрослеет, стареет и распадается, исчерпав свою миссию. На каждом из периодов своего развития в коллективе происходят изменения психологического состояния. Они обусловлены притоком в его ряды новых сотрудников и уходом старых, изменениями внутренних и внешних условий работы и другими обстоятельствами. К характеристике психологического состояния коллектива относят: 1. Психологический климат - настроение работников, отношение к делу и людей между собой. Он может быть благоприятным, что ведет к росту производительности труда, и неблагоприятным, снижающим результативность работы. 2. Сплоченность - взаимное тяготение людей друг к другу, единство действий и устремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и его отдельной личности. 3. Совместимость людей в коллективе - соответствие личных целей, устремлений, ценностей групповым и индивидуальным. 4. Восприятие или отклонение нововведений, степень конформизма, следование традициям, обычаям, привычкам.
5.2.2. Взаимодействие человека и коллектива Каждый человек не один раз переживал процесс вхождения в новый коллектив. Вспомните свои наиболее яркие впечатления и взгляните на процесс с позиций руководителя коллектива. Станет ясно, что и для Вас и для нового сотрудника возникает целый ряд трудностей. При каких условиях можно считать, что работник стал полноправным членом данного коллектива? Вопрос о взаимодействии человека и коллектива можно начать с выяснения факторов, оказывающих на управленческую деятельность и взаимоотношения большое влияние. Американские ученые Майк Вудкок и Дэйв Френсис в начале 80-х гг. опубликовали книгу «Раскрепощенный менеджер», в которой выделили 11 таких факторов. По их мнению, в течение 10 лет именно они должны оказывать наибольшее влияние на отношения в коллективе и управленческую деятельность. С тех пор прошло 20 лет. Что изменилось? На занятии обсудите эти факторы и дайте свое заключение. Факторы 1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем. 2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности. 3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому менеджеры должны четко определить цели как выполняемой всеми работы, так и собственные. 4. Организационные системы не в состоянии обеспечить необходимое обучение, требующееся современному руководителю, поэтому каждый менеджер должен постоянно поддерживать уровень своего развития. 5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую ограничены. В связи с этим способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков. 6. Постоянная борьба на рынке сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изменения ситуации. 7. Традиционные иерархические отношения затрудняются, и, естественно, руководителям следует использовать навыки влияния на окружающих, не прибегая к приказам. 8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпал и свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных. 9. Огромные затраты и трудности связаны сейчас с эффективным использованием наемных работников, в связи с чем от каждого менеджера требуется более умело руководить людскими ресурсами 10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам необходимо умение не только самосовершенствоваться, но и помочь другим быстро освоить все передовое. 11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь объединять сотрудников в группы, которые способны быстро осваивать задачи и показывать хорошие результаты. Данные факторы желательно рассматривать в связи с конкретными ситуациями, складывающимися в том или ином коллективе. Контрольные вопросы 1. Понятие коллектива. 2. Виды коллективов и их различия. 3. Сущность факторов, оказывающих влияние на управленческую деятельность и взаимоотношения. 4. Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами. 5. По каким причинам образуются и развиваются неформальные коллективы? 6. Какие меры необходимо предусмотреть в работе с формальными и неформальными группами в условиях предстоящей перестройки деятельности или структурного преобразования предприятия? Рекомендуемая литература 1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 2. Менеджмент (Современный российский менеджмент)): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с. 3. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева, Коротнев В.Д и др. - М.: КолосС, 2007. – 424 с. 4. Рева В.Е. Деловое общение, уч. пособие, Пенза ПГУ, 2003.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.009 с.) |