Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции информационной системы правления (ису)

Поиск

 

РЕЖИМ РАБОТЫ ИСУ

ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИC1IИТEJIЬНЫЙ ЦЕНТР (ИВЦ)

(Этапы работы)

1. Подготовка информации в виде отчетов.

2. Определение требований пользователя и целесообразности выполнения заказа.

3. Создание базы данных и координирование программ для производства (п. 2).

4. Проведение тестирования базы данных и программ, созданных в п. 3.

5. Осуществление прогона программы для производства требуемого информационного продукта и его передача (доставка) заказчику.

6. При необходимости расширение базы данных с учетом текущих хозяйственных изменений и требований.

2.4.2. Управленческие решения и их реализация

Управленческая проблема - это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения оценки и разрешения.

Решение - это выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.

Классификация проблем:

по степени важности для фирмы и для партнеров;

по масштабам последствия в случаях принятия или непри­нятия решения;

по степени риска и срочности действий менеджера;

по возможности структуризации и формализации;

по возможности решения проблемы.

Способы разработки проблем:

1) безальтернативный;

2) многовариантный;

3) бинарный;

4) инновационный.

Виды проблем:

стратегические и тактические;

долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

перспективные и текущие;

на уровнях высшего, среднего и низового звеньев управле­ния.

Решения могут быть:

1) директивные, рекомендательные и ориентирующие;

2) организационные, регулирующие, активизирующие и контролирующие;

3) выборочные (один аспект) и систематические (вся про­блема);

4) общие и специальные, запрограммированные и незапрог­раммированные;

5) производственные (технические и технологические), сбы­товые и снабженческие (маркетинговые), финансовые, пла­новые, кадровые и др.

Методы решения проблем, основанные на:

интуиции;

знаниях и здравом смысле;

рационализме;

комбинации подходов.

Основы принятия рационального решения:

I этап - анализ ситуации и симптомов (признаков). Форму­лирование проблемы;

2 этап - причинно-следственный анализ проблемы (нару­шение принципов, правил, процедур, ошибки в оценке обстановки, непредвиденные обстоятельства и др.);

3 этап - определение цели принятия решения;

4 этап - определение целесообразности принятия или не­принятия решения;

5 этап - разработка критериев отбора альтернатив;

6 этап - поиск самих решений и их разработка;

7 этап - выбор альтернативы;

8 этап - согласование решения с исполнителями и заинте­ресованными лицами;

9 этап - утверждение решения высшим руководством.

Принятие и реализация решения сопряжены с риском.

Риск - это действие на удачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа; нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.

Комплексная оценка риска в управленческих решениях:

Общая сумма риска = сумме частных рисков.

Частный риск = нормативной минимальной ставке + по­правка (скидка

или добавка) на каждый элемент риска.

Критерии оценки решений с точки зрения риска:

Вальда - «Рассчитывай на худшее»,

Сэвиджа - «Рассчитывай на лучшее»,

Лапласа - «Ориентируйся на лучшее»,

Гурвица - «Компромисс».

 

Требования к анализу проблем

1. Изучить проблему целиком и по частям.

2. Обсудить проблему со всеми, кого она касается.

3. Определить границы анализа, учитывая, что глубоки и анализ дорог, а поверхностный затруднит решение.

4. Не сводить сложную проблему к сумме простых.

5. Не смешивать проблему и ее симптомы.

6. Учитывать имеющийся опыт.

Управляющий должен упреждать события, а не просто реагиро­вать на них. Примерно 50 % возникающих проблем можно предви­деть.

Цели анализа управленческой работы - выявление потенциаль­ных проблем и благоприятных возможностей.

Этапы анализа плана решения проблем

1. Краткое изложение плана, включая описание желаемого конечного результата.

2. Перечисление и рассмотрение этапов плана и выявление критических моментов (что, кто, когда).

3. Выявление потенциальных проблем и возможностей. Выяв­ление потенциальных следствий: хуже, чем ожидалось, лучше, норма. Какие отклонения возможны и какие выгоды можно извлечь. Проблемы лучше выявлять отдельно от возможностей. Основное внимание надо уделять главным проблемам.

4. Определение наиболее вероятных причин основных потенци­альных проблем и возможностей для совершения упреждающих действий. Нужно рассматривать каждую выявленную потенциаль­ную проблему, определять, что могло ее вызвать, составлять список мероприятий.

5. Выработка предупредительных или сопутствующих меропри­ятий. Они могут быть направлены как на причины, так и на следствия.

6. Выработка подстраховочных мероприятий, для нейтрализации или минимизации проблем, если они все же возникают. Подстра­ховывающие мероприятия против негативных действий очень до­роги, поэтому обычно откладываются на максимально длительное время. Однако в случае благоприятных возможностей они необхо­димы.

7. Предусмотрение условий для введения в действие подстрахо­вывающих мероприятий. Без этого механизма подстраховка не может быть эффективной. Могут быть упущены благоприятные возможности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды коммуникаций в организации существуют?

2. Какие виды информации вы знаете и какими свойствами они могут обладать?

3. Чем отличаются запрограммированные решения от незапрограммированных?

4. Назовите известные вам подходы к принятию решений.

5. Определите этапы принятия рационального решения. При принятии каких решений может быть использован этот подход?

6. Как влияет среда принятия решений на их эффективность и точность?

 

Практическое задание

1. Вы располагаете суммой в 100 000 руб. Банк дает 12% го­довых. Акционерное общество выпустило 8 привилегированных акций по стоимости 2500 руб. каждая с доходом на акцию 10% годовых и 10 обыкновенных акций стоимостью 2000 руб. каж­дая. На дивиденды выделено 80 000 руб. Куда лучше вложить деньги?

 

2. Цех может выпускать два вида продукции: шкафы и тум­бы для телевизора. На каждый шкаф расходуется 3,5 м стан­дартных ДСП, 1 м листового стекла и 1 человеко-день трудо­затрат; на тумбу - 1 м ДСП, 2 м стекла и 1 человеко-день трудозатрат.

Прибыль от продажи одного шкафа составляет 200 у.е., а одной тумбы - 100 у.е. Материальные и трудовые ресурсы огра­ничены: в цехе работают 150 рабочих; суточный расход ДСП и стекла не должен превышать 350 и 240 м соответственно.

Какое количество шкафов и тумб должен выпускать цех, что­бы сделать прибыль максимальной?

 

3. Товар с трех оптовых баз поступает в два супермаркета. Количество товара, поступающего с каждой базы в каждый су­пермаркет, показано на рисунке. В таблице приведена стоимость перевозки товара в у.е. по разным маршрутам. Как спланировать перевозки товара наиболее экономичным образом?

 

ОПТОВЫЕ БАЗЫ

 

 

СУПЕРМАРКЕТЫ

 

Товар 1-й маршрут 2-й маршрут
А Б В    

 

4. В районе имеется 2 песчаных карьера, с которых песок вывозится на пятитонных грузовиках. Торговые предприятия ­поставщики S1 и S2 разрабатывающие карьеры, могут постав­лять соответственно 100 и 200 грузовиков с песком в день.

В этом районе имеется 3 завода железобетонных конструкций – потребители песка D1, D2 и D3, которым требуется соответственно 80,90 и 130 грузовиков от карьера – поставщика Si к заводу-потребителю Dj (в у.е.) приведены в таблице параметров.

I / Di D1 D2 D3 Запасы
S1        
S2        
Заказы        

 

Составьте план перевозок, минимизирующий затраты.

 

5. Коммерческий банк выплачивает проценты по вкладам на следующих условиях:

на срок не менее года - 15% годовых;

не менее 6 месяцев - 13% годовых;

не менее 3 месяцев - 12% годовых.

Вы располагаете суммой 100 000 руб. на год. Какая форма вклада принесет наибольший годовой доход?

6. Вам предложили сделку. Вы кладете деньги в банк, где они каждый месяц удваиваются, за это вы платите банку ежемесячно 2 400 руб., которые банк изымает из ваших денег после каждого их удвоения. Выгодна ли вам эта сделка?

7. Общая выручка предприятия за год – 250 тыс. руб. Норма прибыли – 25% ссудный процент – 4% годовых Решено выпустить 100 привилегированных акцию с годовым доходом 100 руб. на каждую. Определите сумму эмиссии и сколько можно выпус­тить обыкновенных акций при годовом доходе 500 руб. на каж­дую акцию?

 

8. Вам предлагают выбрать квартиру в строящемся доме на третьем либо на шестом этаже. При сравнении качества квартир возникает вопрос: во сколько раз путь по лестнице на шестой этаж длиннее, чем на третий (число ступенек между этажами одинаково).

 

9. Ваша фирма собирается приобрести ценный электронный прибор. Прибор может оказаться выпущенным одним из трех заводов, причем заранее неизвестно, каким именно. Обычно в продажу поступает 60% приборов с завода А, 30% - с завода С, 10% - с завода В. Соответственно вероятность того, что прибор проработает весь гарантийный срок без поломки, для различ­ных заводов составляет: для завода А – 0,9, для завода С – 0,6, для завода В – 0,8. Какова вероятность того, что купленный фир­мой прибор проработает весь гарантийный срок без поломки?

 

10. Торговый агент должен встретиться с иногородним кли­ентом и собирается лично вручить ему заказ на 6 000 руб. Если агент поедет поездом, то потеряет день на работе, который при­нес бы ему 3 000 руб. Полет самолетом позволит сохранить рабо­чий день, но если самолет не вылетит из-за тумана, то личная встреча с клиентом не состоится, но день на работе не будет потерян. В этом случае придется говорить с клиентом по теле­фону, что уменьшит сумму заказа на 1500 рублей. Вероятность тумана оценивается как 0,1 (по статистике, в это время года I день из 10 с туманом). Какое решение должен принять агент?

 

11. На промышленном предприятии готовятся к переходу на выпуск новых видов продукции – товаров народного потребле­ния. При этом возможны четыре решения – Р1, Р2, Р3 и Р4, каждому из которых соответствует определенный вид выпуска про­дукции или их сочетание. Результаты принятых решений существенно зависят от обстановки (степени обеспеченности производства материальными ресурсами), которая заранее точно не­известна и может быть трех видов: 01, 02 и 03 Каждому сочетанию решений Pi и обстановки Oj соответствует определенный выиг­рыш, помещаемый в клетки таблицы эффективности на пересечении Pi и Oj (табл.). Этот выигрыш характеризует относи­тельную величину результата предстоящих действий (прибыль, издержки производства и т.п.). Так, из таблицы видно, что при обстановке 01 решение Р2 в два раза лучше, чем Р3, а решение Р1 неодинаково эффективно для обстановки 01 и 02 и т.д.

Варианты решений Вариант обстановки
01 02 03
Р1 Р2 Р3 Р4 0,25 0,75 0,35 0,80 0,35 0,20 0,85 0,10 0,40 0,30 0,20 0,35

 

Необходимо найти решение, которое является наименее рис­кованным.

 

12. Группе из трех равнозначных компаньонов необходимо принять общее решение, выбрав его из четырех возможных аль­тернативных вариантов. Каждое лицо по-разному оценивает возможные решения.

Эта оценка приведена в таблице на основе придания реше­ниям различных рангов (так называемая ранжировка). Причем чем ниже ранг, тем предпочтение больше.

Лицо, принимающее решение Ранг
1-й 2-й 3-й 4-й
1-е 2-е 3-е А3 А3 А1 А4 А2 А2 А2 А1 А3 А1 А4 А3

Необходимо найти оптимальное групповое решение.

13. Владельцу груза приходится выбирать из двух альтерна­тив: страховать или не страховать перевозимый груз. Риск зак­лючается в том, что возможна катастрофа с вероятностью 0,1, 11 результате которой груз будет утрачен. Матрица полезности при­ведена в таблице.

Решение владельца груза Катастрофа (вероятность 0,1) Без катастрофы (вероятность 0,9)
Страховать груз Не страховать груз + 100 - 95 - 5 + 5

 

Полезность исходов определяется владельцем груза следую­щим образом: если груз застрахован, то в случае его утраты вла­делец получит страховую компенсацию в размере 100 тыс. руб., если же катастрофы не будет, он потеряет 5 тыс. руб., потрачен­ных на страховой полис. Если груз не застрахован, в случае ка­тастрофы теряется его стоимость – 95 тыс. руб. При благопо­лучном исходе владелец может распорядиться суммой 5 тыс. руб., сэкономленной на страховом полисе.

Страховать или не страховать груз?

 

14. Вам предлагается инвестировать средства в два предпри­ятия на выбор. При этом следует учитывать, что:

в первом случае допускается потеря вами 1 тыс. руб. с вероятностью 0,5;

во втором – потеря 2 тыс. руб. с вероятностью 0,3.

Какое решение сопряжено с меньшим риском?

 

15. Новый прибор, разрабатываемый на одном из предприя­тий, предполагается оснастить предохранителем. Предохрани­тель гарантирует сохранность прибора на случай внезапного прекращение подачи электроэнергии. Стоимость предохрани­теля – 50 руб. Стоимость ремонта прибора при выходе его из строя, если не будет предохранителя, - 150 руб. Стоит ли ста­вить предохранитель, ведь прекращения подачи электроэнергии может не произойти. Иными словами, стоит ли идти на риск?

 

16. Ваша фирма страхует автомобили граждан от угона на суммы по 5 тыс. руб. за один автомобиль. По статистике, веро­ятность угона автомобиля за год составляет 0,05%. Какова дол­жна быть сумма годового страхового взноса, чтобы годовой до­ход фирмы от страхования составил 100 тыс. руб.? В год вы страхуете в среднем 100 автомобилей.

 

17. На прием к директору записал ось несколько посетите­лей. Секретарь директора составила их список в алфавитном порядке, указав для каждого ориентировочную продолжитель­ность приема. Фамилии обозначены в списке их заглавными буквами. На прием директора, как видно из таблицы, отведено два часа, поэтому пришлось ограничиться всего шестью посети­телями.

Является ли составленное расписание наилучшим?

Номер по порядку Фамилия (начальная буква) Продолжительность приема, мин. Время ожидания, мин.
  Б Д Е К С Т    

 

18. Торговой фирме необходимо сделать заказ у предприя­тия-производителя на поставку одного из видов бытовых элект­роприборов. Годовая стоимость заказа равна 900 тыс. руб. Сто­имость издержек изготовления партии товаров – 10 тыс. руб. Стоимость издержек хранения товара равна 20% (0,2). Стоимость одного электроприбора – 10 руб. Какова стоимость оптималь­ной партии товара и ее натуральный объем?

 

Тест самоконтроля

1. Коммуникации влияют на качество решений следующим образом:

а) коммуникации не определяют ценности информации они, характеризуют каналы ее движения, и это главный фактор их влияния на качество решения;

б) коммуникации не влияют на качество решений, они определяют лишь организационные возможности разработки решений;

в) коммуникации характеризуют человеческий фактор управленческого решения;

г) от них зависит ценность информации, которая и определяет качество решения;

д) коммуникации отражают систему управления, решения – процесс управления.

 

2. Что такое информация с точки зрения менеджмента:

а) объем экономических данных в символах;

б) снятие неопределенности и однообразия;

в) количество документов;

г) количество знаков?

 

3. К какой информации относится размер (норматив) налога на прибыль:

а) переменной;

б) вторичной;

в) условно-постоянной;

г) производной?

 

4. Что не относится к основным элементам процесса коммуникаций:

а) отправитель;

б) получатель;

в) сообщение;

г) канал связи;

д) обратная связь;

е) функция?

 

5. Какие способы сокращения объема информации существуют в управлении:

а) кодирование;

б) передача информации речью;

в) мнемотехника;

г) сокращение слов;

д) все перечисленное;

е) пункты а, в, г?

 

6. Какое основное правило менеджера в коммуникациях:

а) уметь говорить;

б) уметь слышать;

в) уметь слушать;

г) владеть невербальными методами?

 

7. Что не относится к преградам на путях обмена информацией в организациях:

а) информационные перегрузки;

б) плохая структура управления;

в) форма оплаты труда;

г) искажение сообщения?

 

8. Без чего невозможны коммуникации:

а) демократического стиля руководства;

б) обратной связи;

в) положения о подразделениях;

г) планирования;

д) всего вышеперечисленного?

 

9. На что больше всего тратит время современный менеджер:

а) телефонный разговор;

б) совещания, прием посетителей, беседы;

в) работу с документами;

г) чтение специальной литературы?

 

10. С помощью каких методов можно проанализировать коммуникации:

а) оперограмма;

б) матричная модель;

в) сетевой график;

г) документограмма;

д) пункты а, г;

 

11. «Невербальная информация» - это:

а) слова;

б) символы;

в) обозначения;

г) жест;

 

12. Какие направления совершенствования коммуникаций являются наиболее эффективными:

а) эмаптия;

б) система сбора предложений;

в) компьютеризация;

г) диспетчерская связь?

 

13. Что относится к системе сбора предложений:

а) кружки качества;

б) временная аналитическая группа при руководстве;

в) телефонная сеть;

г) ящик для предложения;

д) пункты а, в, г;

14. Если анализируется стоимость информации, то каково направление такого анализа:

а) синтаксическое;

б) прагматическое;

в) семантическое;

г) экономическое?

 

15. Без чего невозможен выбор альтернатив:

а) установления проблемы;

б) критериев;

в) целеполагания;

г) анализа отклонений от плана?

 

16. Что в значительной мере влияет на процесс принятия решении по сравнению с другими:

а) неопределенность;

б) организационная структура управления;

в) стиль руководства;

г) вид организации;

 

17. Что является центральным звеном в процессе деятельности менеджера:

а) целеполагание;

б) организация работы;

в) принятие решений;

г) мотивация труда?

 

18. Какими методами принятия решений чаще всего пользуются менеджеры:

а) формальными;

б) математическими;

в) экспертными;

г) логическими?

 

19. Что первично в процессе принятия решения:

а) формулирование проблемы;

б) определение цели;

в) структуризация проблемы;

г) определение фактического состояния?

 

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

2. Менеджмент (Современный российский менеджмент)): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с.

3. Менеджмент. Учебник / Под ред. Герчиковой И.Н. – М.Юнити 2000. – 501с.

4. Управление в АПК Королев Ю.Б., Мазлоев В.З., Мефед А.В. и др.. – М.: Колос, 2002.

 

Дисциплинарный модуль 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.015 с.)