Сущность управленческого решения в социокультурном менеджменте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управленческого решения в социокультурном менеджменте.



В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:

· возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;

· необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;

· необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.

Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные:

· на восстановление контроля за ходом событий;

· корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;

· использование открывшихся возможностей.

Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.

Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Для управленческого решения характерны:

· целенаправленность;

· волевой характер;

· директивность;

· конкретность.

Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.

Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:

· конкретизация содержания проблемы;

· локализация места возникновения проблемы;

· определение момента возникновения проблемы;

· установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;

· определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.

Основные способы распределения причин возникновения проблемы:

· выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;

· выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;

· построение причинно-следственной диаграммы;

· составление карты мнений.

Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:

· неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;

· завышенные или заниженные критерии;

· ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;

· непредвиденные обстоятельства.

Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:

· применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

· изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

· снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;

· применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

· структуризация проблемы и построение дерева целей;

· обеспечение сопоставимости вариантов решений;

· обеспечение многовариантности решений;

· правовая обоснованность принимаемого решения;

· автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

· разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

· наличие механизма реализации решения.

Типология управленческих решений.

Классификация управленческих решений:

1. По степени влияния на будущее организации:

А) стратегические (определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели)

Б) тактические (конкретные методы достижения первых)

2. по масштабам:

А)глобальные – охватывают всю организацию в целом

Б) локальные – затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. по продолжительности периода реализации:

А) долгосрочные(более пяти лет)

Б) среднесрочные (от 1года до 5лет)

В) краткосрочные (менее 1 года)

4. по направленности воздействия:

А) внешние

Б) внутренние

5. по обязательности выполнения:

А) директивные – принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения

Б) рекомендательные – принимаются совещательными органами.

В) ориентирующие – определяют единое направление деятельности подсистем организации

6. по функциональному назначению:

А) регулирующие – определяют метод выполнения действий

Б) координирующие – концентрируют усилия вокруг проблемы

В) контролирующие – направлены на оценку результатов

7. по широте охвата:

А) общие – распространяются на всю компанию

Б) специальные – рассматривают отдельные вопросы

8. по степени запрограммированности:

А) запрограммированные – принимаются в стандартных ситуациях

Б) незапрограммированные – принимаются в новых условиях

По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство.

10. по способам принятия:

А) интуитивные – принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты

Б) адаптивные – принимаются в соответствии с профессиональными и личными знаниями руководителя

В) рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.

Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.

Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и его шансы на правильный выбор решения не очень высоки.

Управленческие решения принимаются людьми, а потому их характер во многом зависит от личности менеджера, непосредственно участвующего в их разработке.

Уравновешенные решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

Импульсивные решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

Инертные решения – результат осторожного поиска менеджера. В них уточняющие и контролирующие действия преобладают над генерированием идей, где трудно обнаружить оригинальность, новаторство, блеск.

Если менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых трудностей и принять рискованные решения.

Осторожные решения появляются тогда, когда менеджер тщательно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Решения не отличаются новизной и оригинальностью.

Обязательные элементы управленческого решения:

1. Целенаправленность;

2. Волевая характеристика решений;

3. Директивность;

4. Конкретность.

Технология разработки управленческого решения:

1. Подготовка принятия решения представляет собой процесс преобразования бытового в политике.

I стадия – Разработка управленческого решения:

1. Признание проблемы;

2. Формирование проблемы;

3. Критерии решения проблемы;

4. Интерпретация проблемы.

II стадия – Выбор разработки альтернатив:

1. Технологии;

2. Методика предположений;

3. Реализация.

III стадия – Реализация решения и его корректировка:

1. Обратная связь.

IV стадия – Процедура принятия решений:

1. Авторитарные;

2. Квазиавторитарные (решение – дело руководителя, а дело к нему - общее прошение).

3. Консультация;

4. Коллегиальная (общее собрание, группа);

5. Квазиколлегиальная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.016 с.)