ТОП 10:

Прогноз проектной численности населения



На перспективу уровень естественного прироста во многом будет зависеть от реализации целевых программ: федеральных, областных и районных, а также мероприятий, которые должны быть осуществлены администрацией района и сельского поселения для решения демографических проблем в развитии федеральных программ.

Прогнозирование численности населения Бугульдейского сельского поселения производилось исходя из существующего социально-экономического положения, намечаемых мероприятий по дальнейшему его развитию.

Проектная численность населения была определена, основываясь на прогнозе показателей естественного и механического движения населения. Следует отметить, что естественная динамика численности населения в значительной степени инерционна и трудноизменяема. То есть, негативные демографические процессы, происходящие в настоящее время, будут оказывать влияние на формирование населения сельского поселения и в перспективе. Миграционная составляющая, в свою очередь, может испытывать значительные колебания из года в год, в определенной мере определяться общегосударственной миграционной политикой, расширением мест приложения труда на селе, совершенствованием социальной инфраструктуры поселения и условий проживания.

Проектом предполагается, что к моменту первой очереди и к концу расчётного срока численность населения муниципального образования будет увеличиваться.

Данные об основных ожидаемых демографических показателях представлены в таблице № 12.

 

Ожидаемый ориентировочный уровень компонентов формирования населения Бугульдейского сельского поселения,(чел на 1000 жителей, ‰)

Таблица № 12

№ п/п Показатели 2011г. * Первая очередь (в среднем за период) 2011-2020 гг. Расчётный срок (в среднем за период) 2020-2030 гг.
Рождаемость 11,8 11,8
Смертность 9,8 9,5
Естественный прирост 1,8 2,5
Миграционный прирост -0,2 -0,1 0,1
Сокращение (увеличение) численности населения 1,6 1,9 2,6
Численность населения на конец периода, (чел.)

* в среднем за последние три года

Рост рождаемости, сокращение оттока населения, миграционный прирост, будут способствовать изменению возрастной структуры. По проекту ожидается небольшое сокращение доли населения младше трудоспособного возраста, увеличение доли трудоспособного населения, рост доли лиц пенсионного возраста, связанное со снижением уровня смертности.

Прогноз возрастной структуры населения

Таблица № 13

№ п/п Возрастные группы 2011г. 1 очередь (2020г.) Расчётный срок (2030г.)
% тыс.чел. % тыс.чел. % тыс.чел.
Моложе трудоспособного 18,2 18,3
Трудоспособного 61,6 61,3
Старше трудоспособного 20,2 20,4
Всего

Выводы:

- проектная численность населения определилась следующим образом:

· на первую очередь – 1125 чел.

· на конец расчётного срока – 1135 чел.

- для достижения расчётной величины численности населения в течение расчётного срока потребуется небольшое увеличение естественного и механического прироста населения.

Экономическая база и сфера занятости

Трудовые ресурсы являются одним из главных факторов развития территории. Численность занятых в экономике (число работников всех организаций распложенных на территории сельского поселения с учётом занятых индивидуально-трудовой деятельностью, в фермерских хозяйствах, а также занятых в домашнем хозяйстве, включая личное подсобное хозяйство, производством товаров и услуг для реализации) за последний отчётный год составила 158 человек, что соответствует 90,8 % от экономически активного населения. Общее количество безработных - 489 чел., из них зарегистрированных - всего 16 чел. Таким образом, численность экономически активного населения на 01.01.2011г. составила 174 чел., что составляет 15,5 % от общей численности постоянного населения и 27 % от численности населения в трудоспособном возрасте.

Данные о распределении занятого населения по видам экономической деятельности представлены в таблице:

Таблица № 14

№ п/п Отрасль производства 2011г.
чел. %
Занято в экономике всего: 158 100
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 14,5
Добыча полезных ископаемых 1,9
Обработка древесины 1,3
Оптовая и розничная торговля 17,7
Образование 30,4
Здравоохранение, предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 14,7
Административная деятельность 7,6

 

В программе комплексного социально-экономического развития Ольхонского района, на основе комплексной оценки экономического развития, муниципальные образования района были разделены на 3 группы.[4] Бугульдейское муниципальное образование было отнесено к группе территорий, требующих переориентации экономического развития. Основу экономики этих муниципалитетов формируют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Занятость населения обеспечивается также бюджетной сферой и ведением личных подсобных хозяйств.

Таким образом, большая часть занятого населения Бугульдейского сельского поселения работает в бюджетных организациях, торговле и сфере услуг.

Ограниченность мест приложения труда, влечёт за собой отток населения в трудоспособном возрасте, и как следствие отток квалифицированных кадров. Перспективы развития рынка труда сельского поселения могут быть связаны как с дальнейшим развитием рекреационного и этнотуризма, так и с возможным размещением на территории муниципального образования обрабатывающих производств.

Выводы:

- численность экономически активного населения на 01.01.2011 г. составила 158 человек (15,5 % численности населения поселения). Основная его часть работает в бюджетных организациях;

- для сельского поселения характерен высокий процент скрытой безработицы, часть трудоспособного населения, в целях поиска работы переезжает в Иркутск.

- в условиях развития агропромышленного комплекса занятость сельского населения и личных подсобных хозяйствах необходимо рассматривать в едином социально-экономическом пространстве. Таким образом, к занятым в сельском хозяйстве можно отнести также владельцев личных подсобных хозяйств, реализующих производственную продукцию. А их численность, соответственно, будет повышать уровень занятости населения, и снижать уровень безработицы. Необходимо принятие активных мер по реализации региональной программы закупки продукции у сельского населения, которая даёт возможность повысить товарность личных подсобных хозяйств населения;

- перспективы развития рынка труда сельского поселения могут быть связаны с формированием сферы туризма. Это будет способствовать вовлечению в оборот местных ресурсов, развитию сельского хозяйства - поставщиков продовольствия для пунктов питания туристов, созданию дополнительных рабочих мест. Кроме этого, с возможным размещением на территории муниципального образования обрабатывающих производств.

 

 

Промышленное производство

В настоящее время на территории сельского поселения обрабатывающее промышленное производство практически отсутствует. К обрабатывающему предприятию относится существующая частная пилорама, с официально зарегистрированным числом работающих – 2 человека.

Учитывая предложения «Программы социально-экономического развития Бугульдейского сельского поселения»[5], проектом предлагается размещение на территории муниципального образования новых площадок для обрабатывающих производств.

На базе сооружений, принадлежавших ранее леспромхозу, предлагается организовать цеха по переработке древесины и обработке мрамора, а так же изготовление мраморной плитки.

В перспективе возможно размещение в районе д. Куртун, модульных мини-производств по переработке молока, мяса и шерсти.

Размещение промышленного производства на территории муниципального образования, приведёт как к созданию новых рабочих мест, так и к увеличению налогооблагаемой базы, и, следовательно, поступлений в местный бюджет.

 

Сельское хозяйство

Основу экономики Бугульдейского муниципального образования составляет сельское хозяйство. Однако сельскохозяйственное производство поселения находится на низком уровне, между тем развитие сельского хозяйства имеет большое значение в жизни поселения, т.к. продукция местного производства дешевле и качественнее завозимых продуктов питания.

Специализация сельского хозяйства в Ольхонском районе (и в поселении) овцеводство, скотоводство мясного и молочного направления, коневодство.

Земли сельхозназначения - в основном это земли бывших сельскохозяйственных организаций.

Сельскохозяйственные угодья составляют - 9,3 тыс. га (пашня – 7,8 тыс. га, сенокосы и пастбища – 1,45 тыс. га). Таким образом, сельскохозяйственная освоенность в поселении составляет всего 6 % (по Ольхонскому району – 3,6 %), распаханность сельхозугодий – 84 % (по району – 11 %).

Длительное время продолжается естественный процесс лесозарастания сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни. Причины этого процесса - нестабильное экономическое положение в сельском хозяйстве.

В границах проектируемого сельского поселения в настоящее время в сельском хозяйстве сформировалось две группы товаропроизводителей: крестьянские (фермерские) хозяйства (17) и личные подсобные хозяйства (387).

Для получения дополнительного дохода порядка 70 % населения ведут личные подсобные хозяйства. Однако за последние годы поголовье скота в личных подсобных хозяйствах населения значительно снизилось.

По отчёту за 2011г. во всех категориях хозяйств посевная площадь составляет порядка 90 га (в основном картофель и овощи в ЛПХ). Поголовье крупного рогатого скота составляет - 944 голов, в т.ч. 413 голов коров, 88 свиней, 1,4 тыс. голов овец, коз, 57 лошадей. Во всех категориях хозяйств производится: 0,6 тыс. т картофеля, 0,5 тыс. т овощей, 0,96 тыс. т молока, 0,25 тыс. т мяса.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, могут передаваться в аренду для ведения сельскохозяйственного производства «новым» сельхозпредприятиям, ЛПХ, КФХ. Невостребованными земельными долями бывших сельхозорганизаций занимается поселение (составление списков на формирование земельных участков).

Население испытывает трудности с приобретением грубых и концентрированных кормов. Стоимость кормов местного производства, чаще всего, выше привезённых из других регионов. Продукция производится для собственного потребления. Отсутствие заготовительных организаций и низкие закупочные цены, замедляют развитие ЛПХ. Необходима организация пунктов приёма (сбора и заготовки) и первичной переработки сельхозпродукции для всего района, одним из них может быть организованный пункт в п. Бугульдейка.

Природно-климатические условия не способствуют развитию сельского хозяйства, Иркутская область расположена в зоне рискованного земледелия, поэтому результаты сельскохозяйственной деятельности в растениеводстве в значительной мере зависят от складывающихся агрометеорологических условий в период зимовки и вегетации растений. Температура воздуха колеблется от -10°С до +17°С. Среднегодовое количество осадков 200-243 мм (наибольшее количество осадков приходится на летние месяцы).

Почвы района малоплодородные, по кадастровой оценке сельхозугодия поселения (и района) относятся к землям с кадастровой оценкой значительно ниже средней областной.

В последние годы на восстановление и развитие сельского хозяйства направлены приоритетные программы по развитию АПК в Иркутской области. Областной и районной программой осуществляется поддержка роста производства продукции животноводства. Для обеспечения увеличения объёмов животноводческой продукции, сохранения и увеличения поголовья всех видов сельскохозяйственных животных, а также использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих комплексов предполагается осуществлять компенсацию части затрат на приобретение новой техники для заготовки и приготовления кормов, доильного, холодильного и технологического оборудования.

Основные мероприятия по АПК района (по развитию растениеводства):

- эффективное использование пашни: вовлечение всей пашни в сельскохозяйственный оборот, соблюдение научно-обоснованной структуры посевных площадей, севооборотов;

- повышение почвенного плодородия;

- применение ресурсосберегающих технологий;

- реконструкция мелиоративных систем;

- обновление семенного фонда, расширение площади посева элитными семенами;

- создание прочной кормовой базы для животноводства, предусматривающей производство на 1 условную голову скота не менее 35 ц.к.ед.;

- расширение площадей культурных пастбищ и улучшенных сенокосов;

- организация и проведение агрохимического обследования на всей площади пашни;

- организация внесения минеральных удобрений в научно-рекомендованных дозах, согласно результатам агрохимического обследования.

В программе социально-экономического развития Бугульдейского муниципального образования на 2011 – 2015 гг. разработаны следующие приоритеты социально-экономического развития сельского поселения:

- создание базы устойчивого производства и снабжения населения и туристических баз сельхозпродукцией;

- развитие скотоводства: разведение КРС мясного направления, создание базы для скотоводства молочного направления;

- развитие овцеводства и коневодства;

- на базе значительных земельных угодий в районе д. Куртун организовать животноводческое предприятие, занимающееся производством молока, мяса и шерсти;

- активизировать работу по выделению и оформлению земельных участков сельхозназначения в аренду для развития животноводства;

- улучшение кормовых угодий и кормов на пашне (многолетние травы);

- строительство и реконструкция чабанских стоянок; строительство убойных цехов, создание МТС;

- организация единой сети сбыта и создание общего бренда продукции Ольхонского района;

- кооперация с соседними районами по заготовке кормов;

- организация тепличного хозяйства;

- организация первичной переработки (мяса, шерсти, молока и пр.).

В проекте на расчётный срок предлагается реконструкция (строительство) животноводческой фермы КРС (в д. Куртун) на 300 голов, в т.ч. на 100 голов коров. Необходимо закупать племенное поголовье скота (казахской белоголовой и калмыцкой пород КРС). Важным приёмом оптимизации использования пастбищ является загонная (канадская) система пастьбы. При загонном выпасе допустимая нагрузка составляет 4-12 голов КРС на 1 га. Необходимо создание временной пасеки на многолетних травах для опыления кормовых культур. Для контроля качества сельхозпродукции необходимо создание ветеринарного пункта.

Необходимо создание кооператива (пункта) по заготовке, закупу и переработке сельхозпродукции с ЛПХ.

Для развития сельского хозяйства в поселении необходимо учитывать ресурсную составляющую в целом по району. Вопрос о продовольственной безопасности решается на региональном уровне, однако развитие сельского хозяйства в районе (и в поселении) имеет большое значение для области. Развитие сельского хозяйства зависит также от инвестиций (наличия инвестора) в районе (в поселении).

Очень важно эффективное управление земельными ресурсами (создание нормативной базы для местного оборота земли, а также контроль за системой оборота и гласность в её функционировании и пр.).

Следует отметить, что район не полностью использует потенциальные возможности и имеет резервы для развития сельского хозяйства за счёт улучшения существующих сельхозугодий и вовлечения в оборот неиспользуемую пашню (увеличение посевных площадей с учётом паров 3-4 %). В настоящее время в районе используется (под посевные площади и пары) только 25 % всей пашни района.

В районе возможно увеличение поголовья скота, в «условных головах», в 5 раз (по наличию кормовых угодий). В настоящее время приходится на 1 условную голову скота во всех категориях хозяйств района – около 7,7 га кормовых угодий (сенокосы, пастбища и корма на пашне) при норме 1,1-1,3 га. В проекте на расчётный срок рассматривается возможность увеличения поголовья скота в «условных» головах на 30 %. В этом случае поголовье КРС может составить порядка 1200 голов, в т.ч. 525 голов коров, 100 свиней, 1500 овец, 2тыс. голов птицы.

Для этого необходима закупка племенного скота и строительство современных животноводческих помещений. Кормовые ресурсы поселения (1,5 га кормовых угодий на условную голову скота) не позволяют значительно увеличивать поголовье скота, кормовой базой для развития животноводства в поселении могут служить кормовые угодья района.

В валовом производстве продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств поселения в среднем может быть получено: картофеля и овощей – 1,3 тыс. т, мяса (в живом весе) 0,3 тыс. т (в уб. весе – 0,2 тыс. т), молока 2 тыс. т, яиц 240 тыс. штук.

Необходимо обеспечение сельхозтоваропроизводителей сельхозтехникой (приобретение, аренда), создание перерабатывающих предприятий сельхозпродукции в районе (поселении).

В проекте предлагается организация центра агросервисного обслуживания в п.Бугульдейка для хозяйств всех форм собственности (ремонт, прокат техники и оборудования и пр. ).

Для развития сельского хозяйства в поселении необходимо учитывать ресурсную составляющую в целом по району. Вопрос о продовольственной безопасности решается на региональном уровне, однако развитие сельского хозяйства в районе (и в поселении) имеет большое значение для области. Развитие сельского хозяйства зависит также от инвестиций (наличия инвестора) в районе (в поселении).

На перспективу необходимо выполнить следующие задачи (в целом по району и в поселении):

• увеличение объёмов сельскохозяйственной продукции и преодоление кризисных явлений во всех категориях хозяйств;

• наиболее полное обеспечение местных потребностей населения продуктами питания местного производства, повышение качества продукции;

• повышение роли района на региональном рынке сельхозпродукции;

• производство экологически чистой продукции;

• стимулирование рационального использования земель;

• переход к инновационному типу развития в отрасли (технологии, система земледелия и животноводства, все научные достижения в отрасли, техника, оборудование и пр.);

• создание благоприятного инвестиционного климата.

Основные проблемы развития сельского хозяйства района обусловлены недостаточной развитостью инфраструктуры рынков сельхозпродукции и продовольствия, недоступностью кредитов личным подсобным хозяйствам в связи с возрастными ограничениями кредитополучателей и большому объёму необходимых документов.

Трудности устойчивого обеспечения сельхозпроизводства техникой и оборудования обусловлены диспаритетом цен, недостаточной возможностью получения кредитных ресурсов на приобретение сельхозтехники и пополнение оборотных средств ограничены отсутствием должного залогового обеспечения у заёмщиков.

Одной из главных проблем сдерживания развития деятельности сельхозтоваропроизводителей являются систематический рост цен на горюче-смазочные материалы и энергоресурсы.

Проектируемый уровень развития сельскохозяйственного производства, в районе (и в поселении) может быть, достигнут при ликвидации существующих недостатков, создании материально-производственной базы, наличии инвестиций, долгосрочных кредитов и пр. При "неблагоприятных" условиях развития (дальнейший упадок, отсутствие достаточных инвестиций и законодательной базы) обеспечение населения продуктами питания будет в основном за счёт личных подсобных хозяйств (приусадебные земли, сады, огороды) и небольшого количества рентабельных предприятий, крепких фермерских хозяйств, а доля ввозимых продуктов значительно увеличится.

Земельный фонд

В соответствии с картографическими материалами и данными администрации муниципального образования, территория Бугульдейского сельского поселения составляет на 01.01.2011 г. – 151,456 тыс. га. Данная территория относится к разным категориям земель, перечень которых представлен ниже, в таблице № 15.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.02 с.)