Учебно-тренировочный 3-4 года обучения (углубленной тренировки)) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-тренировочный 3-4 года обучения (углубленной тренировки))



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Учебная программа по легкой атлетике» по содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению – специальной, по форме организации занятий – групповой, по времени реализации – длительной подготовки.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивных школ, ведущих учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки 1,2,3 года обучения (9-11лет), учебно-тренировочных группах 1-5 года обучения (12-18 лет) специализации легкой атлетики. Программа рассчитана на 8 лет обучения. Программа является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по видам легкой атлетики: многоборье (4хборье:бег, прыжки, метания);спринтерский бег(100,200,400м.);бег на средние дистанции(800,1500м).

Новизна программы состоит в том, что наряду с учебным планом, объемами нагрузки в программе представлено тематическое планирование по периодам подготовки в годичном тренировочном цикле, что позволяет учитывать задачи периодизации спортивной подготовки, сохранить непрерывность и единство тренировочного процесса.

Актуальность данной п рограммы в многоборной направленности на этапах начальной подготовки и начальной специализации (до УТГ-3г. обучения). Необходимость реализации принципа многоборной подготовки юных спортсменов подкрепляется числом исследований и опытом спортивной практики. Убедительно доказано, что максимальный прогресс юного спортсмена в специализации требует, в качестве самого необходимого условия, общего роста функциональных возможностей организма, постоянного расширения фонда навыков и умений, повышения двигательной культуры. Именно многоборное содержание тренировки юных легкоатлетов характеризуется преимущественной направленностью на эффективность базовой подготовки. Она в свою очередь, обеспечивает спортсменам надежную основу для дальнейшего спортивного совершенствования и создает благоприятные предпосылки для достижения результатов высокого класса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью систематизации процесса многолетней подготовки юных спортсменов, учитывающей научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации физического развития воспитанников. Полная реализация программы поможет воспитанникам достичь результатов 2, 1 спортивных разрядов в избранном виде легкой атлетики в соответствии с природными задатками.

Настоящая программа разработана с учетом современных образовательных технологий и содержит следующие структурные компоненты: средства, методы, принципы и формы обучения, а также текущий и этапный контроль контроля.

Втеории физической культуры сформировались три группы методов:

1. Направленные на овладение знаниями.

2. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.

3. Направленные на развитие физических качеств и способностей.

К 1 группе относятся: рассказ – изложение событий в повествовательной форме (теоретические занятия, техника движений, игровая деятельность);

Беседа – вопросно-ответная форма овладения учебным материалом, обмен мнениями (теоретические занятия, воспитательная работа, анализ, самоанализ тренировочной и соревновательной деятельности);

Описание – подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения («школа движений», технико-тактическая подготовка);

Характеристика – обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия (отвечает на вопрос «как делать?», слитно, плавно. энергично и т.д.);

Объяснение – раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений (отвечает на вопросы «зачем? почему так, а не иначе?»).

Ко 2 группе относятся: методы расчлененного упражнения – метод собственно расчлененного упражнения (использование относительно крупных заданий, охватывающих одну или несколько фаз целого упражнения), метод решения узких двигательных задач (вычленение отдельных характеристик движения), метод «по разделениям»;

Методы целостного упражнения – собственно целостный метод (применение в качестве обучающего упражнения целевого движения); целостного упражнения с постановкой частных задач; целостного упражнения с развертыванием от ведущего звена; метод подводящих упражнений (применение действий структурно-родственных целевому упражнению).

К 3 группе относятся: методы стандартного упражнения (прерывного, непрерывного – равномерного, повторного); методы вариативного упражнения (прерывного, непрерывного – переменного, интервального);

Игровой и соревновательный методы можно отнести ко 2 и 3 группе методов.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за рамки физического воспитания, и даже воспитания в целом. Однако одна из главных функций игры – педагогическая: игра является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле.

Определяя игру, как ведущую деятельность детей, целесообразно опираться на игровой метод организации учебно-тренировочных занятий по спортивной аэробике, особенно на этапах начальной подготовки.

Особое положение в группе методов занимает соревновательный метод. Так как, выступая на официальных соревнованиях, дети демонстрируют все, что они достигли в процессе того или иного этапа подготовки, проверяют свои силы, возможности, выполняют спортивные разряды. На соревнованиях спортсмены выступают от 6 до 16 раз в год в зависимости от уровня их подготовленности и спортивной квалификации.

Также соревновательный метод применяется в системе занятий по данной программе как способ активизации двигательной деятельности при выполнении упражнений и стимулирования интереса детей. Элементы соревновательной деятельности на тренировках проявляются в подвижных играх и эстафетах.

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, то есть в принципах.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение воспитателя (тренера – преподавателя) к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъективно – субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальным особенностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет учащимся расширить сферу общения. Формировать навыки социальной адаптации. Интеграции, индивидуализации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико-биологического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебно-тренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки.

Учебная программа определяет содержание учебно-тренировочного процесса многолетней подготовки юных спортсменов на этапах начальной(предварительной) подготовки (НП), учебно-тренировочном (начальной спортивной специализации и углубленной тренировки) (УТ).Программный материал по обучению технике и тренировке составлен отдельно для каждого вида легкой атлетики. Указаны темы для теоретических и практических занятий, рекомендованы примерные допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является оздоровление и укрепление организма, воспитание физически крепкой, психологически устойчивой личности, подготовка спортсменов -разрядников 3,2,1 спортивных разрядов, членов сборной команды района, области.

Основной задачей программы по легкой атлетике является задача многолетней целенаправленной подготовки легкоатлетов которая предусматривает:

· содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности, укреплению здоровья учащихся;

· неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки:

· подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих

бойцовскими качествами спортсменов;

· подготовку инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике;

· подготовку и выполнение контрольных и разрядных нормативов.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Программный материал изложен в соответствии с режимом учебно-тренировочной работы, рекомендованным «Нормативно-правовым и программным обеспечением деятельности спортивных школ в Российской Федерации». (2008 г.)

 

ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Для выполнения программы учащиеся отделения легкой атлетики распределяются по следующим учебным группам:

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической, спортивной подготовке

Этапы подготовки год обучения   Минимальная наполняемость групп (чел.) Максимальная наполняемость групп (чел.) Максимальный объём уч-трен. работы (час\нед)
начальной подготовки 1 год      
2-3 год      
Учебно-трениро вочный 1 год      
2 год Устанавливаются учреждением    
3 год    
4 год    
5 год    

 

год обучения   Минимальный возраст для зачисления (лет) Требования по физической и спортивной подготовке
На начало учебного года На конец учебного года
Группы начальной подготовки
До года   Предварительная подготовка по учебному плану в течении 1-2 месяцев, сдача вступительных экзаменов Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний
Свыше года(2-3) 10-11 Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний Выполнение нормативов ОФП, технической, специальной подготовки, контрольно-переводных испытаний
Учебно-тренировочные группы
1-й 12-13 Выполнение нормативов ОФП, СФП, контрольно-переводных испытаний Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний, 3юн.разряд
2-й 13-14 Выполнение нормативов ОФП, СФП, 3юн.разряд Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний, 2юн.разряд
3-й 14-15 Выполнение нормативов ОФП, СФП, 2юн.разряд Выполнение нормативов контрольно – переводных испытаний, 2,1юн.разряд
4-й 15-16 Выполнение нормативов ОФП, СФП, 1юн.разряд Выполнение нормативов контрольно- переводных испытаний, 3,2 взр.разряд
5-й 16-17 Выполнение нормативов ОФП, СФП, 3-2 взр. разрядов Выполнение нормативов контрольно- переводных испытаний, 3,2,1 взр.разряд

 

Реализация программы предполагает соблюдение ряда условий:

1) систематичности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса

2) постоянного учета физического развития и физической подготовленности учащихся

3) регулярного врачебного контроля за функциональным состоянием занимающихся

4) четкой организации и высокого качества работы тренерско-преподавательских кадров

5) наличие материально-технической базы.

Программа предназначена для детей и подростков 9-18 лет. Реализация программы предполагает следующие формы организации деятельности воспитанников: групповые учебно-тренировочные занятия, контрольно-переводные тесты, соревнования, теоретические занятия, восстановительные мероприятия, диспансеризация, судейская практика.

Программа реализуется в четыре этапа: этап начальной подготовки (возраст – 9-11 лет), учебно-тренировочный этап многоборной подготовки (возраст 11-13 лет), учебно-тренировочный этап углубленной тренировки (возраст 13-15 лет), учебно-тренировочный этап углубленной специализации (возраст 15-18 лет).

Задачи на этапах обучения:

Начальной подготовки 1,2,3 года обучения:

1. Формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой

2. Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма

3. Развитие физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты, выносливости. Формирование двигательной культуры.

4. Обучение специальным беговым и специальным подготовительным упражнениям.

5. Ознакомление и обучение основам техники видов легкой атлетики (бега, прыжков в длину, прыжков в высоту, барьерного бега, метания мяча)

6. Воспитание дисциплинированности и навыков самоорганизации.

7. Воспитание способности к проявлению максимальных усилий в двигательном упражнении и концентрации внимания на выполнение движений.

Учебно-тренировочный 1-2 года обучения (многоборной подготовки)

1. Повышение уровня общефизической и специальной подготовленности

2. Изучение техники легкоатлетических упражнений

3. Воспитание уверенности и психологической устойчивости

4. Воспитание потребности к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек и правонарушений.

5. Обучение анализу тренировочной и соревновательной деятельности.

Легкоатлетов

· групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

· тестирование;

· прохождение медицинского контроля;

· участие в спортивных соревнованиях различного масштаба и матчевых встречах;

· учебно-тренировочные занятия в условиях спортивно-оздоровительных

лагерей;

· инструкторская и судейская практика

Продолжительность одного учебного занятия не может превышать:

- на этапах начальной подготовки - 2 часа

- на учебно-тренировочном этапе - 3 часа

 

Условия зачисления в спортивную школу, переводы учащихся на последующий год обучения, этапы многолетней спортивной подготовки.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся 9-11 лет общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом по заявлению родителей и имеющие письменное разрешение врача, прошедшие предварительную подготовку по учебному плану в течении 1-2 месяцев и сдавшие вступительные экзамены.

На учебно-тренировочный этап зачисляются спортсмены-учащиеся 12-17 лет, прошедшие обучение на этапах начальной подготовки не менее одного года и выполнившие требования общефизической, специальной, технико-тактической подготовке.

Зачисление спортсменов -учащихся на очередной год обучения и этап подготовки производится при улучшении ими результатов выступления в соревнованиях и тестировании по общей, специальной, технической подготовке и выполнения требований к уровню их спортивного мастерства по этапам подготовки.

Спортсмены - учащиеся, не выполнившие требования для перевода на следующий год обучения или этап подготовки остаются на повторный год обучения. При улучшении своих спортивно-технических результатов они могут быть восстановлены на тот год обучения с которого были переведены на повторный этап обучения.

Учащиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены:

- в случае ухудшения состояния здоровья на основании медицинского заключения;

-не освоения минимальных объемов тренировочных нагрузок предусмотренных учебным планом;

-при прекращении посещения занятий без уважительных причин;

-за неоднократные дисциплинарные взыскания и грубейшие нарушения внутреннего распорядка и техники безопасности.

 

 

III. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН и тематическое планирование.

Система подготовки юных спортсменов требует четкого планирования нагрузок, применяемых в процессе тренировки, с учетом возрастных особенностей растущего организма.

Общий подход к планированию, на всех этапах многолетней тренировки, заключается в постоянном возрастании объемов общей и специальной физической подготовки, с изменением их процентного соотношения в сторону увеличения удельного веса средств СФП при снижении ОФП, процент технической подготовки постепенно увеличивается и составляет более половины от общего объёма тренировочных средств.

Предлагаемый учебный план составлен с расчетом на 46 недель занятий в условиях спортивной школы, оставшиеся 6 недель активного отдыха учащихся предполагают занятия в спортивно-оздоровительных лагерях, по индивидуальным планам.

 

Этапы Разделы ГНП-1 6 час. ГНП-2 9 час. ГНП-3 9 час. УТГ-1 12 час. УТГ-2 14 час. УТГ-3 16 час. УТГ- 18 час. УТГ-5 20 ч
                 
Общая физическая подготовка 42% 41% 41% 39% 36% 30% 25% 23%
Специальная физическая подготовка 7% 8% 8% 10% 12% 14% 15% 15%
Технико-тактическое мастерство 45% 48% 48% 48% 50% 54% 58% 60%
Теоретическая подготовка                
Контрольно-переводные испытания                
Контрольные соревнования Согласно календарю спортивно-массовых мероприятий  
Восстановительные мероприятия           + + +
Инструкторская и судейская практика           + + +
Медицинское обследование + + + + + + + +
Итого часов:                

 

 

Планирование годичного цикла тренировки зависит от задач конкретного этапа подготовки, календаря спортивно-массовых мероприятий и сроков проведения основных стартов года. Кроме того, каждый тренер вносит корректировки в зависимости от расписания занятий.

Обще­годовой объем учебно-тренировочной работы, пре­дусмотренный указанными режимами работы, на­чиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25 %.

 

 


  ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ (СЕТКА ЧАСОВ) (46 учебных недель)
    № п\п     Р а з д е л ы программы Группы начальной подготовки Учебно-тренировочные группы
Г о д ы о б у ч е н и я
      (4хборье) (4хборье)      
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия (в академических часах)
               
к о л и ч е с т в о ч а с о в в неделю
               
    годовой объем
  Теория                
  Общая физическая подготовка                
  Специальная физическая подготовка                
  Технико-тактическая подготовка                
  Восстановительные мероприятия           + + +
  Инструкторская и судейская практика           + + +
  Контрольно-переводной экзамен                
  Соревнования   по к а л е н д а р ю
  Итого                
                         

 

 

 

 


(примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для групп начальной подготовки

1г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания)– 6 час/ нед.(46 нед)

№п/п Разделы подготовки М е с я ц ы Год объем
сен окт ноя дек янв фев мар апр май июнь июль август час
  Теорет.подготовка                          
1.1 Правила поведения в спортивном зале и на стадионе Х   Х                    
1.2 Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья   Х                      
1.3 Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта на организм человека.       Х                  
1.4 Личная и общественная гигиена         Х                
1.5 Закаливание организма           Х              
1.6 Места занятий и инвентарь             Х            
1.7 Правила соревнований               Х          
  Общая физическая подготовка                          
2.1 Бег, ходьба                          
2.2 общеразвивающие упр.                          
2.3 упр. для разв физич.качеств (гибкость,ловкость,подвижность в суставах, сила и т.д.)                          
2.4 Упр. со снарядами (скакалка, н/мячи, гантели и т.д.)                          
2.5 Акробатические упражнения                          
2.6 подв. игры, эстафеты                          
2.7 спортивные игры                          
  Специальная физическая подготовка                          
3.1 Специальные подводящие и беговые упражнения                          
3.2 Ускорения с послед. бегом по инерции                          
3.3 Спец.прыжк.упражн.                          
  Технико-тактическая подготовка                          
4.1 Обучение основам техники метания                          
4.2 Обучение основам техники прыжка в длину с места                          
4.3 Обучение основам техники прыжка в длину с разбега                          
4.4 Обучение технике бега с высок. и н/старта                          
  Контрольно-переводные испытания                          
  соревнования По календарю
  итого                          
                               

 

(Примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для групп начальной подготовки

2,3г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания). – 9 час/ нед.(46 нед)

№п/п Разделы подготовки Ед. изм. М е с я ц ы Год объем
сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг  
  Теорет.подготовка час                          
1.1 Техника безопасности и профилактика травматизма   х                        
1.2 Физическое воспитание детей и подростков     х                      
1.3 Режим дня юного спортсмена       х                    
1.4 Спортивная гигиена и закаливание         х                  
1.5 Краткие сведения о строении и функциях организма           х                
1.6 История развития избранного вида спорта             х              
1.7 Правила соревнований                 х          
1.8 Места занятий, оборудование, инвентарь               х            
  Общая физическая подготовка                            
2.1 кроссовый бег                            
2.2 общеразвивающие упр.                            
2.3 упр. для разв физич.качеств                            
2.4 подв. игры, эстафеты                            
2.5 спортивные игры                            
2.6 Упр. со снарядами(скакалка, н/мячи, гантели)                            
2.7 Акробатические упр.                            
  Специальная физическая подготовка                            
3.1 Ускорения из различных стартовых положений                            
3.2 Спец.бег. упражнения                            
3.3 Спец.прыжк.упражн.                            
3.4 Специально подобранные подв.игры и спорт.игры (лапта,салки и т.д.)                            
  Технико-тактическая подготовка                            
4.1 Обучение техники метания (с места, 3-х шагов, разбега)                            
4.2 Обучение техники прыжка в длину с места                            
4.3 Обучение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»                            
4.4 техника бега с н/старта                            
  Контрольно-переводные испытания                            
  соревнования По календарю
  итого                            

 

(примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для учебно – тренировочных групп

1г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания) – 12час/ нед. (46 нед)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.052 с.)