Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-тренировочный 3-4 года обучения (углубленной тренировки))↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учебная программа по легкой атлетике» по содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению – специальной, по форме организации занятий – групповой, по времени реализации – длительной подготовки. Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивных школ, ведущих учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки 1,2,3 года обучения (9-11лет), учебно-тренировочных группах 1-5 года обучения (12-18 лет) специализации легкой атлетики. Программа рассчитана на 8 лет обучения. Программа является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по видам легкой атлетики: многоборье (4хборье:бег, прыжки, метания);спринтерский бег(100,200,400м.);бег на средние дистанции(800,1500м). Новизна программы состоит в том, что наряду с учебным планом, объемами нагрузки в программе представлено тематическое планирование по периодам подготовки в годичном тренировочном цикле, что позволяет учитывать задачи периодизации спортивной подготовки, сохранить непрерывность и единство тренировочного процесса. Актуальность данной п рограммы в многоборной направленности на этапах начальной подготовки и начальной специализации (до УТГ-3г. обучения). Необходимость реализации принципа многоборной подготовки юных спортсменов подкрепляется числом исследований и опытом спортивной практики. Убедительно доказано, что максимальный прогресс юного спортсмена в специализации требует, в качестве самого необходимого условия, общего роста функциональных возможностей организма, постоянного расширения фонда навыков и умений, повышения двигательной культуры. Именно многоборное содержание тренировки юных легкоатлетов характеризуется преимущественной направленностью на эффективность базовой подготовки. Она в свою очередь, обеспечивает спортсменам надежную основу для дальнейшего спортивного совершенствования и создает благоприятные предпосылки для достижения результатов высокого класса. Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью систематизации процесса многолетней подготовки юных спортсменов, учитывающей научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации физического развития воспитанников. Полная реализация программы поможет воспитанникам достичь результатов 2, 1 спортивных разрядов в избранном виде легкой атлетики в соответствии с природными задатками. Настоящая программа разработана с учетом современных образовательных технологий и содержит следующие структурные компоненты: средства, методы, принципы и формы обучения, а также текущий и этапный контроль контроля. Втеории физической культуры сформировались три группы методов: 1. Направленные на овладение знаниями. 2. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками. 3. Направленные на развитие физических качеств и способностей. К 1 группе относятся: рассказ – изложение событий в повествовательной форме (теоретические занятия, техника движений, игровая деятельность); Беседа – вопросно-ответная форма овладения учебным материалом, обмен мнениями (теоретические занятия, воспитательная работа, анализ, самоанализ тренировочной и соревновательной деятельности); Описание – подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения («школа движений», технико-тактическая подготовка); Характеристика – обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия (отвечает на вопрос «как делать?», слитно, плавно. энергично и т.д.); Объяснение – раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений (отвечает на вопросы «зачем? почему так, а не иначе?»). Ко 2 группе относятся: методы расчлененного упражнения – метод собственно расчлененного упражнения (использование относительно крупных заданий, охватывающих одну или несколько фаз целого упражнения), метод решения узких двигательных задач (вычленение отдельных характеристик движения), метод «по разделениям»; Методы целостного упражнения – собственно целостный метод (применение в качестве обучающего упражнения целевого движения); целостного упражнения с постановкой частных задач; целостного упражнения с развертыванием от ведущего звена; метод подводящих упражнений (применение действий структурно-родственных целевому упражнению). К 3 группе относятся: методы стандартного упражнения (прерывного, непрерывного – равномерного, повторного); методы вариативного упражнения (прерывного, непрерывного – переменного, интервального); Игровой и соревновательный методы можно отнести ко 2 и 3 группе методов. Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за рамки физического воспитания, и даже воспитания в целом. Однако одна из главных функций игры – педагогическая: игра является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле. Определяя игру, как ведущую деятельность детей, целесообразно опираться на игровой метод организации учебно-тренировочных занятий по спортивной аэробике, особенно на этапах начальной подготовки. Особое положение в группе методов занимает соревновательный метод. Так как, выступая на официальных соревнованиях, дети демонстрируют все, что они достигли в процессе того или иного этапа подготовки, проверяют свои силы, возможности, выполняют спортивные разряды. На соревнованиях спортсмены выступают от 6 до 16 раз в год в зависимости от уровня их подготовленности и спортивной квалификации. Также соревновательный метод применяется в системе занятий по данной программе как способ активизации двигательной деятельности при выполнении упражнений и стимулирования интереса детей. Элементы соревновательной деятельности на тренировках проявляются в подвижных играх и эстафетах. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, то есть в принципах. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение воспитателя (тренера – преподавателя) к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъективно – субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальным особенностям. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет учащимся расширить сферу общения. Формировать навыки социальной адаптации. Интеграции, индивидуализации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении. Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико-биологического контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебно-тренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки. Учебная программа определяет содержание учебно-тренировочного процесса многолетней подготовки юных спортсменов на этапах начальной(предварительной) подготовки (НП), учебно-тренировочном (начальной спортивной специализации и углубленной тренировки) (УТ).Программный материал по обучению технике и тренировке составлен отдельно для каждого вида легкой атлетики. Указаны темы для теоретических и практических занятий, рекомендованы примерные допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является оздоровление и укрепление организма, воспитание физически крепкой, психологически устойчивой личности, подготовка спортсменов -разрядников 3,2,1 спортивных разрядов, членов сборной команды района, области. Основной задачей программы по легкой атлетике является задача многолетней целенаправленной подготовки легкоатлетов которая предусматривает: · содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности, укреплению здоровья учащихся; · неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки: · подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов; · подготовку инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике; · подготовку и выполнение контрольных и разрядных нормативов. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Программный материал изложен в соответствии с режимом учебно-тренировочной работы, рекомендованным «Нормативно-правовым и программным обеспечением деятельности спортивных школ в Российской Федерации». (2008 г.)
ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ Для выполнения программы учащиеся отделения легкой атлетики распределяются по следующим учебным группам: Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической, спортивной подготовке
Реализация программы предполагает соблюдение ряда условий: 1) систематичности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса 2) постоянного учета физического развития и физической подготовленности учащихся 3) регулярного врачебного контроля за функциональным состоянием занимающихся 4) четкой организации и высокого качества работы тренерско-преподавательских кадров 5) наличие материально-технической базы. Программа предназначена для детей и подростков 9-18 лет. Реализация программы предполагает следующие формы организации деятельности воспитанников: групповые учебно-тренировочные занятия, контрольно-переводные тесты, соревнования, теоретические занятия, восстановительные мероприятия, диспансеризация, судейская практика. Программа реализуется в четыре этапа: этап начальной подготовки (возраст – 9-11 лет), учебно-тренировочный этап многоборной подготовки (возраст 11-13 лет), учебно-тренировочный этап углубленной тренировки (возраст 13-15 лет), учебно-тренировочный этап углубленной специализации (возраст 15-18 лет). Задачи на этапах обучения: Начальной подготовки 1,2,3 года обучения: 1. Формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой 2. Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма 3. Развитие физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты, выносливости. Формирование двигательной культуры. 4. Обучение специальным беговым и специальным подготовительным упражнениям. 5. Ознакомление и обучение основам техники видов легкой атлетики (бега, прыжков в длину, прыжков в высоту, барьерного бега, метания мяча) 6. Воспитание дисциплинированности и навыков самоорганизации. 7. Воспитание способности к проявлению максимальных усилий в двигательном упражнении и концентрации внимания на выполнение движений. Учебно-тренировочный 1-2 года обучения (многоборной подготовки) 1. Повышение уровня общефизической и специальной подготовленности 2. Изучение техники легкоатлетических упражнений 3. Воспитание уверенности и психологической устойчивости 4. Воспитание потребности к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек и правонарушений. 5. Обучение анализу тренировочной и соревновательной деятельности. Легкоатлетов · групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; · тестирование; · прохождение медицинского контроля; · участие в спортивных соревнованиях различного масштаба и матчевых встречах; · учебно-тренировочные занятия в условиях спортивно-оздоровительных лагерей; · инструкторская и судейская практика Продолжительность одного учебного занятия не может превышать: - на этапах начальной подготовки - 2 часа - на учебно-тренировочном этапе - 3 часа
Условия зачисления в спортивную школу, переводы учащихся на последующий год обучения, этапы многолетней спортивной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся 9-11 лет общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом по заявлению родителей и имеющие письменное разрешение врача, прошедшие предварительную подготовку по учебному плану в течении 1-2 месяцев и сдавшие вступительные экзамены. На учебно-тренировочный этап зачисляются спортсмены-учащиеся 12-17 лет, прошедшие обучение на этапах начальной подготовки не менее одного года и выполнившие требования общефизической, специальной, технико-тактической подготовке. Зачисление спортсменов -учащихся на очередной год обучения и этап подготовки производится при улучшении ими результатов выступления в соревнованиях и тестировании по общей, специальной, технической подготовке и выполнения требований к уровню их спортивного мастерства по этапам подготовки. Спортсмены - учащиеся, не выполнившие требования для перевода на следующий год обучения или этап подготовки остаются на повторный год обучения. При улучшении своих спортивно-технических результатов они могут быть восстановлены на тот год обучения с которого были переведены на повторный этап обучения. Учащиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены: - в случае ухудшения состояния здоровья на основании медицинского заключения; -не освоения минимальных объемов тренировочных нагрузок предусмотренных учебным планом; -при прекращении посещения занятий без уважительных причин; -за неоднократные дисциплинарные взыскания и грубейшие нарушения внутреннего распорядка и техники безопасности.
III. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ УЧЕБНЫЙ ПЛАН и тематическое планирование. Система подготовки юных спортсменов требует четкого планирования нагрузок, применяемых в процессе тренировки, с учетом возрастных особенностей растущего организма. Общий подход к планированию, на всех этапах многолетней тренировки, заключается в постоянном возрастании объемов общей и специальной физической подготовки, с изменением их процентного соотношения в сторону увеличения удельного веса средств СФП при снижении ОФП, процент технической подготовки постепенно увеличивается и составляет более половины от общего объёма тренировочных средств. Предлагаемый учебный план составлен с расчетом на 46 недель занятий в условиях спортивной школы, оставшиеся 6 недель активного отдыха учащихся предполагают занятия в спортивно-оздоровительных лагерях, по индивидуальным планам.
Планирование годичного цикла тренировки зависит от задач конкретного этапа подготовки, календаря спортивно-массовых мероприятий и сроков проведения основных стартов года. Кроме того, каждый тренер вносит корректировки в зависимости от расписания занятий. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25 %.
(примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для групп начальной подготовки 1г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания)– 6 час/ нед.(46 нед)
(Примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для групп начальной подготовки 2,3г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания). – 9 час/ нед.(46 нед)
(примерный) Годовой учебно-тематический план-график учебно – тренировочной нагрузки для учебно – тренировочных групп 1г.о. (л/а 4-х борье: бег, прыжки, метания) – 12час/ нед. (46 нед)
|