Избирательная кампания как объект социологии политики. Методики социологического сопровождения избирательных кампаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная кампания как объект социологии политики. Методики социологического сопровождения избирательных кампаний.



Избирательная кампания (деятельность по подготовке выборов) и ее этапы. Избирательная кампания начинается со дня объявления выборов и заканчивается отчетом. Это – объект и предмет информационно-аналитического сопровождения избирательной кампании для социологов.

Периоды избирательной кампании (1,5-2 года):

- предварительный (1 год с лишним). Главная задача – создание имиджа кандидата.

- подготовительный (за 6 месяцев до старта формальной кампании). Нужно проводить базовое социологическое исследования, выявлять базовую характеристику области, социальный паспорт.

- предвыборная борьба

- подведение итогов

Избирательная кампания: формальная (регламентированная, непосредственно предвыборная борьба) и неформальная.

Индикаторы: известность, готовность голосовать за определенного человека, оценка этого человека с точки зрения положительного отношения к нему. Социальный паспорт – это «справочник» по социальным, экономическим, политическим и географическим особенностям территории.

Базовое социологическое исследование имеет ряд вопросов, которые необходимы, чтобы получить основу для разработки стратегии избирательной кампании. Проблемное поле: какие проблемы являются самыми главными.

Дальше – фокус-групповые исследования, для того, чтобы сделать пристрелку.

Дальше – аналитическое социологическое исследование. Определяется тип стратегии, характер рекламной кампании и т.п.

Мониторинг. Если кампания идет 2,5 месяца, то проводится 2 мониторинга. Известность должна расти быстро; если доверие (35-40%), то и готовность голосовать растет быстро.

Задачи социолога: оценка кандидата, подбор компании, обеспечение информационных каналов, проведение исследования, сбор подписей. Итоги социолога (главные): рейтинг известности, доверия и готовности проголосовать.

Первоначально в социологии превалировали статистические методы анализа выборов, связанные с поиском уникального сочетания природных, экономических, социальных и исторических факторов, которые обеспечивали бы относительную устойчивость электоральных ориентации или объясняли характер их эволюции. Классическим образцом такого анализа принято считать работу французского ученого А. Зигфрида «Политическая картина Западной Европы в период III Республики», опубликованную в 1913 г.

В последующем большое внимание стало уделяться непосредственным опросам избирателей. В 1924 г. американские исследователи Г.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госнел провели интервьюирование избирателей с целью выяснения мотивов уклонения от выборов. Намного позднее С.-Э. Райсом была разработана техника панельных опросов избирателей. В 40—50-х годах основной вклад в развитие данного направления, которое с известной долей условности можно назвать «социологией выборов», внесли П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, а также социологи чикагской школы во главе с А. Кембеллом. В центре их исследований были влияние социального статуса избирателей на их поведение, анализ причин изменения ими политических ориентации, воздействие на избирателей средств массовой коммуникации и межличностного общения. Работы данных ученых оказали большое влияние на американскую и западно-европейскую социологию выборов и во многом определили проблематику и подходы данного направления.

Избирательная кампания — период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Технология проведения избирательной кампании

Политическая технология – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить отдать свои голоса за определенного кандидата.

1 этап технологии избирательной кампании – информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. В зависимости от типа выборов, этот этап может начинается за полгода, за несколько месяцев. Тут этапы:

-анализ статистических данных, документов

-исследование предвыборной ситуации (в задачу политтехнолога входит: выяснение готовности людей участвования в выборах, необходимо выяснить уровень осведомленности граждан о кандидатах их программах; необходимо выяснить основные проблемы, которые волнуют большинство населения; необходимо выяснить политические ориентации избирателей; рейтинги кандидатов).

2 этап - формирование стратегии избирательной кампании (любая стратегия ситуативна и субъектна) избирательная стратегия – совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет посвящена вся избирательная кампания

-формирование команды или избирательного штаба (занимаются реализацией стратегии)

-реализация выработанной стратегии. Здесь в силу вступают разные технологии: от грязных до pr-кампаний, рекламы.

3 этап - Выборы

4 этап - Осмысление полученных результатов

Работа социологов на выборах, в основном, носит прикладной характер и основывается на прикладных социологических методах. Наиболее важные из них:

1)сбор, количественный анализ и перепроверка информации (опрос общественного мнения, фокус-группа, анализ статистических данных и документов, наблюдение);

2)анализ и прогноз электорального поведения (анализ результатов предыдущих голосований и статистики; кластерный анализ, факторный анализ, социально-психологический портрет, ситуационный анализ, анализ социальных общностей и групп);

3)изучение, планирование и контроль наиболее эффективных способов воздействия на поведение избирателей, информационных каналов;

4)рациональная организация работы штаба, команды и общественной поддержки. Постоянная работа социологов организуется в виде социологического мониторинга.

Общая схема прикладных социологических исследований на выборах:

1-й этап: а)анализ документов; б)наблюдение; в)интервью; г)анализ статистики и предыдущих голосований; д)выработка рабочих гипотез об электоральном поведении; е)пилотажный опрос.

2-й этап: углубленный анкетный опрос, создающий базу для основных выводов, влияющих на стратегическое планирование избирательной кампании, и базу для последующих мониторинговых опросов.

3-й этап: а)мониторинг; б)регулярные контрольные анкетные опросы - замеры, фокус-группы; в)коррекция тактики.

4-й этап: контрольные опросы в день голосования.

5-й этап: анализ итогов выборов.

Работа социологов в избирательном процессе строится 1)на независимой основе. Социологи проводят опросы по заказу избирательных комиссий, СМИ, государственных органов, нейтральных организаций. 2)по заказу кандидатов, избирательного объединения или поддерживающей их политической силы. В этом случае целесообразно привлекать социологов для работы на постоянной основе в составе предвыборной команды. Главным отличием роли социологии - использование специфических тонких методов опроса. В предвыборной практике эти области знания в значительной степени пересекаются. Результаты служат материалом для теории политической социологии.

Мониторинг – главное. 3 позиции:

-возрастание известности

-доверие

-готовность проголосовать

Возможность корректировать во время предвыборной кампании.

Телефонный центр: постоянный обзвон, возможность контролировать поле, работу, информация о состоянии своих дел и дел оппонентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)