Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических систем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая система – это развивающийся саморегулируемый организм, активно реагирующий на импульсы извне, посредством которого происходит распределение материальных и духовных ресурсов, и снимающий конфликтную ситуацию. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд). Наиболее известна следующая типология политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические. Тоталитарная политическая система – политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. К основным признакам такой системы относятся: - централизованное руководство и управление экономикой; - всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере; - признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен «партия-государство»); - господство официальной идеологии; - сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций; - концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия. Авторитаризм – политическая система, подразумевающая неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Авторитарные режимы по сравнению с тоталитарными обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы, а следовательно, существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества. Основные признаки авторитаризма: - автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти - неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам - опора (реальная или потенциальная) на силу - монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции - отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику - рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы Демократия – политическая система общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия). Основные признаки, характеризующие демократический режим: - суверенитет народа - выборность основных органов власти - всеобщее, равное и тайное избирательное право - конституция - принцип разделения властей - наличие развитой системы представительства - гарантия основных прав человека - политический плюрализм - свобода выражения политических суждений - демократическая процедура принятия решений(выборы, референдумы, парламентское голосование и др. альтернативные программы) - разрешение конфликтов мирным путём Типология политических систем по Г.Алмонду: 1. Англо-американский тип (США, Великобритания, Канада, Австрия) – целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты (свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния); четкая дифференциация и функциональная определенность полит. ролей партий и групп интересов; легальность полит. борьбы. 2. Континентально-европейский тип (Франция, Германия, Италия) – менее однородные политические культуры, включающие в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов; процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции. 4. ПС доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия) – традиции носят прямо противоположный характер, это придает противоречивый характер политическому процессу; права и свободы граждан ограничены; сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства; как правило, авторитарный режим. 5. Тоталитарные ПС (жёсткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом; власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества; полит. участие граждан носит ритуальный и декоративный характер. Понятие, механизмы и типы социального представительства. Социальное представительство – одна из древнейших идей в политике (с 6-7вв до н.э.). Платон: политическая справедливость - 3 группы (философы, воины, ремесленники),у каждого свое место. Аристотель – классы (высший, ср, низш). Древний Рим – прямое представительство (плебисцит – все собираются и решают) и опосредованное представительство Т. разделения властей – корни в соц. представительстве. Социальное представительство – представляются права и возможности отдельных субъектов, которые передаются другому субъекту, для того, чтобы этот субъект использовал свои права и полномочия на пользу первому субъекту. Социальное представительство – взаимодействие общества и системы Люди по-разному относятся к политике. Идея представительства предполагает, что в обществе существуют группы, которые с удовольствием передают свои полномочия какому-либо субъекту для того, чтобы он представлял их интересы. (≈20 % в каждой стране не интересуются политикой) 1 – отражают 2 – отражают + оценивают 3 – отражают + оценивают + принимают участие Виды социального представительства: - узурпация власти – узурпированная власть всегда говорит, что представляет чьи-то интересы, опирается на соц. базу - традиционная форма – когда в монархии власть передается по наследству. Эта традиция полагает, что король – носитель высшей власти и отражает интересы всей нации. - делегирование властных полномочий – когда один субъект политических отношений предается свои полномочия другому субъекту, чтобы он представлял их на разных уровнях политической власти. Характеризуется выборами различных органов власти – представительных, исполнительных и т.п. - нетрадиционная форма (понятие «политической семьи» в 90е гг, те, кто не состоят в органах власти влияют на политику) Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную политическую деятельность. Представительство бывает двух видов (2 процесса делегирования): - представительство снизу (происходит обмен возможностями). А) выборы в парламент – мы обладаем определенными правами, гласно, самостоятельно формируем институт власти. Б) В результате избрания человек становится либо политическим институтом (президент). В) Разработка курса, реализация курса. - представительство сверху (президент делегирует полномочия премьер-министру, премьер министр – министру и т.п.). Идентификация – на уровне политического представительства снизу вверх обязательно ставится проблема социальной общности, которая представляется. ↑- на уровне доверия ↓- на уровне господства и подчинения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.01 с.) |