Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка стратегии развития предприятия

Поиск

 

3.1 Стратегическое планирование деятельности предприятия

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для украинских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов

- адаптация к внешней среде

- внутренняя координация

- организационное стратегическое предвидение

Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.

Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием. Стратегия проверяется на соответствие целям организации, сопоставляется с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии, формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения задач (по этапам), определяются потребные ресурсы.

Рис. 3.1. Процесс стратегического планирования

 

Разработка миссии фирмы является первым этапом стратегического планирования деятельности организации.

Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организации ясна обычно с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации, программа может потерять свою четкость. Цели предприятия, которые стоят при разработке стратегии представлены на рис. 3.2.

 

Рисунок 3.2. Дерево целей

В миссии организации должна быть четко указана сфера деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов.

 

Анализ внешней среды

 

Любое предприятие функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка предприятие получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

Такие матрицы приведены в виде таблицы 3.3.2 и таблицы 3.3.2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для предприятия: высокое, среднее, низкое.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

 

Таблица 3.2. - Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

Вероятность Воздействие Высокая Средняя Слабая
Сильное Улучшение уровня жизни населения; Изменение рекламных технологий Появление новых поставщиков Снижение налогов и пошлин
Умеренное Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы
Слабое Неудачное поведение конкурентов; Изменения моды Совершенствование технологии производства Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

 

Таблица 3.2. - Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

Вероятность Воздействие Высокая Средняя Низкая
Сильное Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют
Умеренное Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов
Слабое Изменение уровня цен; Рост безработицы Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки

 

Анализ внутренней среды

 

Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры предприятия, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон предприятия с целью определения сильных и слабых сторон предприятия, представленных в таблице 3.3.

Изучая внутреннюю среду предприятия необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

 

Таблица 3.3. - Сильные и слабые стороны организации

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны
  Достоверный мониторинг рынка Сбои в снабжении
  Отлаженная сбытовая сеть Недостатки в рекламной политике
  Широкий ассортимент продукции Средний уровень цен
  Высокий контроль качества Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
  Высокая рентабельность Не полная загруженность производственных мощностей
  Рост оборотных средств Неучастие персонала в принятии управленческих решений
  Высокая квалификация персонала Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
  Хорошая мотивация персонала  
  Достаточная известность  

 

Маркетинговое подразделение предприятия прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

 

Себестоимость продукции представляет собой совокупность затрат на производство и реализацию продукции.

Анализируя данные таблицы 3.8 можно сделать вывод, что полная себестоимость в динамике уменьшается, что является положительным фактором и обеспечивается снижением доли условно-постоянных затрат в составе себестоимости.

Таблица 3.8. - Себестоимость и калькуляция себестоимости

  Наименование показателей Г О Д Ы
  2009г. при объеме производства 1 000 000 шт. 20010 г. при объеме производства 1 150 000 шт. 2011 г. при объеме производства 1 380 000 шт.
  На единицу продукции (отпускная цена), грн. Всего, грн. На единицу продукции (отпускная цена), грн. Всего, грн. На единицу продукции (отпускная цена), грн. Всего, Грн.
             
1. Объем продаж, выручка от реализации (без НДС), всего 0,8832   1,03155   0,9568  
2. Себестоимость            
2.1 Сырье и материалы 0,220   0,260   0.64 883 200
2.2 Затраты на заработную плату 0,135   0,142   0,27  
2.3 Начисления на заработную плату 0,048   0,048   0,148  
2.4 Затраты на размещение заказа 0,250   0,290   0,049  
2.5 Расходы на рекламу 0,015   0,017   0,25  
2.6 Прочие затраты 0,100   0,857   0,1  
Полная себестоимость 0,768   0,128   0,832  
3. Прибыль до налогообложения 0,115   0,134 147832,5 0,1248  
4. Налог на прибыль(25 %) 0,028   0,032 36958,13 0,0312  
5. Чистая прибыль 0,086   0,096 110874,4 0,0936  

Ценовая политика предприятия отражена в таблице 3.9, из анализа которой можно сделать вывод, что сущность ценовой политики данного предприятия заключается в вытеснении конкурента за счет снижения цены.

 

Таблица 3.9 - Ценовая политика предприятия

№ п/п Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа Характеристика и оценка фактического состояния дел Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению
1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него В полной мере. Уровень издержек ниже среднерыночных Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек.
2. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? Уровень цен приемлем При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием.
3. Как относятся покупатели к установленным ценам? Положительно Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности.
4. Используются ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих цен? предусматривается Возможна, при ужесточении конкуренции.
6. Используется ли предприятием политика стандартных цен? Используется на начальном этапе. При стабильном экономическом положении предполагается установить гибкую систему ценообразования.
7. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь.   Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами.
8. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? Да, указаны в прайс-листах. Предполагается индивидуальная рассылка изменившихся прайс-листов крупным и постоянным клиентам.

 

Таким образом, продукция является конкурентоспособной, т.к. цена на единицу продукции ниже средневзвешенной рыночной цены, т.е. уровень цен приемлем.

В таблице 3.10 отражено построение бытовой системы новой продукции.

 

Таблица 3.10 - Система формирования спроса и стимулирования сбыта

№ п/п Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа Характеристика и оценка фактического состояния дел Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению
1. Используете ли вы в рассрочку и другие виды кредита в качестве стимулятора сбыта Нет на начальном этапе. Для оптовых покупателей и постоянных клиентов фирмы
2. Известны ли потенциальным покупателям условия рассрочки и иных видов кредит. Если нет, то что нужно сделать, чтобы были известны. Да, для заинтересованных клиентов. Предполагается аннонссирование условий продаж всеми способами.
3. Передаете ли вы образцы товара на пробу. Передаются. Предполагается для постоянных клиентов
4. Какие каналы распространения информации вы используете: “директ-мейл” (почта), пресса, радио, выставки и ярмарки. Индивидуальный “директ-мейл”, СМИ. Объявления в компьютерных сетях, специализированных изданиях..
5. Какие из перечисленных в п.4 каналов наиболее эффективны. По какому критерию эффективности Наибольшую эффективность имеет пресса (масштабы распространения при относительно низкой стоимости) Компьютерные сети и специализированные издания.
6. Какие приемы побуждения сбытового персонала вы используете Планируется, что работники службы маркетинга, непосредственно отвечающие за сбыт готовой продукции, помимо оклада будут материально стимулироваться    
7. Используете ли вы премиальную торговлю Нет   Нет
8. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям фирмы Да, предполагается осуществить мероприятия по продвижению товара на всем возможные точки реализации.  
9. Специализируется ли персонал по рынкам и товарам   Да  
10. Как определяются предполагаемые объемы продаж. Исходя из анализа результатов предварительных маркетинговых исследований рынка. Постоянное отслеживание конъюнктуры рынка, ее анализ. Отслеживание активности конкурентов.
11. Как оцениваются результаты работы торгового персонала По объему товарооборота, наличию претензий от клиентов Предполагается скорейшее внедрение системы поощрений и наказаний.
12. Какие цели поставлены перед рекламой Обеспечение информационной поддержки предприятия, доведение достоинств товара до конечных потребителей Максимальный охват возможной территории с целью информационного наполнения.
13. Сколько выделено на нее средств 15 000 грн. Сумма определится по мере формирования рынка данной продукции.
14. Как оценивают покупатели качество рекламных текстов Положительно Положительно
15. Какими критериями вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы Массовость, скорость доведения новой информации, периодичность повторения, долговременность присутствия рекламы. Те же.
16. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли Да.  
17. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль Да  
  Упаковка    
1. Сохраняет ли упаковка товар от повреждения Да  
2. Облегчает ли упаковка работу продавца Да  
3. Возможно ли использовать упаковку после изъятия из нее покупателем товара Да  
4. Соответствуют ли варианты расфасовки требованиям данного рынка (покупателя). Да Да

Дальнейшее снижение себестоимости связано с двумя факторами. Во-первых, завершается период освоения, а значит, сокращается объем брака из-за недостаточной квалификации работников и повышается производительность (следовательно, на каждую единицу продукции приходится все меньшая величина заработной платы). Во-вторых, начинает складываться эффект роста объемов выпуска, т.е. в силу стабильности условно-постоянных затрат рост объема выпуска ведет к сокращению той величины этих затрат, которую приходится включать в себестоимость каждой единицы продукции для покрытия в конце концов общей суммы этих затрат.

По мере развития полимерной упаковки (да и упаковки вообще) возникает новая, острейшая проблема: опасность засорения окружающей среды отходами упаковки. Проблема получения экологически чистой упаковки возникла особенно остро в последнее десятилетие в связи с резким ростом применения полимерной упаковки и опасности серьезного загрязнения среды обитания человека отходами использованной упаковки. Ежегодно десятки и даже сотни миллионов тонн отходов упаковки ухудшают экологические характеристики окружающей среды развитых стран. Наиболее распространенный до последнего времени способ борьбы с отходами упаковки - вывоз на свалки - не решает экологических проблем. Особенно остро опасность накопления отходов упаковки ощущается в таких странах, как Япония, где 70% территории непригодно для жилья, а плотность населения достигает 1500 чел/кв.км. Остро проблемы экологии стоят в США, Великобритании, Швейцарии, Дании, Нидерландах, Германии и других развитых странах. В Японии отходы упаковки составляют 400 кг/год на душу населения, в США - 280, во многих странах Европы - до 150 кг/год.

В конкурентной борьбе с традиционными видами упаковки полимерная находит все больше и больше аргументов усиления своих позиций: с одной стороны, усиливая позитивные стороны использования, с другой - снижая и устраняя трудности, связанные с ее использованием. По мере роста доли полимерных материалов в балансе упаковки развитых стран возник вопрос о разработке эффективных способов утилизации или уничтожения отходов упаковки. Во многих странах в настоящее время созданы или разрабатываются системы утилизации отходов упаковки.

Сжигание отходов - способ широко распространенный. Дает возможность увеличить энергетические ресурсы стран и регионов. Показано, что 2т полимерных отходов по теплотворной способности эквивалентны 1т сырой нефти, но экологически неудовлетворительны. Газообразные продукты сжигания загрязняют атмосферу. Использование фильтров и других очистительных систем (как, например, в Германии) удорожает процесс и не дает должной очистки.

Таким образом, одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития компании. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Делаются выводы о том, какие направления бизнеса компании должны войти в число приоритетных, какие направления лучше придержать или даже заморозить. На что должны быть направлены имеющиеся ресурсы: на приобретение новых активов или на модернизацию старых? Что важнее — ориентация на экспансию (увеличение размера) компании или концентрацию на создании стоимости? Качественные и количественные ориентиры корпоративной стратегии являются основой для разработки маркетинговой, инвестиционной, технологической и организационной функциональных стратегий развития компании. Реализация стратегии обусловливает необходимость проведения соответствующих организационных преобразований. При этом организационная структура выступает в качестве основного механизма распределения ресурсов и управления компанией для достижения стратегических целей задач.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Азоев Г.Л. Конкуренция, анализ, стратегия и практика. – М.: E&M, 1996.

Академия рынка: маркетинг / Дайан А., Брукерель и др. – М.:Экономика, 1993.

Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

Бизнес-диагностика промышленных предприятий / Соломенникова Е.А,, Гребнэк Г.В., Макарова В.Д. и др. – Новосибирск: НГУ, 1996.

Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 1996. 161 с.

Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 21140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.182 (0.016 с.)