Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и значение формальной логики↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кафедра философии
ЛОГИКА
Методические рекомендации, тематика лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену для студентов гуманитарных факультетов
Иваново Ивановский государственный университет Составитель: Доктор философских наук О.В. Рябов Содержит тематику лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену по курсу «Логика». Для студентов гуманитарных факультетов Печатается по решению кафедры философии Ивановского государственного университета Рецензент Доктор философских наук, профессор Портнов А.Н. (Ивановский государственный университет) ãРябов О.В., составление, 2008 Формальная логика – философская наука, изучающая формы и законы правильного мышления. Знание формальной логики позволяет правильно строить мысли и определять их логическую состоятельность, обеспечивает последовательность, доказательность и дисциплинированность мышления. Цель данного курса – познакомить студентов с основными законами мышления и формами мышления, а также научить их применять знания на практике и убедить их в том, что эти знания являются необходимыми в их профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Список рекомендуемой литературы ко всему курсу
Основная: Дмитревская И. В. Логика. М., 2006. Гетманова И. Г. Логика (любое издание) Уемов А И. Сборник задач и упражнений по логике. Иваново, 1961.
Дополнительная: Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М., 1991. Логика. 10–11 классы: Учеб. пособие. М., 1995
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I Предмет и значение формальной логики
Значение формальной логики для науки и практической деятельности. Мышление как предмет формальной логики. Истинность и правильность мысли. Язык и мышление. Логическая форма. Сущность процесса формализации. Основные законы формальной логики: законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
Раздел II Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Соотношение понятий по объему. Операция «определение понятий». Виды определений. Определение через ближайшее родовое понятие и видовое отличие. Приемы, заменяющие определения. Правила определения. Операция «деление понятий». Виды деления. Правила деления.
Раздел III Суждение как форма мышления. Определение суждения. Виды суждений. Суждение и функция высказывания. Суждения простые и сложные. Структура простых суждений. Классификация простых суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат. Отрицание простых суждений. Определение сложных суждений. Суждения конъюнктивные и дизъюнктивные. Импликация. Необходимое и достаточное условие. Суждения эквивалентности. Отрицание сложных суждений
Раздел IV Умозаключение как форма мышления. Дедукция, индукция, аналогия, их роль в процессе познания. Непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура. Аксиома силлогизма. Правила терминов, посылок и фигур простого категорического силлогизма. Сложные и сокращенные силлогизмы. Энтимема. Умозаключения из сложных посылок. Условные, условно-категорические, разделительно-категорические, лемматические умозаключения и их правила. Индукция через простое перечисление и ее виды. Индуктивные методы определения причинно-следственной связи: методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков.
Раздел V Доказательство как форма мышления. Структура и виды доказательств. Правила доказательств. Опровержение и его виды. Правила опровержения. Логические ошибки: софизмы и паралогизмы.
Раздел VI Гипотеза как форма развития знания. Гипотеза как форма развития знания. Определение гипотезы. Виды гипотез. Структура и развитие гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов)
План семинарского занятия по теме «Понятие» (4 часа) Часть 1 1. Определение понятия. 2. Содержание и объем понятия. 3. Виды понятий. 4. Соотношение понятий по объему. Часть 2 5. Операция «определение понятий». Правила определения. 6. Операция «деление понятий». Правила деления.
Список рекомендуемой литературы Дмитревская И. В. Указ. соч. Гетманова И. Г. Указ. соч. Уемов А. И. Указ. соч. Гл. I, § 4, упр. 4, упр. 10 (1–5, 10–12); § 5, упр. 1, упр. 2, упр. 12
План семинарского занятия по теме «Суждение» (4 часа) Часть 1
Часть 2
Список рекомендуемой литературы Дмитревская И. В. Указ. соч. Гетманова И. Г. Указ. соч. Уемов А. И. Указ. соч. Гл. III, § 1, упр. 3 (1, 2, 4–7, 11); § 2, упр. 1 (1–5, 14), упр.6; § 3, упр. 8 (2, 8–15), упр. 15
План семинарского занятия по теме «Умозаключение» (6 часов) Часть 1 1. Определение умозаключения. 2. Дедукция, индукция, аналогия: общая характеристика 3. Простой категорический силлогизм и его структура. Аксиома силлогизма. 4. Правила терминов, посылок и фигур простого категорического силлогизма. Часть 2 5. Умозаключения из сложных посылок. 6. Условно-категорический силлогизм, его модусы и правила. 7. Разделительно-категорический силлогизм, его модусы и правила.
Часть 3
Список рекомендуемой литературы Дмитревская И. В. Указ. соч. Гетманова И. Г. Указ. соч. Уемов А. И. Указ. соч. Гл.VI, § 1, упр. 1, упр. 5; § 3 упр. 1 (2, 4, 6) упр. 4 (2–4, 6–10)
План семинарского занятия по теме «Доказательство» (2 часа)
Список рекомендуемой литературы Дмитревская И. В. Указ. соч. Гетманова И. Г. Указ. соч. Поварнин С. Спор: о теории и практике спора. М., 1996 (Или: Вопр. философии. 1990. № 3).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ТЕМА I. «ПОНЯТИЕ»
I. Перечислить признаки, входящие в содержание следующих понятий, и предметы, входящие в их объем Город Ивановской области Студент Студент, пропустивший семинар по логике Человек, не знающий русского языка Писатель Лев Николаевич Толстой Круглый квадрат Безопасность
Пример: В содержание понятие «Город Ивановской области» входят следующие признаки: населенный пункт; с определенным количеством жителей; находится в Ивановской области В объем этого понятия входят все города Ивановской области.
I. Указать, какие из предложений выражают суждения, а какие не выражают, и обосновать свой ответ Дважды два равно четырем. Дважды два равно пяти. Дважды Х равно четырем Кто же не хочет сдать экзамен по логике? Кто же не знает таблицы умножения? Который час? Ужель та самая Татьяна? Иль нам с Европой спорить ново? Возродим Россию вместе! II. В следующих простых суждениях определить субъект, предикат, связку и квантор Все студенты курса пишут контрольную работу по логике Все англичане говорят по-английски Многие студенты пришли на лекцию Паук не насекомое Некоторые насекомые летают Собака – друг человека Петр Первый, и только он – первый российский император Некоторые преступники, и только они, – рецидивисты Не в деньгах счастье Большинство металлов тонет в воде Чудес не бывает Этот стол деревянный Многие четные числа, и только они, делятся на 4 Некоторые студенты не сдали зачет Не все металлы тонут в воде Некоторые грибы ядовиты Пример: Все студенты нашего курса пишут контрольную работу по логике. Субъект (S) – студенты нашего курса; предикат (P) – те, кто пишет контрольную работу; связка – есть; квантор – все. Порядок разбора силлогизма
Фигура № 1.
M не распределен, P не распределен S распределен, M не распределен
S распределен, P – не распределен
6. Проверяем соблюдение правил посылок, терминов и фигур. Выясняем, является ли данный силлогизм правильным или нет (то есть, следует ли вывод с необходимостью)
Этот силлогизм неправильный, то есть вывод не следует с необходимостью. Силлогизм содержит следующие ошибки: Средний термин не распределен ни в одной из посылок Одна из посылок (большая) является частной, между тем как вывод – суждение общее В правильном силлогизме по 1-ой фигуре большая посылка должна быть суждением общим, между тем как в этом силлогизме она частная 7. Иллюстрируем ответ общей схемой объемных отношений между тремя терминами силлогизма РЯБОВ Олег Вячеславович ЛОГИКА
Методические рекомендации, тематика лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену для студентов гуманитарных факультетов
Редактор В. А. Киселева
Подписано в печать.02.2008. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Печать плоская. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж 200 экз.
Издательство «Ивановский государственный университет» 153025 Иваново, ул. Ермака, 39 (4932) 35-63-81 E-mail: publisher@ivanovo.ac.ru
Кафедра философии
ЛОГИКА
Методические рекомендации, тематика лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену для студентов гуманитарных факультетов
Иваново Ивановский государственный университет Составитель: Доктор философских наук О.В. Рябов Содержит тематику лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену по курсу «Логика». Для студентов гуманитарных факультетов Печатается по решению кафедры философии Ивановского государственного университета Рецензент Доктор философских наук, профессор Портнов А.Н. (Ивановский государственный университет) ãРябов О.В., составление, 2008 Формальная логика – философская наука, изучающая формы и законы правильного мышления. Знание формальной логики позволяет правильно строить мысли и определять их логическую состоятельность, обеспечивает последовательность, доказательность и дисциплинированность мышления. Цель данного курса – познакомить студентов с основными законами мышления и формами мышления, а также научить их применять знания на практике и убедить их в том, что эти знания являются необходимыми в их профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Список рекомендуемой литературы ко всему курсу
Основная: Дмитревская И. В. Логика. М., 2006. Гетманова И. Г. Логика (любое издание) Уемов А И. Сборник задач и упражнений по логике. Иваново, 1961.
Дополнительная: Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М., 1991. Логика. 10–11 классы: Учеб. пособие. М., 1995
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I Предмет и значение формальной логики
Значение формальной логики для науки и практической деятельности. Мышление как предмет формальной логики. Истинность и правильность мысли. Язык и мышление. Логическая форма. Сущность процесса формализации. Основные законы формальной логики: законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
Раздел II Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Соотношение понятий по объему. Операция «определение понятий». Виды определений. Определение через ближайшее родовое понятие и видовое отличие. Приемы, заменяющие определения. Правила определения. Операция «деление понятий». Виды деления. Правила деления.
Раздел III
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.01 с.) |