Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Основные формально-логические законыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие логического закона. Основные свойства правильного мышления. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления. Сущность и специфика формально-логических законов. Виды формально-логических законов и их объективная основа. Качественная определенность предметов и явлений мира как объективная основа закона тождества. Закон тождества как выражение определенности мысли. Условия закона тождества: тождество предмета мысли и тождество мысли о предмете. Логические ошибки, возникающие при нарушении данных условий: подмена понятия и подмена тезиса. Значение закона тождества в мыслительной и практической деятельности менеджера. Объективные основы закона непротиворечия. Закон непротиворечия как выражение требования непротиворечивости мышления. Логическая сущность закона. Сфера действия закона непротиворечия. Сущность логического противоречия. Логическое и диалектическое противоречие. Значение закона в мыслительной деятельности специалиста. Закон исключенного третьего как выражение непротиворечивости и последовательности правильного мышления. Связь данного закона с законом непротиворечия и различие между ними. Основные требования закона исключенного третьего. Сфера действия закона. Значение закона в мыслительной деятельности специалиста. Логическая сущность закона достаточно основания и его связь с другими формально-логическими законами. Специфика закона – обращенная связь логического основания и логического следствия Виды оснований. Условия достаточности основания. Ошибки, возникающие при нарушении данного закона. Значение закона в мыслительной деятельности специалиста. Контрольные вопросы: 1. Что такое закон мышления? 2. Какова объективная природа формально-логических законов? 3. На чем основано деление формально-логических законов на основные и неосновные? 4. Какие требования предъявляют логические законы к мышлению? 5. На каких объективных обстоятельствах основывается закон тождества? 6. В чем заключается сущность закона тождества и какова его роль в процессе рассуждения? 7. Какие ошибки возникают при нарушении закона тождества? 8. Объясните, почему закон тождества имеет особое значение в профессиональной деятельности юриста, психолога, экономиста? 9. Как связаны закон тождества и закон непротиворечия? 10. В чем сущность закона непротиворечии? 11. Укажите случаи, в которых не происходит нарушение закона непротиворечия. 12. В отношении каких суждений действует закон исключенного третьего? 13. Каков смысл и содержание закона достаточного основания? 14. Какие основания можно считать достаточными для обоснованности мысли? 15. Какие ошибки возникают при нарушении закона достаточного основания? 16.Какова практическая роль основных формально-логических законов в профессиональной деятельности менеджера? Рекомендуемая литература: 1.Демидов И.В. Логика. Учеб. пособие.- М.: «Дашков и К», 2008. - Разд. 2.Иванов А.И. Логика. Учебник для юридич. ВУЗов и факультетов. – М.: 2007, Разд. 5. 3.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридич. ВУЗов.- М.: Проспект, 2009.- Гл.1. §З
Р А З Д Е Л 5 ТЕМА 9. ГИПОТЕЗА Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез. Понятие следственной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы. Соотношение проблемы, гипотезы и теории. Логико-методологические требования к построению гипотезы и ее особенности в юридическом (психологическом, экономическом) исследовании. Проверка гипотезы. Дедуктивное выведение следствий. Сопоставление следствий с фактами. Способы доказательства гипотезы. Значение гипотезы в профессиональной деятельности специалистов. Рекомендуемая литература: Контрольны е вопросы: 1. В каких случаях необходимо выдвижение гипотез? 2.Любое ли предположение можно считать гипотезой? 3.Каковы существенные черты гипотезы? 4.По каким основаниям происходит выделение видов гипотез? 5.Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза? 6.Что такое версия, и какую роль она выполняет в судебно-следственной практике? 7. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы? 8. Какое значение имеет принцип объективности при построении гипотезы и как он истолковывается в логико-методологическом и психологическом плане? 9.В чем заключается сущность гипотетико-дедуктивного метода проверки гипотезы? 10. Какие существуют способы доказательства гипотезы? 11. Как соотносятся проблема - гипотеза - теория в научном познании
1.Демидов В.И. Логика. Учебн. пособие. - М.: «Дашков и К», 2000. Разд. 7. 2.Ивин А. А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. - М., Владос, 1998. 3.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов – М.: Проспект, 2002, Гл. IX. ТЕМА 10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Понятие доказательства. Логическая структура доказательства. Логическое доказательство и судебное доказывание. Доказательное рассуждение и вера. Построение доказательства, его виды. Прямое и косвенное доказательство. Прямое и косвенное подтверждение тезиса. Виды косвенного подтверждения тезиса: апогогическое и разделительное. Методы прямого и косвенного подтверждения тезиса. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Виды косвенного опровержения тезиса. Способы опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации. Правила доказательства и возможные ошибки при их нарушении. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы. Контрольные вопросы 1. С какой точки зрения логика рассматривает любое доказательство? 2. Какова объективная природа доказательства? 3. Какие элементы составляют структуру доказательства? 4. Какие виды оснований (аргументов) выделяют? 5. Какова форма и основные способы доказательства? 6. Какие виды доказательства избираются в зависимости от цели доказательства? 7. Что такое доказательство в собственном смысле слова и опровержение? 8. Какие формы может иметь опровержение? 9. В чем отличие прямого доказательства от косвенного? 10. Какие правила следует знать по отношению к тезису, и какие ошибки возникают при их нарушении? 11. Каковы правила аргументов? 12. Какие ошибки могут возникнуть при нарушении правил аргументов? 13. Каково основное правило по отношению к способу (форме) доказательства и его разновидности? 14. Какие внелогические приемы и уловки могут использоваться при доказательстве? 15. Что такое паралогизмы и софизмы? 16. Как соотносятся логическое доказательство и судебное доказывание РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Демидов И. В. Логика. Учебн. пособие. - М.: «Дашков и компания», 2008. Разд.8. Иванов А. И. Логика. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2007. Разд. IV. Кириллов В. И., Старченко А. А.Учебн. для юридических ВУЗов. – М: Проспект, 2009. Гл. Х. Малахов В. П. Основы формальной логики. Учеб. пособие для экономистов. - М., 1998. Малахов В. П. Основы формальной логики. Учеб. пособие для экономистов. РАЗДЕЛ ДИСЦИЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Экономический факультет
Психологический факультет
Юридический факультет
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ Очная форма обучения
Заочная форма обучения
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНЯТИЯ Занятие 1. Формальная логика как наука Вопросы для обсуждения 1.Объект и предмет логики как науки. 2. Содержание и форма мысли. Язык логики 3. Основные этапы развития логики 4.Роль логики в формировании логической культуры специалиста.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию Прежде, чем перейти к определению объекта и предмета логики, необходимо выяснить, каким образом осуществляется процесс познания и в каких формах он протекает. Выделите ступени чувственного познания и поясните, какое знание человек получает на уровне ощущения, восприятия и представления. Далее необходимо прояснить, что дает операция абстрагирования и каков её результат. Определите формы рационального познания. Дайте определение мышления. Что именно в мышлении интересует логику как науку? Определите предмет логики. Что бы понять специфику логического знания нужно выяснить, в чем заключается различие между содержанием и формой мысли. Для этого следует выяснить, что такое логические термины, как отражение отношений и связей между предметами и отношение и связи между мыслями. С их помощью выявляется форма мысли. Для записи суждений в логической форме используется символический язык. В чем отличие естественного языка от символического? Чем определяется правильность мысли и в чем отличие правильности мысли и истинности мысли? При рассмотрении третьего вопроса занятия следует выяснить теоретические и практические предпосылки возникновения логики. Выделите основные исторические этапы развития логики. Какой вклад в развитие логики был внесен Демокритом, Сократом и Аристотелем в эпоху античности? Какие позиции относительно природы общих понятий возникли в эпоху Средневековья? Определите заслуги Ф.Бэкона и Р.Декарта в развитие логики в Новое время. Поясните, чем определялось развитие логики в ХХ веке, какие новые направления возникли. При рассмотрении четвертого вопроса обратитесь к понятию «культура мышления». Поясните, в чем различие культуры языка и культуры мышления. Покажите различие между логикой как наукой и логикой как инструментом, который используется в каждой науке. Покажите, что точность определения понятий, правильность построения суждений и истинность умозаключений в экономике, юриспруденции и психологии имеет практическое значение. Основная литература Иванов Е.А. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. - М, 2001. Вводный раздел. Демидов В.И. Логика. Учебное пособие. - М., 2000.- Разд. 1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., 1995. Кириллов В. И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. - М., 2002. Гл. 1. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для экономистов. - М.,1999. Дополнительная литература: 1.Берков В.Ф Логика: задачи и упражнения. Практикум. -Минск.: 2000 2.Гетманова А.Д. Логика: для педагогических вузов./М.: 2008 3.Ивин А.А. Логика: учебное пособие/ М.: 1997 4.Иванов Е.А. Логика: М.: 2002 5.Кириллов В.И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов. М.: 2002 6.Логика: логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений./В.Ф.Берков., Я.С. Беркевич., В.И.Бартон. – М.:1994 7.Рузавин Г.И. Логика. Учебник для вузов. М.: 2002 8.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. -М.: 1996. Занятие 2. Понятие Вопросы для обсуждения 1. Понятие и логические приемы его образования. 2. Виды понятий по содержанию и объему. 3. Отношение между понятиями. Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Рассмотрение первого вопроса следует начать с выявления того, почему мы моментально отделяем один предмет от другого. Дайте определение признака предмета и приведите классификацию признаков. С помощью каких логических прием происходит выявление существенных признаков? Дайте определение понятия и укажите его фундаментальные характеристики. Обратите внимание на то, что любое понятие является словом, но не любое слово является понятием. Какие слова не могут быть понятиями? Второй вопрос занятия посвящен рассмотрению логической структуры понятия. Укажите основные структурные элементы понятия. Что составляет содержание понятия?Приведите классификацию понятий по содержанию. Дайте определение понятия по объем, Как делятся понятия по объему? Содержание и объем понятия неразрывно связаны, что порождает закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Сформулируйте его. Подготовку к третьему вопросу следует начинать с выяснения оснований, по которым одно понятия можно сравнить с другим. На основании этого выделяются сравнимые и несравнимые понятия. Это необходимо для понимания вопроса о возможности установления отношений между понятиями по объему, поскольку таковые могут возникнуть только между сравнимыми понятиями. Соотношение объемов делит понятия на совместимые и несовместимые. Назовите виды совместимости и несовместимости понятий по объему. Занятие 2. Логические операции с понятиями 1.Обобщение ограничение понятий 2.Определение понятий 3.Деление понятий. При подготовке к первому вопросу необходимо вспомнить о делении понятий на родовые и видовые, поскольку родовидовые отношения лежат в основе логических операций. Операция обобщения и ограничения понятий основана на законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Дайте определения операции ограничения понятия. Что является основой ограничения? Как осуществляется логическая операция обобщения понятия. Что является пределом обобщения понятия? Приведите примеры обобщения и ограничения понятия из науки и вашей будущей профессиональной деятельности. При подготовке ко второму вопросу занятия обратите внимание на то, что весьма часто мы встречаемся с ситуацией непонимания собеседника или текста, в связи с незнанием значения некоторых терминов. Операция определения понятия позволяет ликвидировать этот пробел в нашем знании. Всякое определение позволяет ответить на вопрос «Что это такое?» Дайте дефиницию операции определения понятия и укажите структуру определения понятия. По каким основаниям выделяют номинальные и реальные определения? На какие виды делится определения понятия в зависимости от способа раскрытия признаков определяемого предмета? При определении понятия следует обратить внимание на необходимость соблюдения правил, что бы избежать ошибок. Таких правил четыре. Перечислите эти правила и приведите примеры ошибок, которые возникают при нарушении правил определения определения понятия. В некоторых случаях нет необходимости или возможности дать явное определение понятия и тогда обращаются к неявному определению. Неявное определение дается через контекст, через указание отношения предмета к своей противоположности, описание, характеристику или сравнение, а так же разъяснение посредством примера, Изучение третьего вопроса с определения объема понятия. Операция деления связана в выявлением объемов видовых понятий в родовом. Дайте определение операции деления понятия и укажите его структуру. Выявите сущность дихотомического деления и укажите его недостаток. Определите сущность деления по видоизменению признака. Обратите внимание на то, что одно и то же понятие может быть поделено на разные классы видовых понятий, что объясняется основанием деления (разные признаки). Деление понятий требует соблюдения определенных правил Назовите эти правила и приведите примеры правильного и неправильного деления понятий. Основная литература Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., 1995. ВайшвиллоЕ.К.Понятие как форма мышления. - М., 1989. Демидов И.В. Логика. Учебное пособие. - М., 2000, Разд. 2. Иванов Е.И.Логика. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.,2002. Разд. I. Кириллов В.И., Старченко А.А.. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов. - М, 2002. Гл. 2, 3. Дополнительная литература: 1.Берков В.Ф Логика: задачи и упражнения. Практикум. -Минск.: 2000 2.Гетманова А.Д. Логика: для педагогических вузов./М.: 2008 3.Ивин А.А. Логика: учебное пособие/ М.: 1997 4.Иванов Е.А. Логика: М.: 2002 5.Кириллов В.И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов. М.: 2002 6.Логика: логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений./В.Ф.Берков., Я.С. Беркевич., В.И.Бартон. – М.:1994 7.Рузавин Г.И. Логика. Учебник для вузов. М.: 2002 8.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. -М.: 1996. Занятие 3. Суждение Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика и логическая структура суждения. 2. Вид простых суждений. Отношения между простыми суждениями 3. Распределенность терминов суждения. 4. Сложные суждения При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание, что с помощью понятия мы не можем отразить связи и отношения, существующие в мире. Это делается с помощью суждения. Дайте определение суждения. Покажите различие между предложением и суждением. Обозначьте фундаментальные характеристики суждения. В структуру суждения входят субъект, предикат, квантор и связка. Дайте определение каждого элемента. Второй вопрос посвящен выяснению сущности суждений в познавательно-практической деятельности и для этого вводится классификация простых суждений. Прежде всего выделяют простые и составные (сложные) суждения. Классификация суждений производится по разным основаниям: по объему субъекта (по количеству), по качеству связки. По содержанию предиката. Уясните, какие виды суждений выделяются в каждом случае. Все суждения имеют количественную и качественную характеристик, в связи с чем можно дать обобщенную классификацию суждений. Любое суждение имеет количественную и качественную символическое обозначение каждого вида суждений по обобщенной классификации. Приведите примеры соответствующего вида суждений. При совершении ряда логических операций необходимо знать такую особенность суждений как распределенность терминов. Распределеннсть терминов отражает объемные отношения субъекта и предиката. В разных видах суждений это отношение различно. На основании анализа суждений по объединенной классификации можно сформулировать правила распределенность терминов. Уясните для себя эти правила. Приведите примеры вариантов распределенности терминов суждений. Сложные суждения образуются из простых суждений с помощью логических связок.Обратите внимание на то, что структурными элементами сложных суждений являются не понятия, а простые суждения.Сложные суждения, как и простые, могут быть истинными или ложными. Чем определяется истинность сложных суждений? Назовите логические связки используемые в сложных суждениях и дайте классификацию сложных суждений. Следует иметь в виду, что каждый вид сложных суждений имеет особенности. Так, дизъюнктивное суждение имеются такие характеристика: сильная и слабая дизъюнкция; открытая и закрытая дизъюнкция. Поясните, чем они отличаются друг от друга. В импликативных суждениях обратите внимание на необходимость определения причины и следствия, иначе суждение может быть неверно понято. Нужно так же отметить, что грамматическая форма импликативного (условного) суждения может отличаться от логической. Поэтому нужно помнить, что основание предшествует следствию. При подготовке второго вопроса следует понять, что основу отношений между суждениями составляет их сходство по содержанию, выражаемое в таких характеристиках, как смысл и истинность суждения. В соответствии с этим, логические отношения устанавливаются не между любыми суждениями, только между теми, которые имеют общий смысл и, следовательно, их можно сравнить. Определите, какие отношения между суждениями являются сравнимыми, а какие - несравнимыми. Далее нужно выявить зависимость истинности-ложности суждения от типа отношений между ними. Определите, какие суждения являются сравнимыми и назовите виды совместимости суждений. Какие суждения являются несовместимыми, и какие отношения возникают между ними. Отношение между простыми суждениями обычно иллюстрируются с помощью схемы, получившей название логический квадрат. С помощью логического квадрата постройте таблицу истинности или ложности одного суждения в зависимости от другого. При обсуждении четвертого вопроса обратите внимание на то, что в сложном суждении в качестве элементов выделяются простые суждения из которых оно состоит. Определите, какие виды сложных суждений выделяют. Определите специфику каждого вида сложного суждения. Обратите внимание на то, что суждение должно быть выражено в явной логической форме. Основная литература Демидов И.В. Логика. Учебн. пособие. - М., 2000, Разд. 3. Иванов Е.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2002. Разд. 2. Ивин А.А., Никифоров А.А. Словарь по логике. - М., 1998. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. М, 2001.- Гл. IV. Малахов В.П.Основы формальной логики. Учебн. пособие для экономистов. М., 1999.
Дополнительная литература: 1.Берков В.Ф Логика: задачи и упражнения. Практикум. -Минск.: 2000 2.Гетманова А.Д. Логика: для педагогических вузов./М.: 2008 3.Ивин А.А. Логика: учебное пособие/ М.: 1997 4.Иванов Е.А. Логика: М.: 2002 5.Кириллов В.И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов. М.: 2002 6.Логика: логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений./В.Ф.Берков., Я.С. Беркевич., В.И.Бартон. – М.:1994 7.Рузавин Г.И. Логика. Учебник для вузов. М.: 2002 8.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. -М.: 1996.
Занятие 4. Дедуктивное умозаключение. Вопросы для обсуждения 1. Понятие умозаключения и его виды. 2. Непосредственные умозаключения. 3. Категорический силлогизм. 4. Опосредованные умозаключение из сложных суждений. Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Познавая окружающую действительность, мы приобретаем новое знание. Некоторые из них – непосредственно, при помощи органов чувств; другие - опосредованно, на основании логического мышления, путем выведения новых знаний из уже имеющихся. Такое знание называется выводным. Логическая форма получения выводного знания – это умозаключение. Логическая сущность умозаключения состоит в движении мысли от имеющегося знания к новому. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой. С логической необходимостью выводится новое суждение. Познакомьтесь со структурой умозаключения и с правилами расположения посылок и следствия. Назовите обязательные условия получения истинного знания из посылок. Выявите, какие виды умозаключений выделяются на основании направленности выведения и какие – по строгости вывода. Подготовку второго вопроса начните с определение дедуктивного умозаключения. Определите, какие дедуктивные умозаключения являются непосредственными, а какие опосредованными. Каким путем получается новое знание в непосредственных умозаключениях? Укажите логические операции, осуществляемые в непосредственных умозаключениях. При знакомстве с операцией обращения, отметьте, что обращение может быть простым и с ограничением. В связи с чем это происходит? Уясните, какие суждения не могут быть подвержены логическим операциям преобразования суждений. При подготовке третьего вопроса нужно знать, что вывод в опосредованных умозаключениях следует из двух и более посылок. Умозаключения называются в зависимости от тех посылок, которые его составляют. Если, посылками дедуктивного умозаключения являются категорические суждения, то мы имеем категорический силлогизм. Сформулируйте аксиому категорического силлогизма. Какие термины содержит категорический силлогизм? Разновидности силлогизма, которые различаются по положению среднего термина в посылках, называются фигурами силлогизма. Создайте пример категорического силлогизма, сделайте вывод, определите термины силлогизма и постройте фигуру. Сформулируйте правила для каждой фигуры. Необходимы характер вывода в простом категорическом силлогизме обеспечивается соблюдением для всех его разновидностей правил. Которые разбиваются на две группы: правила терминов и правила посылое. Перечислите эти правила. Модусами простого категорического силлогизма называются его разновидности, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в него посылок и заключения. Из возможных 64 модусов правильный вывод дают только 19. Обратите внимание на то, что правильные модусы для каждой фигуры свои. Четвертый вопрос семинара посвящен дедуктивному умозаключению из сложных суждений. Разновидности таких умозаключений различаются входящими в него суждениями-посылками. На этом основании выделяют: чисто условные умозаключения; условно-категорические умозаключения; условно-разделительные. Посылками чисто условного умозаключения выступают импликативные суждения (два или несколько). Запомните правило этого вида умозаключения; следствие следствия есть следствие основания. В условно-категорическом силлогизме – одна посылка условное суждение, а вторая – категорическое суждение. При работе с этим видом умозаключения имейте в виду, что существует два его модуса – утверждающий и отрицающий. Каждый из них имеет две формы – правильную и неправильную. К правильным модусам относятся: Р→Q P→Q PQ Q P Умозаключение, которое дает другие виды модусов не позволяет сделать достоверного вывода. В условно- разделительном умозаключении две посылки, одна из которых условная, а вторая – разделительное суждение. По количеству следствий условной посылки различают дилеммы, трилеммыи полилеммы. Делемма - это условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами. В практике рассуждения встречается два вида дилемм – конструктивная и деструктивная. Выявите, в чем заключается различие между ними. Определите модусы конструктивной и деструктивной дилемм. Основная литература Демидов И.В. Логика. Учебн. пособие. - М, 2000, Разд. 4. Иванов Е.И. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2002. Разд. 3, гл. 1.2.3.4. Иванов Е.И. Логика. Практические задания. - М, 1998. - Гл. 3. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. - М., 1998. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. Гл. VI-VII. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учеб. Пособие для экономистов. - М., 1999. Дополнительная литература: 1.Берков В.Ф Логика: задачи и упражнения. Практикум. -Минск.: 2000 2.Гетманова А.Д. Логика: для педагогических вузов./М.: 2008 3.Ивин А.А. Логика: учебное пособие/ М.: 1997 4.Иванов Е.А. Логика: М.: 2002 5.Кириллов В.И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов. М.: 2002 6.Логика: логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений./В.Ф.Берков., Я.С. Беркевич., В.И.Бартон. – М.:1994 7.Рузавин Г.И. Логика. Учебник для вузов. М.: 2002 8.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. -М.: 1996. Занятие 5. Индуктивное умозаключение Вопросы для обсуждения 3.Общая характеристика правдоподобных умозаключений. Статистическая и логическая вероятность. 2.Индукция полная и неполная, популярная и научная. 3.Методы научной индукции. Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Общее в природе не существует самостоятельно, до и вне единичного, а единичное не существует без общего; общее существует в единичном, через единичное, т.е. проявляется в конкретных предметах. Поэтому общее,существенное, повторяющееся и закономерное в предметах изучается через познание единичного и одним из методов такого познания выступает индукция. Определите сущность правдоподобных умозаключений. Дайте определение индукции и объясните, почему индуктивное умозаключение дает преимущественно вероятный вывод. Постройте схему индуктивного умозаключения. Приведите примеры использования индукции в научных исследованиях. При изучении второго вопроса обратите внимание, что исследование всего класса единичных предметов иногда невозможно, а иногда затруднено. Характеристика количества исследованных предметов класса порождает два вида индуктивного умозаключения – полную и неполную индукцию. Объясните, в каком случае индукция будет полной, а в каком нет. Каково логическое значение выводов по полной и неполной индукции? Почему законы науки, сформулированные на основании неполной индукции, считаются истинными? По способам обоснования заключения различают популярную и научную индукцию. Популярная индукция широко распространена, это одно из эффективных средств здравого смысла и дает ответы на многие жизненные вопросы. Какое – необходимое или правдоподобное знание - дает популярная индукция? Укажите обстоятельства, способствующие повышению достоверности выводов в популярной индукции. В рассуждениях популярной индукции не следует допускать ошибок. Назовите эти ошибки и поясните их смысл. В научной индукции наряду с повторяемости признака у некоторых явлений класса содержится так же информация о зависимости этого признака от определенных свойств предмета. Выделите основные требования, предъявляемые к научной индукции. Научная индукция устанавливает причинно-следственные связи, которые объясняют наблюдаемый результат. Раскрытие причинной связи между явлениями включает в себя разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Раскройте содержание методов научной индукции, покажите их достоинства и недостатки, приведите примеры. Занятие 6. Умозаключение по аналогии. Вопросы для обсуждения 1. Понятие аналогии. Объективные основания умозаключения по аналогии. 2. Особенности умозаключения по аналогии и условия истинности ее выводов. Условия повышения степени вероятности выводов по аналогии. 3. Виды аналогии. Роль аналогии в научной и практической деятельности. Методические указания и рекомендации по подготовке к практическому занятию. Аналогия – это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания одной степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение имеет вероятностный характер. Объясните схему рассуждения по аналогии. Каким правилом регулируется вывод в рассуждения по аналогии? Аналогия во всех случаях означает определенное сходство, но не любое сходство является аналогией. Объясните, почему это так. Сама аналогия в силу отсутствия в ней жестких правил дает возможность произвольно ее использовать. Однако следует помнить, что аналогия не является произвольным построением. Как можно обосновать объективную обусловленность заключений по аналогии? Следует обратить внимание на сходство метода аналогии и метода индукции. Однако не стоит их путать, поскольку в аналогии происходит перенос признака от одного предмета на другой, а в индукции от части предметов класса на весь класс. Знания, получаемые методом аналогии, бывают неодинаковыми по степени их обоснованности: в одних случаях рассуждения носят проблематичный характер, а в других достоверный. Определите те условия, которые способствуют повышению достоверности выводов. При подготовке третьего вопроса зависимость между характером переносимой информации и видами аналогии. Дайте определение аналогии свойств и аналогии отношений. Обратите внимание на то, что аналогия отношений не предполагает аналогии свойств исследуемых предметов. По характеру выводного знания аналогия делится на строгую аналогию. Дающую достоверное знание и нестрогую, дающую вероятностное заключение, а так же ложную аналогию, дающую ложное заключение. Определите характеристики строгой, нестрогой и ложной аналогии. Не смотря на преимущественно вероятностный характер выводов по аналогии, она широко используется в науке. Поясните, в каких случаях исследователи вынуждены обращаться к аналогии. Какие методологические требование в дополнение к логическим, следует соблюдать при использо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.013 с.) |