Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему.



Образец:

а) записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (а1 … аn): «Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Т), потому что он не является потерпевшим (а1). А нам известно, что судья не может участвовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим(а2);

б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами 1, а2):

а2- Судья не может участвовать в рассмотрении дела (q),если он является потерпевшим (p), (p→q);

а1- Судья Пастухов не является потерпевшим (|p);

Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (|q);

в) записываем схему:

,

Раcсуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания (|p) к отрицанию следствия(|q).

Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет получить достоверного заключения.

15.1. Антонов - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян - голубоглазы.

15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск, и в Иркутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске.

15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Что пользы в нем?

15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготовились к экзамену по экономической теории и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике.

15.5. Около двадцати студентов МПОА успешно выступили с докладами на научной конференции. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что большинство студентов МПОА занимаются научной работой.

15.6.

Тотчас же королева

Пошла к его величеству

И, будто между прочим

Сказала невпопад:

Ах, да, мой друг, по поводу

Обещанного масла...

Хотите ли попробовать

На завтрак мармелад?

(Милн)

15.7. Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих - Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление совершено Адоскиным и Борисовым,

15.8. Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, следовательно, он имеет неустойчивую нервную систему.

15.9. Какая ошибка допущена в следующем софизме: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

15.10. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдаю­щихся философов. Свидетельство тому - философское наследие Аристотеля.

15.11. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делится на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук.

15.12. «Как вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтись?» (Чехов).

15.13. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов - хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров.

15.14. «Если бы никто не совал носа в чужие дела, - проворчала Гер­цогиня, - мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. -Ну и что же тут хорошего? - с готовностью подхватила Алиса... - Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... -Кстати, об отвращении! - сказала Герцогиня. - отвратительных девчонок казнят! - Алиса испуганно покосилась на Повариху...».

15.15. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры простого категорического силлогизма, с необходимостью приходим к выводу, что по правилам второй фигуры простого категорического силлогизма - большая посылка должна быть общим суждением.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест к теме 1. Предмет и значение логики

1. Логика - это....

а) наука о приемах юридического доказательства;

б) наука о законах и формах, операциях и приемах мышления;

в) наука о психологии мышления;

г) наука о социально-психологических аспектах мышления.

2.Формальное мышление:

а) мышление формалиста, бюрократа;

б) инструмент формального поведения;

в) последовательность умственных действий в соответствии с правилами формальной логики;

г) мышление «ни о чем».

3. Основателем логики является....

а) Архимед;

б) Аристотель;

в) Августин;

г) Айер.

4. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку - это

а) софизм;

б) парадокс;

в) троп;

г) оксюморон.

5. Знаменитый парадокс «Протагор и Эватл» назван в честь....

а) законодателя и его сына;

б) врача и его пациента;

в) героя и его оруженосца;

г) софиста и его ученика.

6. Расположите следующих логиков в хронологическом порядке.

а) Аристотель;

б) Б. Рассел;

в) Г. Лейбниц;

г) Ф. Бэкон.

7. Предметом логики являются формы и приемы... мышления.

а) чувственного;

б) интуитивного;

в) эмоционального;

г) интеллектуального.

8. Мысль, в которой утверждается или отрицается наличие в

действительности какого-либо положения дел, - это...

а) понятие;

б) суждение;

в) гипотеза;

г) умозаключение.

9. Анализируя человеческое мышление, логика исследует его…

а) форму;

б) содержание;

в) скорость;

г) глубину.

10. Логическая форма некоторого языкового контекста - это способ... его частей.

а) грамматического соединения;

б) связи содержаний;

в) порядкового расположения;

г) соотношения объемов.

11.Логически истинными являются высказывания, истинность

которых:

а) субъективно очевидна;

б) признается большинством людей;

в) гарантирована их логической формой;

г) не противоречит здравому смыслу.

12. Истинность мысли по содержанию и правильность рассуждения

это...

а) одно и то же

б) они частично совпадают;

в) это совершенно разные понятия;

г) предполагают и дополняют друг друга.

13 Закон мышления или логический закон - это

а) непротиворечивость мышления;

б) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения;

в) логическая правильность рассуждения;

г) доказательность в рассуждениях.

14. Понятие, суждение, умозаключение - это....

а) законы логики;

б) формы чувственного познания;

в) формы абстрактного мышления;

г) логические приемы обоснования.

 

Тест к теме 2. Понятие

1. Множество предметов, которое мыслится в понятии, - это

а) содержание понятия;

б) объем понятия;

в) элемент класса;

г) класс или множество.

2. Признаком предмета называется то, в чем предметы

а) сходны друг с другом;

б) отличны друг от друга;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

3. Вычеркните лишнее: «К логическим приемам образования понятий относятся:

а) сравнение;

б) синтез;

в) вычисление;

г) обобщение».

4. «Любовь» — это понятие....

а) конкретное;

б) абстрактное

в) единичное

г) относительное

5. Понятия называются совместимыми, если и только если они:

а) имеют общие элементы объема;

б) включаются в друг друга;

в) не имеют общих элементов;

г) пересекаются (перекрещиваются).

6. В каком отношении находятся понятия «земной шар» и «глобус»?

а) равнозначность;

б) пересечение;

в) несравнимость;

г) подчинение.

7. В каком отношении находятся понятия «крупнейший город России» и «столица» России»?

а) равнозначность;

б) противоположность;

в) соподчинение;

г) пересечение.

 

 

8. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями

«снег» (А), «дождь» (В), «осадки» (С):

 

А
В
С
В
А
С  


а)

 

 

б)

 

 

А
В
С
С  
В
А


в)

 

г)

 

 

9. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями

«русский писатель» (А), советский писатель (В), «драматург» (С),

 

А
В
С
А
В
С
В
А
С
А, В, С


а)

 

 

б)

 

 

в)

 

г)

 

 

10. Расположите следующие понятия в порядке увеличения их объема.

а) студент, который сдал все экзамены;

б) студент, который сдал экзамен по логике;

в) студент, который сдал хотя бы один экзамен;

г) студент, который сдал экзамен по логике доценту Петрову.

11. Правильно ли произведено обобщение понятий: «мазь» - «таблетка» - «лекарственное средство»?

а) правильно;

б) неправильно;

в) правильно в первом шаге, неправильно - во втором;

г) неправильно в первом шаге, правильно - во втором.

12.Пределом ограничения является... понятие.

а) универсальное;

б) пустое;

в) единичное;

г) общее.

13. Основание деления – это…

а) делимое понятие;

б) наибольший из членов деления;

в) вся система членов деления;

г) признак, по которому делятся понятия.

14. При правильном дихотомическом делении его члены находятся в

отношении:

а) противоречия;

б) противоположности;

в) подчинения;

г) равнообъемности.

15.«Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные» - это...

деление.

а) сбивчивое;

б) неполное;

в) исчерпывающее;

г) дихотомическое.

16. Искусственной называется классификация, в которой:

а) нарушаются правила деления;

б) предметы делятся по несущественным признакам;

в) используются деления только одного типа;

г) члены деления представляют собой единичные понятия.

17. Определение по латыни звучит как «...».

а) дефиниция;

б) эквиваленция;

в) интерпретация;

г) абстракция.

 

 

18. Остенсивное определение - это разъяснение смысла термина:

а) посредством прямого указания на предмет, который он обозначает;

б) в определенном контексте его потребления;

в) путем описания свойств обозначаемого им предмета;

г) через выявление родо-видовых отношений с другим понятием.

19. Явное определение, содержащее один и тот же термин в определяющей и определяемой частях, называется:

а) неясным;

б) остенсивным;

в) генетическим;

г) тавтологическим.

20. Высказывание «Такса - это колбаска с лапками» представляет собой:

а) описание;

б) сравнение;

в) характеристику;

г) остенсивное определение.

21. Определение «Граница - это линия, ограничивающая что-нибудь»

является:

а) неясным;

б) неявным;

в) контекстуальным;

г) тавтологическим.

22. Определение «Стол — это предмет мебели, служащий для приема

пищи» является:

а) слишком узким;

б) слишком широким;

в) определением «как попало»;

г) остенсивным.

23. Найдите операцию, где отсутствует деление понятий.

а) рефлексы делятся на условные и безусловные;

б) треугольники бывают остроугольными, тупоугольными и прямоугольными;

в) год делится на двенадцать месяцев;

г) знания бывают научными и вненаучными.

24. Отметьте правильность обобщения понятия «лето».

а) лето - время года;

б) лето - июнь, июль, август;

в) лето — пора отпусков;

г) лето лучше зимы.

 

 

Тесты к теме 3. Суждение

1. Вычеркните лишнее. «Суждение содержит следующие элементы:

а) субъект;

б) предикат;

в) признак;

г) связку.

2. Субъект суждения - это....

а) понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении;

б) понятие о предмете суждения;

в) утверждение или отрицание мыслимого в предикате содержания;

г) кванторное слово.

3. «Какую книгу вы читаете?» - это....

а) атрибутивное суждение;

б) суждение существования;

в) предложение суждения не выражает;

г) сложное суждение.

4. «S есть (не есть) Р» - это....

а) структура атрибутивного суждения;

б) структура сложного суждения;

в) структура суждения с отношениями;

г) структура суждения существования.

5 Суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств

или отсутствие у предметов каких-либо свойств, это:

а) разделительные суждения;

б) условные суждения;

в) реляционные суждения;

г) атрибутивные суждения.

6. Какова распределенность терминов в суждении: «Некоторые водные животные являются млекопитающими»?

а) субъект и предикат распределены;

б) субъект и предикат не распределены;

в) субъект распределен, а предикат - не распределен;

г) субъект не распределен, а предикат - распределен.

7. Каким по качеству и количеству является следующее суждение:

«Некоторые водные животные не являются млекопитающими»?

а) частноутвердительным;

б) частноотрицательным;

в) общеотрицательным;

г) общеутвердительным.

8. Установите соответствие между типами высказываний и выражающими их формулами.

А. Никто не хотел его обидеть 1.Все S есть Р.

В). Каждый солдат знает свой маневр. 2. Некоторые S есть P

C). Ряд фактов не подтвердили версии. 3.Ни одно S не есть Р

D).Судьи несменяемы. 4.Некоторые S не есть P

 

9. Противоположные суждения:

а) могут быть одновременно истинными;

б) могут быть одновременно ложными;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

10. Высказывания «Все акции являются ценными бумагами» и

«Некоторые акции не являются ценными бумагами»:

а) являются противоположными;

б) являются противоречащими;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

11. Суждение эквивалентности - сложное суждение, образованное

посредством связи двух или более суждений логическим союзом:

а) если … то...;

б) а также;

в) если и только если … то...;

г) либо … либо....

13. Если р - высказывание «Ромео любит Джульетту», a q – высказывание «Джульетта любит Ромео», то высказывание «Они любят друг друга» можно представить формулой:

а) p^q

б) pvq

в) p R q

г) p→ q

14. Вычеркните лишнее. «Алетическая модальность выражается в

терминах:

а) возможно;

б) случайно;

в) доказуемо;

г) необходимо.

15. Вычеркните лишнее. «Деонтическая модальность выражается с

помощью операторов:

а) обязательно;

б) возможно;

в) запрещено;

г) разрешено.

16. Предикат распределен:

а) в общеотрицательном суждении;

б) общеутвердительном суждении;

в) частноутвердительном суждении;

г) утвердительном суждении.

 

Тест к теме 4. Основные логические законы

1. Закон мышления или логический закон - это:

а) логическая правильность рассуждения;

б) последовательность в доказательстве;

в) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения;

г) непротиворечивость суждения.

2. Логический закон - это внутренняя форма логически....

а) истинного высказывания;

б) правильного умозаключения;

в) верного вывода;

г) обоснованного доказательства.

3. Логически ложными являются высказывания, которые....

а) интуитивно неприемлемы;

б) лишены смысла;

в) не соответствуют действительности;

г) отрицают какой-либо логический закон.

4. Закон тождества сводится:

а) к отождествлению различных мыслей;

б) требованию, чтобы всякая мысль в процессе рассуждения была тождественна самой себе;

в) подмене понятий;

г) требованию запрета на множественность высказываний.

5. Закон исключенного третьего формулируется:

а) два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными;

б) они не могут быть одновременно истинными;

в) т о и другое верно;

г) то и другое неверно.

6. Закон непротиворечия действует в отношении:

а) противоположных суждений;

б) противоречащих суждений;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

 

7. «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно» - это формулировка:

а) закона тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

8. Суждение «после этого - значит по причине этого» - это ошибка,

связанная с нарушением закона:

а) закона тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

9. Когда один человек говорит другому: «Это ты украл деньги», а тот отвечает: «Нет, я этого не делал», то третий, утверждая: «Вы оба лжете», нарушает закон:

а) закон тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

10. Когда один человек говорит другому: «Это ты украл деньги», а тот отвечает: «Нет, я этого не делал», то третий, утверждая: «Вы оба правы», нарушает закон:

а) закон тождества;

б) закон непротиворечия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания

 

Тест к теме 5. Умозаключение

1. Исходные высказывания, из которых выводится заключение, в логике называют:

а) гипотезами;

б) допущениями;

в) посылками;

г) суппозициями.

2. Умозаключение является правильным, если и только если его заключение:

а) интуитивно очевидно;

б) не противоречит фактам;

в) является истинным;

г) логически следует из посылок.

3. Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки, называется:

а) индуктивным;

б) непосредственным;

в) обоснованным;

г) дедуктивным.

4. Непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, при этом связка меняется на противоположную - это:

а) превращение;

б) обращение;

в) аналогия;

г) противопоставление предикату.

5. «Всякая истина является конкретной./ Ни одно не конкретное утверждение не является истиной» - это:

а) обращение;

б) противопоставление субъекту;

в) противопоставление предикату;

г) превращение.

6. Категорический силлогизм - это:

а) умозаключение, в котором вывод делается из одной посылки:

б) умозаключение, в котором опущена посылка или вывод:

в) умозаключение, в котором вывод делается из сложных суждений;

г) умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение.

7. Число терминов в простом категорическом силлогизме равняется:

а) двум;

б) трем;

в) четырем;

г) шестнадцати.

8. Если одна из посылок категорического силлогизма является отрицательной, то его заключение должно быть:

а) частным;

б) общим;

в) утвердительным;

г) отрицательным.

9. Меньшей называется посылка категорического силлогизма, содержащая:

а) субъект заключения;

б) предикат заключения;

в) минимальное количество слов;

г) нераспределенный термин.

10. Определите фигуру следующего силлогизма.

Некоторые равнобедренные треугольники - прямоугольные.

Ни один равносторонний треугольник не прямоугольный.

Некоторые равносторонние треугольники не равнобедренные.

а) первая;

б) вторая;

в) третья;

г) четвертая.

11. «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места» - здесь пропущены:

а) большая посылка;

б) меньшая посылка;

в) обе посылки;

г) заключение.

12.К какому модусу относится условно-категорическое умозаключение?

Если налоги увеличиваются, то производство товаров сокращается. Производство товаров не сократилось.

Налоги не увеличились.

а) модус утверждающий;

б) модус отрицающий;

в) ответы 1) и 2) не являются правильными;

г) оба ответа 1) и 2) являются правильными.

13. К какому модусу относится разделительно-категорическое

умозаключение?

Иванов знает английский язык, или Иванов знает французский язык.

Он знает английский язык.

Следовательно, он не знает французского языка».

а) модус утверждающе-отрицающий;

б) модус отрицающе-утверждающий;

в) ответы 1) и 2) не являются правильными;

г) оба ответа 1) и 2) являются правильными.

14. Дилемма — это:

а) умозаключение чисто условное;

б) умозаключение условно-категорическое;

в) умозаключение разделительно-категорическое;

г) умозаключение условно-категорическое.

15. К какому виду относится дилемма: «Если у меня будет достаточно свободного времени, то я буду работать над книгой или писать картину. Я не работал над книгой и не писал картину. Значит, у меня не было достаточно свободного времени»?

а) простая конструктивная;

б) простая деструктивная;

в) сложная конструктивная;

г) сложная деструктивная.

16. Дедуктивное умозаключение - это:

а) вывод на основе частных наблюдений;

б) вывод от общего к частному;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

17. Умозаключение, в котором на основе признака, принадлежащего каждому элементу множества, делается вывод о принадлежности признака классу в целом - это:

а) популярная индукция;

б) научная индукция;

в) полная индукция;

г) неполная индукция.

18. Умозаключение по аналогии - это:

а) достоверное умозаключение;

б) вероятно истинное умозаключение;

в) суждение о наличии признака;

г) суждение о наличии отношения.

19. По какому методу установления причинных связей сделано заключение в следующем рассуждении: «На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Федоров»?

а) метод единственного сходства;

б) метод единственного различия;

в) метод остатков;

г) метод сопутствующих изменений.

Тест к теме 6. Логические вопросов и ответов.

1.Логика исследует следующие виды диалога:

а) сократический;

б) романтический;

в) риторический;

г) дидактический.

2. В логическую структуру вопроса входят:

а) опровержение вопроса;

б) искомое вопроса;

в) требование ответа;

г) предпосылки вопроса.

3. К видам аргументации относятся:

а) доказательство;

б) возражение;

в) определение;

г) объяснение.

4. Суждение, истинность которого подлежит доказательству - это:

а) основание;

б) аргумент;

в) тезис;

г) посылка.

5. Требование: «Аргументы не должны противоречить друг другу» - это требование:

а) по отношению к тезису;

б) по отношению к аргументу;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

6. Софистический прием: «подмена вопроса об истинности утверждения вопросом о вреде или опасности его» - это:

а) «карманные доводы»;

б) «поспешное обобщение»;

в) «довод к публике»;

г) «довод к личности».

7. Способ логической связи между тезисом и аргументами называется:

а) демонстрацией;

б) основанием;

в) посылкой;

г) заключением.

8. Ошибка «мнимое следование» - это ошибка:

а) по отношению к аргументу;

б) по отношению к тезису;

в) по отношению к демонстрации;

г) все ответы не верны.

9. Как называются неосознанные нарушения правил логики

(непреднамеренные уловки)?

а) паралогизмы;

б) парадоксы;

в) софизмы;

г) головоломки.

 

 

10.Софистический прием «сведение к абсурду выдвинутого положения» -

это:

а) «дамский аргумент»;

б) «готтентотская мораль»;

в) «довод к публике»;

г) все ответы верны.

11. Доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами - это;

а) косвенное доказательство;

б) прямое доказательство;

в) разделительное доказательство;

г) «доказательство от противного».

12. Ошибка «круг в доказательстве» - это ошибка:

а) по отношению к тезису;

б) по отношению к аргументам;

в) по отношению к демонстрации;

г) по отношению к доказательству.

13. Софистическая уловка «палочные аргументы» - это:

а) «довод к личности»;

б) «довод к публике»;

в) «угрозы в адрес оппонента»;

г) все ответы верны.

14. К уловкам организационно-процедурного характера относятся:

а) манипуляции с регламентом;

б) подмена тезиса;

в) «брать горлом»;

г) «выпускать пар».

 

Тест к теме 7. Формы развития знания

1. Гипотеза - это:

а) догадка о факте;

б) предположение, применяемое в научном исследовании;

в) версия;

г) все ответы верны.

2. Научное предположение должно:

а) не противоречить данным науки;

б) быть достаточным;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

 

 

3. Вычеркните лишнее. «Гипотезы бывают:

а) общие;

б) популярные;

в) частные;

г) единичные.

4. Обоснованные предположения о свойствах части множества - это:

а) единичная гипотеза;

б) общая гипотеза;

в) частная гипотеза;

г) популярная гипотеза.

5. Гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества - это:

а) общая гипотеза;

б) частная гипотеза;

в) единичная гипотеза;

г) популярная гипотеза.

6. Проверка гипотез осуществляется путем:

а) дедукции;

б) индукции;

в) аналогии;

г) то и другое верно.

7. Для опровержения гипотезы надо, чтобы:

а) вытекающие из гипотезы следствия противоречили фактам;

б) следствия не противоречили фактам;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

8. Верификация - это:

а) выдвижение гипотезы;

б) демонстрация гипотезы;

в) обоснование гипотезы;

г) проверка гипотезы.

9. Метод подтверждения гипотезы с использованием умозаключения по разделительно-категорическому (отрицающе-утверждающему модусу) силлогизму - это:

а) косвенный метод;

б) прямой метод;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

10. Совокупность взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области - это:

а) парадигма:

б) тезаурус;

в) теория;

г) классификация.

11. Утверждение, принимаемое в теории в качестве исходного, называют:

а) аксиомой;

б) гипотезой;

в) тезисом;

г) догмой.

12. Утверждение называется теоремой, если в данной теории:

а) его можно вывести из пустого множества посылок;

б) недоказуемо его отрицание;

в) оно не противоречит основным аксиомам;

г) с ним согласны нес исследователи.

13. Если в теории доказуемы не псе истинные утверждения, ее называют:

а) полной;

б) неполной;

в) противоречивой;

г) непротиворечивой.

14. Если в теории доказуемы только истинные утверждения, ее называют:

а) полной;

б) неполной;

в) противоречивой;

г) непротиворечивой.

 

СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛОГИКЕ

1. Мышление как объект логики. Мышление и язык.

2. Предмет логики.

3. Исторические этапы развития логики.

4. Диалектическая и формальная логика.

5. Чувственное и рациональное в познании.

6. Понятие как форма мышления. Понятие и слово.

7. Логические приемы образования понятий.

8. Содержание и объем понятия. Виды понятий по содержанию и объему.

9. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

10. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия.

11. Несовместимые понятия и отношения между ними.

12. Совместимые понятия и отношения между ними.

13. Операция определения понятий. Структура определения. Номинальное и реальное, явное и неявное определение понятий.

14. Правила определения понятий.

15. Операция деления понятий. Структура деления. Виды деления понятий.

16. Правила деления понятий.

17. Операция обобщения и ограничения понятий.

18.Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды простых суждений.

19.Атрибутивные суждения и их структура. Классификация суждений по количеству и качеству.

20.Объединенная классификация простых суждений.

21.Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые суждения.

23.Отношение совместимости между простыми суждениями.

24.Отношение несовместимости между простыми суждениями.

25.Логический квадрат.

26.Распределенность терминов суждения.

27Сложные суждения и их виды.

28.Конъюнктивные и дизъюнктивные суждения.

29.Импликативные и эквивалентные суждения.

30.Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключений.

Виды умозаключений.

31.Дедуктивное умозаключение. Виды дедуктивного умозаключения.

32.Непосредственные дедуктивные умозаключения: операция превращения и обращения

33.Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма.

34.Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма

35.Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

36.Правила фигур простого категорического силлогизма.

 

 

37.Чисто-условное умозаключение из сложных суждений.

38.Условно-категорическое умозаключение.

39.Разделительно-категорическое умозаключение.

40.Условно-разделительное умозаключение.

41.Индуктивное умозаключение. Его структура и особенности.

42.Полная и неполная индукция.

43.Научная и популярная индукция.

44.Методы научной индукции: метод сходства и метод различия.

45.Методы научной индукции: объединенный метод сходства и различия.

46.Методы научной индукции: метод сопутствующих изменений и метод остатков.

47.Умозаключение по аналогии. Виды аналогии.Условия состоятельности выводов по аналогии.

48.Понятие закона мышления. Основные и неосновные законы логики.

49.Закон тождества.

50.Закон противоречия и закон исключенного третьего.

51.Закон достаточного основания.

52.Доказательство и его структура.

53.Прямые и косвенные доказательства.

54.Правила тезиса доказательства и ошибки.

55.Правила аргументов и ошибки.

56.Правила и ошибки демонстрации.

57.Уловки и внелогические приемы, используемые при доказательстве.

58.Понятие гипотезы. Виды гипотез.

59.Доказательство и опровержение гипотез.

60.Диалог как вопросно-ответный комплекс. Виды диалога. Требования к вопросу и ответу.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Брюшинкин В.Н.Практический курс логики для гуманитариев: учебное пособие вузов.- М., 1995.

Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. 2009.

Демидов И.В. Логика. Учебник. М., 2008.

Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. М.,1997.

Иванов Е.А.Логика. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М., 2008.

Кириллов В.А., Старченко А.А. Логика. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М., 2008.

Рузавин Г.И. Логик. Учебник для вузов. М., 2002.

 

ГЛОССАРИЙ

Абстрактное понятие - понятие, в котором отображен не конкретный предмет как таковой, а какое-либо свойство предмета или отношение, в котором он находится к другим предметам.

Абсурд - бессмыслица, нелепость. Свести к абсурду - значит доказать, что в чем-либо заключается скрытое противоречие, и тем самым опровергнуть его.

Адекватный - одинаковый, вполне соответствующий, равный, тождественный.

Аксиома - истинное положение, утверждение, которое не требует доказательства, в нем: содержание логического сказуемого заключено в содержании логического подлежащего.

Аналогия - подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и отношениях. Умозаключение по аналогии - такое умозаключение, по которому в результате делается вывод, что исследуемый предмет, возможно, имеет признак X, поскольку все предметы из области, к которой принадлежит этот предмет, имеют признак X.

Антецедент - первый член импликации, характеризующий, причинные условия.

Антиномия - противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, но в то же время производящими впечатление, что оба могут быть логически доказаны в качестве правильных.

Антитеза - положение, противоположное тезису, т. е. какому-либо исходному утверждению.

Апагогическое доказательство - непрямое, косвенное доказательство, стремящееся доказать, что истинным является не тезис, а ложное выражение, противоположное ему.

Апория - безвыходное положение. Термин, с помощью которого античные философы и логики обозначали противоречия в понятиях, непреодолимые логические затруднения.

Аргумент - довод доказательства, основание вывода, положение, с помощью которого обосновывается тезис.

Аргументация - приведение доводов для доказательства тезиса или опровержения антитезиса.

Безотносительное понятие - понятие, которое не находится в непосредственной связи, с другими понятиями.

Большая посылка - посылка, в которую входит больший термин.

Больший термин - термин, который является предикатом заключения простого категорического силлогизма.

Верификация - принцип установления осмысленности, т. е. возможности какого-либо высказывания оказаться истинным или ложным. Это логический смысл верификации. В общеметодологическом смысле верификация есть установление фактуальности, достоверности, правдоподобности.

Вероятность - степень возможности какого-либо определенного события.

Видовое понятие - понятие, которое отображает существенные признаки, класса предметов, являющихся видом какого-либо рода.

Вывод - последовательность высказываний: или формул, состоящая из аксиом, посылок и ранее доказанных высказываний (теорем). Последняя из формул данной последовательности, выведенная как непосредственное следствие предыдущих формул по одному из правил вывода, представляет собою доказуемую формулу.

Генетическое определение - определение, в котором указывается на происхождение предмета.

Гипотеза - вероятное предположение о причине какого-либо явления, достоверность чего еще не доказана ни наукой, ни практикой.

Дедуктивное умозаключение - умозаключение, которое обеспечивает при истинности посыпок и соблюдении правил логического вывода истинность заключения, следующего из этих посылок.

Дедукция - в широком смысле - такая, форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем. В узком смысле, принятом в традиционной логике, это дедуктивное умозаключение. В целом в логике, дедукция - это последовательность мыслей или суждений, каждый компонент которой логически вытекает из предыдущих мыслей и суждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.43 с.)