Задачи и упражнения к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и упражнения к практическим занятиям



Логические задачи для практических занятий

Занятие 2

Прежде чем приступить к решению логических задач, необходимо:

1) дать определение понятия;

2) знать, что является содержанием и объемом понятия;

3) уметь классифицировать понятия по их содержанию и объему.

 

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия.

1. Право. 2. Российская Федерация. 3. Преступное деяние. 4. Бригада морской пехоты. 6. Источник нрава. 7. ЮНЕСКО. 8. Консилиум врачей. 9. Верховный суд. 10. Верховный суд РФ. 11. Предприятие. 12. Философ Аристотель.

Упражнение 2. Какие из перечисленных признаков необходимо включить в содержание соответствующих понятий и будет ли этих признаков достаточно для адекватного определения понятия?

I Автобус: автомобиль для перевозки пассажиров, имеющий не менее 30 мест, общественный или государственный, с местами для сидения.

2. Плакат: цветной настенный рисунок на бумаге, большого формата, от­печатанный в типографии, снабженный агитационными или рекламными текстами.

3. Рассказ: художественное произведение небольшого размера, в эпическом жанре, прозаическое, с одним главным героем, описывающее один эпизод из его жизни.

4. Карандаш: синий, длиной 10 см, оставляющий след на бумаге, имею­щий грифельный стержень, затачивающийся перочинным ножом.

Упражненне 3. Укажите, в каком смысле - собирательном или

разделительном - употреблены выделенные понятия.

1. Граждане Российской Федерации имеют право на образование.

1а. Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв.км.

2. Человек осваивает космос.

2а. Человек имеет право на гражданство.

3. Разви вающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, является регионом бедности.

3а. Развивающиеся страны - это те страны, которые отстают в цивилизационном развитии от передовых стран.

4. Книга - лучший подарок.

4а. Книга — богатство библиотеки.

5. Закон пришел на смену обычаю.

5а. Закон ограничивает сферу допустимого.

Упражнение 4. Укажите абстрактные и конкретные понятия.

1. Юридический закон. 2. Невменяемость. 3. Презрение. 4. Жадность. 5. Депутат Государственной думы. 6. Бухгалтер. 7. Бездушие. 8.Честность.

9. Родство. 10. Книга. 11. Ученик. 12. Директор завода. 13. Компьютер.

14. Автомобиль.

Упражнение 5. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. Законность. 2. Дезинформация. 3. Верность. 4. Антипод. 5. Глупость.

6. Аноним. 7. Сердечность. 8. Бедность. 9. Равновесие. 10. Антиквар.

11. Антифашист. 12. Независимость. 13. Зло. 14. Каприз.

Упражнение 6. Выделите безотносительны е и соотносительные понятия.

1. Начало. 2. Причина. 3. Народный суд. 4. Рабовладелец. 5. Север.

6. Истец. 7. Маляр. 8. Взяткодатель. 9. Автобус. 10. Племянник. 11. Копия. 12. Ведущий. 13. Труд. 14. Сын.

Упражнение 7. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

1. Западная граница государства. 2. Невинность. З. Учитель.

4. Приговор. 5. Сын. 6. Бескорыстие. 7. Отечество. 8. Экономика.

9. Созвездие гончих псов. 10. Атеист.

Упражнение 8. Определите вид отношения между совместимыми

понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

1. Наказание - ограничение свободы. 2. Высшее учебное заведение - акаде­мия. 3. Юрист - депутат парламента. 4. Учебное заведение - школа - институт - лицей. 5. Человек, знающий иностранный язык - переводчик - человек, знающий французский язык. 6. Орган государственного управления - министерство - министерство финансов. 7. Художественная литература - трагедия Шекспира. 8. Офицер, спортсмен, орденоносец. 9. Полиглот - человек, знающий много языков. 10. Преступник - рецидивист.

Упражнение 9. Определите вид отношения между несовместимыми

понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Печать, телевидение, средства массовой информации. 2. Честь, бесчестие. 3. Преступление, экономическое преступление, преступление против личности. 4. Сильный, слабый. 5. Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 6. Истина, заблуждение. 7. Взрослый, невзрослый.

8. Взрослый, ребенок. 9. Обвинительный приговор - оправдательный приговор. 10. Юрист, прокурор, адвокат, судья. 11. Зависимость, независимость.

Упражнение 10. Укажите, какое понятие в следующих парах богаче по

содержанию.

I. Кодекс - уголовный кодекс. 2. Автор - автор учебника по логике. 3. Год - високосный год. 4. Экономика - экономика отрасли. 5. Адвокат - юрист. 6. Химический элемент - инертный газ. 7. Уголовное дело - дело о взятке. 8. Собственность - частная собственность. 9. Книга - учебник по химии.

Упражнение 11. Какое из понятий в следующих парах имеет больший

объем.

I. Преступление - кража. 2. Предложение – вопросительное предложение. 3. Воздушный транспорт - транспорт. 4. Право - административное право. 5. Суд - конституционный суд. 6. Книга - учебник - учебник по логике. 7. Наказание - штраф.

Занятие третье

При подготовке к практическому занятию ознакомьтесь с логическими операциями с понятиями: определением и делением, их структурой, правилами определения и деления, и ошибками, возникающими в случае нарушения правил.

Упражнение 1. Укажите вид определения. Выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

1. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает со­гласие, общее мнение.

2. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направ­ленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.

3. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

4. Газета - это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

5. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

6. Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямо­угольника вокруг одной стороны.

7. Имеющий невесту есть жених.

8. Старость - это стебель, оставшийся после жатвы.

9. Бизнес - это комбинация войны и спорта.

Упражнение 2. Укажите ближайшие родовые понятия к следующим

видовым.

1. Адвокат. 2. Равносторонний треугольник. 3. Глагол.

4. Продавец. 5. Береза. 6. Учебник логики. 7. Солдат.

8. Преступление против личности. 9. Самолет.

Упражнение 3. Укажите видовые понятия к следующим родовым.

I. География. 2. Треугольник. 3. Транспортное средство. 4. Доход. 5. Кислота. 6. Студент. 7. Кодекс. 8. Инертный газ. 9. Печатное издание. 10. Наука.

Упражнение 4. Установите правильность следующих определений (в

неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

1. Студент - это учащийся.

2. Человек - это существо, которое обладает орудиями, не растущими на его теле (К. Лоренц).

3. Под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

4. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

5. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.

6. Наказание - мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу признанному виновным в совершении преступления в сфере экономики.

7. Кибернетика - не искусство.

8. Правоспособность - это способность иметь права.

9. Совесть - это теща, которая постоянно живет с вами (Г. Менкен).

10. Клеветой признается распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо, измышлений.

11. Клевета - это месть трусов (С. Джонсон).

12. Дипломат - это человек, помнящий день рождения дамы, но не помнящий ее возраста.

13. Приобретение ценных бумаг разного рода происхождения по научному называется диверсификацией.

Упражнение 5. Укажите вид деления понятия, члены деления, основания деления.

1. Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными.

2. Изобразительное искусство делится на живопись, графику и скульптуру.

3. Периодические издания делятся на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

4. Политические партии разделяются на правящие и оппозиционные.

5. По стадии рассмотрения дел в судах различают суды первой, кассационной и надзорной инстанции.

6. По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

7. Социальные революции бывают мирные и немирные.

8. Людей можно поделить на глупых и неглупых.

9. Наследование наступает в силу закона или завещания.

10. Наказание в виде лишения свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Упражнение 6. Проверьте правильность деления; в случае неправильного деления укажите, какие правила нарушены:

1. К ценным бумагам относятся акции и сертификаты.

2. Четырехугольники с параллельными сторонами делятся на трапеции, параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты.

3. Преступление подразделяются на совершенные в области промышленности, торговли, по причине безработицы или плохих жилищных условий.

4. Сделки бывают двухсторонними, многосторонними и завещаниями.

5. Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.

6. Предложения бывают вопросительные и повествовательные.

7. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправед­ливыми.

8. Люди делятся на плохих и хороших.

9. Экономика может быть рыночной и нерыночной.

10. Градусная сеть Земли состоит из параллелей и меридианов.

Упражнение 7. Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких расчленение целого на части.

1. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.

2. Существительное - часть речи.

3. Четное число – число.

4. Год - месяц - декада.

5.Экономика - рыночная экономика.

6.Дом - этаж – подвал - чердак.

7.Преступление - правонарушение.

8. Логика - наука.

9. Закон - юридический закон.

10. Вопросительное предложение - предложение.

11.Млекопитающие — животное.

11. Студент - учащийся.

12. Печатное издание - книга.

13. Текст - глава - абзац.

Упражнение 8. Укажите, в каких примерах произведено деление понятий, а в каких расчленение целого на части.

1.История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую. 2. По характеру психической активности память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. 3. Рабовладельческое общество делится на рабовладельцев и рабов. 4. Самолеты делятся на газо-винтовые, газотурбинные и реактивные. 5. Самолет имеет кабину, двигатель, крылья и хвост. 6. Атом делится на протон, нейрон и электрон. 7. Недействительные сделки могут быть мнимыми, притворными или ничтожными. 8. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. 9. Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение. 10. Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью.

 

Упражнение 9. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию.

1. Закон. 2. Музей. 3. Рынок. 4. Школа. 5. Движение. 6. Приговор.

7. Теория. 8. Климат. 9. Музыка. 10. Юрист.

Упражнение 10. Обобщите понятия.

1. Весна. 2. Дезертирство. 3. Нарушение правил дорожного движения. 4. Рояль. 5. Православный. 6. Газета. 7. Судья. 8. Суждение. 9. Авиация.

Упражнение 11. Ограничьте понятия.

1. Право. 2. Преступление. 3. Закон. 4. Наказание. 5. Форма мышления. 6. Революция. 7. Политическая партия. 8. Учебник.

9. Населенный пункт. 10. Старший офицер.

Тема 3. Суждение

Занятие первое

При подготовке к этому занятию вам нужно знать определение суждения, его структуру, классификацию суждений по качеству и количеству, а также правила распределенности терминов суждения.

Упражнение 1. Укажите предложения выражающие суждение.

1. Кто является автором романа «Имя розы»?

2. Всякое преступление — противоправное деяние.

3. Кто над морем не философствовал?

4. Суждения бывают простые и сложные.

5. В экстренных случаях звоните в «Службу спасения».

6. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай.

7. Зри в корень!

8. Что ожидает человечество в XXI веке?

9. Какая чудесная погода

10. Закройте дверь.

11. Каждое убийство, оставшееся ненаказанным, уменьшает безопасность других людей.

Упражнение 2. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений, суждений с отношениями и экзистенциальных суждений.

1. В атмосфере Юпитера нет кислорода.

2. Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

3. Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер.

4. Не существует абсолютной повторяемости явлений.

5. Антон старше Дениса.

6. Озеро Селигер находится в Тверской области.

7. Логика — наука о законах и формах правильного мышления.

Упражнение 3. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, приведите схему суждений.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее тер­риторию.

2. Судьи несменяемы.

3. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.

4. Некоторые люди несчастливы.

5. Из песни слов не выкинешь.

6. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обви­нения, предъявлено не было.

7. На выставке была представлена часть картин молодых художников.

Упражнение 4. Установите распределенность терминов суждения.

1. Некоторые выпускники МГЭИ работают в правоохранительных органах.

2. На всякого мудреца довольно простоты.

3. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление.

4. Ничто не проходит бесследно.

5. Не все работники суда имеют высшее образование.

6. Марс — планета Солнечной системы.

7. Многие книги этого автора экранизированы.

Упражнение 5. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.

1. Некоторые выпускники МГЭИ работают в адвокатуре.

2. Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (Монтень).

3. Ни один вопрос студента не оставляется без ответа.

4. Человек не живет два века.

5. Не все государства - члены ООН.

6. Чарльз Дарвин - создатель научной теории эволюции.

7. Некоторые природные явления еще не объяснены.

 

Занятие четвертое.

Для успешного решения задач необходимо знать основные виды сложных суждений, условия их истинности и уметь выражать суждения в явной логической форме.

Упражнение 1. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части, запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

1. Если человек читал книгу, то знает его содержание или основную идею.

2. Пойдешь направо - коня потеряешь, а не пойдешь, - сам погибнешь.

3. Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, или отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.

4. Когда б на то не Божья воля - / Не отдали б Москвы (Лермонтов).

5. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою (Карамзин).

6. Несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

7. В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.

8. Познанья путь и долог и тяжел.

Упражнение 2. В разделительных суждениях укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений. Если суждение не выражено в явной логической форме, сформулируйте его, используя логический союз.

1. Ценная бумага может быть предъявительской, ордерной или именной.

2. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных факторов.

3. Уголовное дело в суде первой инстанции рассматривается коллегиально или единолично.

4. В атрибутивных суждениях термин либо распределен, либо не распределен.

5. Человек, который соглашается со всем, что Вы говорите, либо дурак, либо готовится содрать с Вас шкуру (К. Хаббард).

6. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть, не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить собой вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния психики.

Упражнение 3. Укажите антецедент и консеквент условных и эквивалентных суждений, приведите их символическую запись. Если суждение не выражено в явной логической форме, сформулируйте его, используя логические союзы.

1. Увольнение от должности может применяться судом в случае признания невозможности оставления осужденного в занимаемой должности.

2. Если бы водитель тормозил, на асфальте был бы смазанный след от протектора.

3. Мы верно уж поладим, / Коль рядом сядем. (Крылов).

4. Кто сеет ветер, пожнет бурю.

5. Куст заденешь плечом, на лицо тебе вдруг/ с листьев брызнет роса серебристая (Никитин).

6. Если Н. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности.

7. Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе требовать от них объяснения.

8. Вокруг раны имеются следы несгоревшего пороха, значит, выстрел был произведен с близкого расстояния.

Упражнение 4. Определите вид сложного суждения, используя таблицу условий истинности, установите истинность или ложность сложного суждения.

1. Дверь потерпевшей была заперта изнутри на ключ и на цепочку.

2. По данному делу будет вынесен обвинительный или оправдательный приговор.

3. Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

4. Кража совершенна Ершовым или Галкиным.

5. Общество готовит преступление, преступник совершает его.

6. Одного человека судили за участие в ограблении. Обвинитель и защитник в ходе судебного заседания объявили следующее: Обвинитель: «Если подсудимый виновен, то у него был сообщник». Защитник: «Неверно!» Ничего хуже защитник сказать не мог. Почему?

Упражнение 5. Какие из следующих пар атрибутивных суждений являются сравнимыми, а какие несравнимыми?

1. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли.

2. Москва - столица Российской Федерации. Люберцы - подмосковный город.

3. Москва - столица большого государства. Пекин - столица большого государства.

4. Все книги интересны. Некоторые книги интересны.

5. Некоторые чиновники коррумпированы. Некоторые чиновники не коррумпированы.

6. Некоторые таможенники - юристы. Некоторые юристы - таможенники.

 

Упражнение 6. Установите вид совместимости следующих суждений.

1. А.С.Пушкин - автор замечательного романа в стихах «Евгений Онегин». Великий русский поэт, 200-летие со дня, рождения которого отмечалось в 1999 году, автор замечательного романа в стихах «Евгений Онегин»

2. Все судьи независимы. Некоторые судьи независимы.

3. Некоторые законы исполняются. Некоторые законы не исполняются

4. Ни одна таможня не является коммерческой организацией. Некоторые таможни не являются коммерческими организациями.

Упражнение 7. При помощи логического квадрата выведете суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.

1. Ни один человек не является себе врагом.

2. Некоторые растения не содержат в себе хлорофилла.

3. Все студенты сдают экзамены.

4.Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными.

Занятие пятое

Для практического занятия по данной теме следует усвоить следующие теоретические вопросы: умозаключение,его структура и виды; дедуктивное умозаключение и его особенности; правила осуществления операций в непосредственных умозаключениях; определение простого категорического силлогизма, его термины, травила терминов и посылок, фигуры и модусы силлогизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.106 с.)