Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезность, предельная полезность и субъективная ценность. Первый и второй законы Госсена. Спрос и убывающая предельная полезность.

Поиск

 

Экономисты австрийской школы дали субъективную трактовку полезности. Разработанные ими принципы анализа полезности легли в основу теории потребительского поведения и общепризнанны в современной экономической теории.

Полезность – это научная абстракция, используемая экономистами для того, чтобы разобраться в том, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы между товарами, которые могут доставить им удовольствие.

Предельная полезность означает дополнительную полезность, получаемую от потребления еще одной единицы блага.

В работах австрийских экономистов речь идет не о полезности благ вообще, например хлеба или воды, а о полезности определенного количества того или иного блага. Это значит, что поскольку человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. Экономисты сформулировали вывод о том, что потребляемые последовательно части какого-то блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые принцип убывающей полезности был обоснован Г. Госсеном. На основе его положений экономисты сформулировали первый и второй закон Госсена.

 

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости.

Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом.

Первый закон Госсена – при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Пример с 5 мешками зерна. У старика 5 мешков зерна. Польза от еще одного будет минимальна, так как последний мешок он и так использует на прокорм попугаев.

Вывод – чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Следовательно, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Второй закон Госсена. Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ.

11. Рыночное предложение и его факторы. Функция предложения. Предложение и величина предложения. Цена предложения.

Рыночное предложение – результат производства, который отражает желание производителей продавать свой товар. Естественно, что это желание зависит от многих факторов: основным фактором является цена товара. Но существует ряд других факторов - неценовых факторов предложения:

1. уровень технологии K (т.е способ производства товара, используемый в данном виде деятельности)

2. цены ресурсов и факторов производства Pres (рост цен на ресурсы увеличивает себестоимость товаров, а значит и цену, по которой производители готовы продать свой товар)

3. величина налогов и субсидий Т

4. количество производителей N (рост количества производителей увеличивает предложение, однако дешевые ресурсы таким образом быстро исчерпываются. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, что поднимет цену данного товара, а предложение по данной цене не увеличится)

5. ожидания производителя (предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др) – не входит в функцию

6. цены взаимозамещаемых товаров Ps

7. цены взаимодополняемых товаров Pc

Функция предложения Q s (объем предложения)=f(P)

Общая функция предложения Qs=f(P,Ps,Pc,Pres, K,T,N)

P

 

Q

 

Цена товара растет-растет предложение

Падает-предложение падает

-Закон предложения.

C изменением цены на товар изменяется и величина предложения, то есть то количество товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене.

Индивидуальное предложение – тот объем товара, которые будет предложен отдельным продавцом при разных ценах

Рыночное предложение – тот объем товара, которые будет предложен всеми продавцами данного товара на данном рынке.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не позволяют издержки производства. Следовательно, чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступает на рынок, потому что у многих производителей затраты выше этой цены. Напротив, чем выше цена предложения, тем острее конкуренция на рынке.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Величина предложения зависит от цен на товары и услуги, издержек производства, цен на товары-субституты и комплементарные блага, от налогов.

Важно различать предложение и величину предложения. Так если цены повысятся, то повысится величина предложения, но не само предложение. Предложение повысится, например, если издержки уменьшаться или снизят налоги.

 

Предложение в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.

 

Для понимания расположения кривой предложения в системе координат «цена – количество» большое значение имеет фактор времени. Чем большим временем располагает производитель, тем больше у него возможностей расширить производство и предложение товаров.

В микроэкономике принято различать три периода: текущий (мгновенный), в котором все факторы производства рассматриваются как неизменные; краткосрочный, на протяжении которого изменяются лишь некоторые факторы производства (количество используемого сырья, численность нанимаемых рабочих); долгосрочный, когда все факторы производства являются переменными.

В текущем периоде кривая предложения имеет строго вертикальный вид, что означает неизменность объема предложения при возрастании цены.

 

 

P S

 


Q

В краткосрочном периоде при повышении цены имеет место увеличение использования некоторых ресурсов (например, рабочей силы), в результате чего кривая предложения принимает более пологий вид.

P

S

 

 

Q

В долгосрочном периоде даже незначительное повышение цены вызывает существенный рост объема предложения, поскольку для производства данного товара будут использоваться в возрастающих количествах все необходимые ресурсы. В этом случае кривая предложения становится все более и более пологой.

P S

S1

 

Q

 

Равновесие на рынке благ. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек как ценовые явления.

 

Если мы наложим друг на друга кривые спроса и предложения, то получим модель, иллюстрирующую одновременно поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории она получила название модель частичного рыночного равновесии (равновесия на рынке одного товара).

Точка пересечения двух графиков называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения – равновесным объемом.

Точка равновесия соответствует такому соотношению, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.008 с.)