Политическая элита: понятие и типы. Теория элит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая элита: понятие и типы. Теория элит.



Термин "элита" происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном кофе, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться:

1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. – это политическая элита власти,

2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения,

3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения),

4. административную – это служащие-управленцы (бюрократия),

5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Теории элит:

1. Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей»

2. Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

3. Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

44. Понятие и сущность политической идеологии

Понятие идеологии относится к числу неоднозначных категорий, сложных и весьма трудных для понимания. Сегодня в понятие «идеология» включаются десятки вещей. В конце 19 века идеология – наука о продуктах человеческого разума. В современном значении идеология – одна из форм общественного сознания. Общественное сознание – это взгляды, идеи, теории, моральные принципы, другими словами, это совокупность духовной жизни, идей и взглядов, общих для большинства общественных групп, классов и общества в целом.

К идеологии относится та часть общественного сознания, которая находится в функциональной связи с интересами и действиями определенного класса.

Политическая идеология – это социально-значимая теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Не всякая идеология содержит в себе политические директивы, указания как следует действовать. Эту функцию реализуют политические доктрины и программы. Политическая доктрина – система взглядов, определяющих направление и цели в конкретных исторических условиях данной эпохи. Политическая доктрина может служить основанием для политического движения, партии. В ней более или менее четко обозначаются средства, при помощи которых возможно достижение заданных целей. Политическая идеология и доктрина выполняют следующие функции:

1. Функция объяснения действительности

2. Формирование общественного мнения

3. Оправдание приемлемых для господствующего класса ценностей

4. Легитимация власти, определение политических сил и режимов.

5. Интеграционную и мобилизирующую функцию, объединяющую людей в социальное целое.

6. Критическая функция

7. Конструктивная функция, проявляется наиболее четко при принятии политических программ, которые реализуются затем на практике.

8. Компенсаторская функция. Вселяет надежды на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсирую социальную неудовлетворенность.

Доктрина, применяемая в конкретной ситуации, называется политической программой. Политическая программа переносит идеологическую доктрину в сферу практических действий.

 

45: Основные положения идеологии консерватизма и неоконсерватизма.

Одной из ведущих форм полит. идеологии на Западе – консерватизм (лат. - сохранять). В 18-19 вв. для обознач. идеолог. Шатобриан ввёл опред. консерватизма.

Консерватизм – одно из идейно-полит. течений общ. мысли, характ. приверженностью его сторонников сохранению традиций и устоев гос. и общ. устр-ва.

Первонач. формой консерватизма был классич. консерватизм, выраж. интересы сословной феод. аристократии, потерявшей привилегированное положение в результате бурж. революций. Предст. его были: Мюллер, Мозер, Кальридж, де Местр, Бональд.

Представители класс. консерватизма выступали против идей Просвещения, отрицали принципы бурж. демократии, республ. правления, конституционализма.

Их основн. требов. были:

- сохранение королевской власти, феод. устоев, дворянских, церковных привелегий.

- выст. за гос-во, стоящее на страже общества феод. типа

- защита феод. наследств. частной собственности, отдавали предпочтение светскому аграрному образу жизни.

Консерватизм трактуется как тип мышления и поведения тех соц. слоёв, полож. кот. в обществе угрожает объект. тенденции соц. изменений. В своём развитии консерватизм прошёл длинный путь, но его принципы остались прежними.

Принципы консерватизма:

1. Идея несовершенства общества и человека

2. Нравств. абсолютизм (консерв. выступают сторонниками объект. и неизмен. нравств. ценностей, свобода по их мнению не есть освобожд. от моральных предписаний, деят-ть общ. систем, пр-ва, частных лиц оценив. в соотв. с неизм. нравств. стандартами).

3. Недоверие консерватизма к демократии, особенно к демокр. популистского толка, кот. ведёт к разрушению морали, распущенности, торжеству посредственности и к др. порокам. Правление больш-ва несовершенно, оно сопровожд. серией ошибок и чревато терапией. В консерватизме преоблад. тенденция прославления демокр. тоталит. правления.

4. Консерваторы отвергают веру в неизбежность прогресса, по их мнению чел. история не предст. собой цепь неуклонного совершенств. разл. сфер деятельности людей. Они заявляют, что выгоды стабильного существования намного превосходят результаты радикальных реформ, реформы они признают, как возможность избежать соц. потрясений, как меньшее зло по сравнению с революцией.

5. Полит. реализм основ. на неизмен. и порочности природы ч-ка консерв. не поддерж. доктрины переустройства мира, идеи достижения всеобщего равенства.

6. Отрицат. отношение к идее соц. равенства. Оно оправдывается тем, что общество предст. собой естеств. иерархию, более того утвержд. необходимость соц. классов и соц. делений общества, а => и бессмысленность попыток смягчения соц. противоречий путём законодат. или иной деятельности гос-ва.

7. Традиционализм, т.е. приверж. традициям, локальным патриотизмам, ритуалам.

8. Консерваторы выступают против активного участия в политике народных масс. Главная опасность видится в политизации ч-ка, влиянии на него полит. идеологии, конс. отверг. прямой политики и идеологии в жизни ч-ка, но они выступают за сильное гос-во как преграда против возм. соц. беспорядков

9. Консерваторы явл. сторонниками местного самоуправл. с целью ослабления вмешательства власти в соц. механизм, они призывают к максим. рассредоточению власти, изъятию власти у центр. органов и передачи их местным. Местная власть должна иметь такие же права как и центр.

10. Национализм

11. Непримеримость к идейным и полит. оппонентам (характ. для радикального консерватизма – новые правые)

Специфич. чертой консерваторов является негативное отношение их к переменам, происходящих в обществе, абсолютизация существующего порядка и ориентация на его сохранение, но это не означает, что консерваторы опережают прогресс вообще. Они говорят, что позит. перемены необх., но осуществляться они должны очень медленно, т.к. порочная человеческая природа требует постоянного сдерживания соц. институтами.

В 40-х гг. начался рост влияния консерв. идеологии и потом начался неоконсерватизм. Неоконсерватизм – это полит. течение в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособл. к новым условиям обществ. развития.

Представители: Липсет, Белл, Кальтенбруннер, Арон и др.

Отличит. чертами неоконсерватизма явл. следующие:

1. Область экономики (Неоконсерв. выступает за рыночную экономику и свободное предпринимательство, за гос-вом признаётся право регулирования экономики, но оно должно быть ограничено. М. Тэтчер.)

2. Область соц. политики (Выступает за сокращение гос. соц. программ, которые нарушают естественные неравенства, приводит к соц. выравниванию, лишая предприимчивых людей заслуженного вознаграждения.)

Если в сфере экономики деятельность гос-ва ограничивается, то в сфере политики консерв. выступает за создание сильного гос-ва, облад. значит. властью, достаточн. для того, чтобы не идти на компромиссы с какими-либо полит. группами, способного обеспечить защиту частной собственности, права личности, порядка в стране, оказать принуждение по отношению к недовольным и протестующим, нарушающих общественный порядок.

Иногда путают консерватизм и неоконсерватизм с реакцией. Реакция – борется с настоящим с целью возврата к прошлому. Консерватизм – стремится сохранить существующий порядок вещей.

 

46. Основные положения идеологии либерализма и неолиберализма.

Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.

Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

Черты либерализма:

1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.

2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли

3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

Суть неолиберализма:

1. на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.

2. Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.

 

47. Социал-реформистская и коммунистическая идеология: общее и различное между ними.

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

· Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.

· Материалистическая трактовка общественной жизни.

· Социально-классовый подход к общественным явлениям.

· Гуманистический характер конечных целей.

· Социальный коллективизм.

· Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия:

o Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.

o Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.

o Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.

o Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

 

48. Сущность, ф-ции и разновидности полит. конфликтов и кризисов

Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.

Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.

Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.

По

литический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.

Негативные функции:

- угроза интеграции общества

- может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений – возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах.

- несет угрозу ликвидации данной пол системы.

Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.

Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.

Три типа пол конфликтов:

- конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

- конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.

Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.

Выделяют разные виды пол конфликтов:

- конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации

-Межгос конфликты (вооруженные и невооруженные)

-Внутрипол конфликты обусловлены разными интересами тех или иных групп. Эти конфликты делятся на межклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипарт и межличностные.

Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.

Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.

Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.

Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:

- затрагивать теорет и конст процедуры и органы

- затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности

Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним

Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.

Кризис правящей партии - в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.056 с.)