РЕФЕРЕНДУМ (НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕФЕРЕНДУМ (НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ)



Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Статья 76.Референдумы проводятся путем всеобще­го, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

 

35. Партия в политической системе, их функции и типология.

Задача полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц. слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.

Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

Функции и структура.Важнейшими функциями принято считать следующие:

n соц представительства;

n соц интеграции и социализации;

n борьба за власть;

n полит рекрутирования, формирования правящей элиты;

n разработки и осуществления полит курса.

Партии имеют сложную внутреннюю структуру:

n высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;

n стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;

n активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;

n пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;

n лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.

Классификация полит партий.Классифицировать партии можно по многим критериям.

Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.

Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.

Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.

Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.

Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.

По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.

По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.

 

36. Партийные системы и их основные типы.

В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

n система с одной партией;

n система с партией, осуществляющей гегемонию;

n система с преобладающей партией;

n двухпартийная система;

n система ограниченного плюрализма;

n система крайнего плюрализма;

n система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.

Общественно-политические движения.Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.

Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели.

 

37. Становление многопартийности в Республике Беларусь.

Процесс формирования многопартийности идет и в Республике Беларусь. Он обусловлен целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и воздействием достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убежденностью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, к которому привело руководство КПСС. В-четвертых, развалом Советского Союза и КПСС. В-пятых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И в-шестых, это процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различия между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А это требует выражения и защиты данных интересов со стороны определенных политических партий.

Современный период становления многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX — начала ХХ в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм — капитализм — социализм, а теперь — ... социализм — капитализм — неопределенный общественный строй. Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно выделить следующие: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.

Уже в конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода "неформальных" образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений.

Этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. в бывшем СССР Закон "Об общественных объединениях", который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Закон "О политических партиях". Правда, закон значительно ужесточал процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. И еще один существенный момент определял закон: финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время он позволяет вкладывать капиталы частным лицам. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 — 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.

По своей идейной ориентации это была партия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась с Гражданской партией и стала называться Объединенная гражданская партия.

Второй по счету 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.

22 мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) — третья по счету новая политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии, считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как "левоцентристская партия парламентского типа".

Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. Каждая из партий насчитывает, по их данным, свыше 10 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найти различия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению к существующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ — всячески его поддерживает

Фактически обе партии в экономической политике отстаивают социалистический способ производства, выступают за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.

Повторим, процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идет сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 2б января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Для создания республиканского профессионального союза необходимо "не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек" (Сов. Бел. 1999. 28 янв.).

В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица. По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений.

Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имели организационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них — Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия "Очищение"

Во-вторых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия в несанкционированных мигах. К числу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.

В-третьих, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные. Вместе с тем сегодня по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном нелиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух или многопартийные (трехпартийные) системы.

38. Общественно-политические организации и движения.

Общественные движения принято называть более или менее многочисленными объединениями граждан для достижения какой-либо общей соц-знач. цели.

Отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Существуют общественные движения: антивоенное, экологическое, которые прямо обращаются к власти, чтобы изменить власть.

Общественные движения имеют широкую социальную базу, отличающуюся многочисленностью. Они возникают в ответ на потребность граждан:

- потребность совместной солид. деят. людей

- потребность в своей солидарной группе

- участие в общественном движении позволяет граждану удовлетворить свою потребность в решении какой-то соц. проблемы.

Поводом для создания общ движения является некое соц неблагополучие, различные нерешенные вопросы.

Появление общественного движения относится к 19 веку. Стадии общ движ:

- стадия создания предпосылок движения (появляется группа, которая способна уловить какое-то недовольство)

- стадия формирования целей и задач

- стадия агитации (вербовка сторонников)

- стадия развернутой дейтельности (обще движ занимается реализацией своей программы, оказывая влияние или даже давление на правительство)

- стадия затухания движения (когда цели осуществл или оказались неосуществимы)

Объединения включ. в себя и обществ. движения и общественные организации.

Общественные организации – это неправительственные негосударственные институты, которые создаются для решения соц проблем и реализации общ интересов. Главное отличие от общественных движений в том, что они располагают более или менее развернутым аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централиз. руководство, поэтому они более устойчивы. Сами общ организации возникают часто на базе общ движений. Вот почему можно говорить о том, что общ орг выполняют в пол жизни сходные функции:

- функции защиты и представительства интересов (можно заявить гос-ву, правящим кругам о необходимости удовлетвор потребностей тех или иных слоев населения)

- функция объединения граждан (объединения помогают найти гражданам свою соц нишу, обрести сторонников и единомышленников, с их помощью общество приобретает четкую структуру)

- функция мобилизации действий по решению отдельных социальных проблем (они не только привлекают общество к решению проблем, но и предлагают свои варианты решения проблем и свою помощь)

- функция обеспечения обратной связи между гражданами и властью (через общ орг и движ граждане могут заявить о своем согласии или несогласии; по их деятельности власть может судить о сост движ)

Объединения создают необходимую прослойку, которая не позволяет государству вторгаться в личную жизнь граждан, в свою очередь, граждане имеют возможность общаться с государством, донося до него свои требования, чаяния.

Сходную роль исполняют лобби (группы давления). В отлич. от общ организаций они не стремятся решать какие-либо общие задачи и действуют в своих интересах. В группы давления могут объединяться чиновники одного ведомства, работники одной отрасли, предприниматели, им не нужна пол. власть сама по себе, они неофициально давят на власть. Они не чураются подкупа, саботажа. Во многих странах деят-ть групп давления официально признана. В США в 1946 г – закон о регулировании лоббизма.

Разделяют пол. и непол. общ. движения. К числу политических относятся антивоенные. Грань между пол и непол движ весьма условна и подвижна.

В зависимости от стратегической ориентации общ движения можно разделить на

- консервативные

- движения протеста

- реформаторские

Оппозиция консерват - движение протеста. Промежуточную позицию занимает реформ движение – за реформы сверху.

По способам и методам: насильственные и ненасильственные.

По половозрастному признаку: движение в защиту прав женщин, движение пенсионеров, молодежи.

По социальной принадлежности:

- рабочие

- крестьяне

Деление по профессиональному признаку. Объединяются врачи, учителя, служащие… Они решают не только свои соц задачи, но и поднимают проблемы огромной соц важности. Например, врачи против ядерного оружия.

Деление по целям и задачам. Междунар. движ., носящие общечеловеч. характер:

-экологические

-антивоенные

-правозащитные движения

 

39. Понятие, структура и функции политической культуры.

Полит культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование полит сознания людей и в конечном счете выражается в их полит ориентациях и установках, кот, в свою очередь, определяют полит поведение людей.

Функции полит культуры.

Познавательная функция – формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей полит системы и избранного обществом полит строя.

Коммуникативная функция – позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.

С коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц. прогресса. Это означает, что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и общества в целом.

Нормативно-регулятивная функция – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная функция дает возможность сформировать личность, гражданина.

Полит субкультуры.Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели полит культуры – субкультуры, кот существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)