Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика и другие общественные сферы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь политики с экономикой. Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер. Политика может активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это т.н. экономическая политика государства, которая будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом. Связь политики с идеологией. Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим. Связь политики с моралью. Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей. Связь политики с религией. Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность. В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.
12. Понятие, признаки и функции политической власти Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования. Типы определения власти: 1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей. 2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ. 3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия. 4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым 5. определение власти как влияния оказываемого на других 6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других. Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как: 1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект 2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия. Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. В современном обществе задачи власти след: 1. поддержание общественного порядка и стабильности 2. выявление ограничений и разрешение конфликтов 3. достижение общественного согласия 4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества 5. управление делами общества и т.д. Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная. Черты гос. власти: 1. Наличие особого аппарата гос. служащих 2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления 3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей. Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации. К основным формам власти относятся: господство, руководство, управление, реализация, контроль Макс Вебер выделил 3 типа господства: 1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного 2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений 3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия. Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам. Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны. Источники власти: 1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения 2. богатство 3. знания 4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти 5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.
13. Субъекты политической власти. Субъекты политики – это те, кто участвует в политике. К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Их наз. первичн. субъектами политики. Ко второй группе субъектов политики относ. соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Конечно, различные соц. субъекты неравнозначны в политике. Главным субъектом в политике, источником власти является народ. Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся: 1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки. 2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны. 3. Политич. партии и организации. 4. Правящая элита, бюрократия, лобби. 5. Групповое и индивидуальное лидерство 6. Отдельные личности, толпа. Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом. Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть. В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти. Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему: 1. Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д. 2. Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими. 3. Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты. 4. Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений. Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы: 1. высшая 2. средняя 3. административная Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё. Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты. Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите. К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций. Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.
14. Понятие, функции и основные качества политического лидерства В словарях общего характера термин “лидер” определяется как глава, руководитель политич. партий, обществ. организаций и как лицо, пользующееся большим авторитетом в каком-л. коллективе. В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. Т.о. лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. Лидерство – как социальное явление внутренне присуще человеку, всем человеческим обществам и является древней формой организации жизни людей. Наиболее известны сл. концепции лидерства: 1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д. 2. ситуационная. Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Некот. говорят, что в кач-ве лидера выступает беспринципный человек, являющийся ф-цией ситуации, кот. действует по обстоятельствам. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности. 3. теория, определяющая роли последователей. На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы. Они воспринимают лидера и ситуацию, и в конечном счете принимают или отвергают лидерство, то есть лидер является инструментом соц. группы последователей. 4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд. 5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий. Лидер предстает как человек, в наиб. степени отвеч. требованиям историч. момента и потребностям опред. соц. сил. И чем выше степень соответствия качеств полит. лидера потребностям обществ. развития тем более значимо его влияние на ход полит. жизни. Критерием эффективности деят-ти лидера явл. степень удовлетворения запросов той общности, кот. прибегла к его услугам. Как объект политики он испытывает влияние и давление различных заинтересов. сторон и д. быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам в различными политическими силами. Эволюция становления политического лидерства проходит несколько стадий: 1. возникновение общественных движений и выделение их лидеров 2. образование политический партий, выработка их программных установок и организационных принципов 3. формирование иерархии партийного политического руководства 4. борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие должности. Руководитель отличается от лидера: 1. лидер выдвигается стихийно, благодаря авторитету и личностному влиянию. Руководитель либо назначается либо избирается, то есть получает полномочия в результате целенаправленных действий. 2. Лидер как правило личность – продукт естественного отбора. Лидерство не стабильно, его нужно постоянно подтверждать. Руководство как правило стабильно. Руководитель наделяется оговоренными законом правами и обязанностями. 3. Рождение лидера часто происходит в проблемной ситуации, когда надо искать оптимальное решение для выхода их этой ситуации. Функции лидерства: 1. диагностическая - период постановки диагноза, когда лидер оценивает ситуацию, выявляя негативные тенденции и устанавливает что и как должно быть исправлено. 2. директивная – включает определение направления действий, что и как надо предпринять в определенный момент для решения проблемы. 3. мобилизационная – мобилизация людей на решение целей.
15. Типы и стили политического лидерства Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю исследования. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.013 с.) |