Понятие о педагогической системе. Педагогические инновации. Оптимизация педагогической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о педагогической системе. Педагогические инновации. Оптимизация педагогической системы.



Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов

1 — учащиеся;

2 — цели воспитания (общие и частные);

3 — содержание воспитания;

4 — процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

5 — учителя (или ТСО — технические средства обучения);

6 — организационные формы воспитательной работы.

Каждый из компонентов этой системы может быть разложен на элементы с любой степенью детализации. Интегрированные инновации -- это изменения в нутрии пед. системы направленные на улучшение протекания и результатов учебно-воспитательног процесса. Примером пед. инноваций могут служить разработки новых методов средств форм воспитания и обучения. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают неиспользовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов. Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В педагогике существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей.. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его — главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление вариантов. В качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два показателя: - получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся; - соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и Учителей.

10. Народная педагогика: сущность, содержание. методы и средства. Современное осмысление основ народной педагогики.

1 Народная педагогика.

Народная педагогика - совокупность пед сведений и воспитательного опыта, которые закреплены в народных традициях, обычаях, играх, обрядах и являются основой культурного воспитания. Народная педагогика - область эмпирических пед знаний и опыта народных масс в сфере воспитания. Духовное становление личности ребенка осуществляется путем присвоения им общественно-историч опыта человечества. Опыт фиксируется в результате предметно-практической деятельности, в установившихся нормах этических отношений. Эти нормы зафиксированы в традициях, обрядах, и т.д. Это коллективная память народа, которая фиксирует исторические особенности конкретного этноса. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в 9-12 вв., зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой и христианской. Разные виды устного народного творчества, связанные с магией слова, несли в себе неоценимую воспит и обучающую информацию на все случаи жизни, отображая опыт, ум, наблюдательность человека. Основные ср-ва нар пед:*труд, ремесла; *народные песни, танцы; *сказки, пословицы, загадки, присказки, заклинания; исторические легенды, песни-славы, былины; *народные приметы; *обряды, обычаи, традиции; *игры, праздники и т.д.

Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельч труду, прививали им законы доброжелат и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть в то время не обучались в школе, народная педагогика играла основную роль в их воспитании и обучении. Методы нар педагогики:

наблюдение-беседа; пример и авторитет -общественное мнение; игра- советы, поучения; приучение - похвала; упражнение -предупреждение; труд - осуждение; внушение- прославление. Принципы нар пед: наглядность, последовательность, индивидуальный подход, ценностный подход к формированию личности, гуманность, самостоятельность в приобретении знаний, преемственность в воспитании, воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, поощрение инициативы и творчества детей, непрерывность воспитательного воздействия, активность (в играх) и т.д.

Народная педагогика - основа классической научной педагогики, так как она закрепила основные, проверенные многовековой практикой приёмы и средства воспитания подрастающего поколения. Классическая (научная) педагогика соединила их с современными научными знаниями о человеке.

11. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях во времена ВКЛ и Речи Посполитой.

Согласно Люблинской унии (военно-политический союз) 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую. Уния была объективной необходимостью, но она означала переход от прежней конфедерации с Польским королевством к федерации с политическим и культурным преобладанием Польши.

РОЛЬ ШКОЛ В ОБРАЗОВАНИИ

Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены иезуитскими коллегиумами, доминиканскими, школами каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических орденов.

С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке.

Женские монашеские ордены активно начали действовать со 2 половины 17 в

Протестантские школы были представлены

-кальвинистскими,

-лютерантскими и

-социниантскими учебными заведениями по имени основателей

Религии стали придерживаться такие богатые князья и магнаты, как Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки. В протестантских школах не все учебные дисциплины преподавались на белорусском языке, однако его изучение в качестве специального предмета считалось обязательным.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ

Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы.

Школы были двух типов: повышенные и элементарные. В первых углубленно изучались семь свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. В братских школах Беларуси и Украины впервые применили классно-урочную систему, опыт которых был позднее обобщен Яном Коменским и стал мировым достоянием.

Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан.

При многих школах открывались театры.

В Беларуси в период Речи Посполитой был весьма широкий выбор образовательных форм и средств. Но самый интересный, веский и бесспорный факт – это то, что выбор школы часто определяется только уровнем образования, который она давала, а не конфессиональной принадлежностью, т.е. православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в протестантских и т.д

Симону Будному (1530-1593), крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 в., первопечатнику, поэту, гуманисту, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.

Написанный на родном для белорусов языке «Катехизис» содержал значительную критику богословских догм. В «Катехизисе» Будный выдвинул требование всеобщего народного образования и необходимости всестороннего обучения и воспитания. Большая заслуга его как педагога-мыслителя состоит в утверждении престижа белорусского языка,

Как и Францис Сорина, Симон Будный отразил в своем творчестве высокий уровень гражданского, философского и национального самосознания белорусского народа в эпоху Возрождения.

ВАСИЛИЙ ТЯПИНСКИЙ (1530 – 1600) (родовая фамилия Омельянович) впервые перевел на белорусский язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собственном поместье.

МЕЛЕТИЙ СМОТРИЦКИЙ (ок. 1575 – 1633) – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за границы стал учителем братской школы в Вильно.

Его основной лингвистический труд – «Грамматика (1619).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.012 с.)