Сущность, закономерности и принципы воспитания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, закономерности и принципы воспитания.



В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Прежде всего это процесс целенаправленный.

многофакторный, длительный, непрерывность. комплексный, вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. двусторонний характер.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними.

Закономерности эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов.

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности.

6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

7. От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения.

8. От качества воспитательного воздействия.

9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника

9. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников.

10. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

1. Обязательность.2. Комплексность. 3. Равнозначность.

Принципы:

1.Общественная направленность воспитания -- требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

2.Опора на положительное.: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества

3.Гуманизация воспитания -- уважение его прав и свобод.

4.Личностный подход

5. Единство воспитательных воздействий – это единство усилий школы, семьи и общественности.

22. Содержание и направления процесса воспитания.Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности

3. Самоопределение. Формирование твердых убеждений, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности.

6. Коллективистская направленность. преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству,

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

 

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОС-Я.

Метод восп-я – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности: 1) убеждение; 2) положит. пример; 3) упражнение (приучение); 4) одобрение; 5) осуждение; 6) требование; 7) контроль за поведением.

Различают организац. формы воспитания – сборы, классные собрания, утренники, беседы, экскурсии, виды деятельности (учебные задания, кружки, конкурсы, олимпиады).

По результатам методы можно разделить на два вида: 1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения; 2) влияние, создающее привычки, определённый тип поведения.

Метод убеждения – воздействие воспитателя на сознание, чувство и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт. (Разъяснение – раскрытие социального, нравственного, эстетич. содержания тех или иных аспектов, требований к ребёнку, поступков; беседа – этическая, эстетич., познавательная, опирающая на знания детей).

Метод положительного примера – Я.Коменский, указывал на воспитат. роль подражательности, что «дети раньше учатся подражать, чем познавать».

Метод упражнений (приучения) – способ формирования навыков и привычек поведения и деятельности. Под методом понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых привычек и навыков поведения. В процессе выработки навыков К.Ушинский выделял приёмы:

– постановку воспитат. задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности;

– разъяснение способов деятельности и вооружение соответствующими знаниями (развитие сознания);

– практический показ действия;

– организацию первонач. воспроизведения учащимися показанных действий;

– последующую тренировку в закреплении способов деятельности и поведения;

– напоминание и контроль за поведением.

Метод одобрения и осуждения. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, кот. заставляют учащихся анализировать свои поступки и недостатки. Средства метода: замечания учителя, выговор в приказе школы, вызов на педсовет, направление в школу для трудновоспитуемых.

Средства метода одобрения: похвала учителя, директора школы, благодарность, награждение грамотой, доска почёта. Нужно учитывать возраст учащихся: в мл. классах этот метод применяется чаще, в старших – одобряются более значит. поступки.

Метод требования. Средствами его являются: просьба, распоряжение учителя, классного рук., директора и его заместителей. Метод позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонение в поведении учащихся и корректировать его.

Метод контроля – выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий и требований.

Самовоспитание включает умение ребёнка ставить перед собой цель, задачу, иметь желание её выполнить; контролировать себя и оценивать результаты выполнения задачи.

Метод самоубеждения – выявив свои недостатки, ученик убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток. Эффективно проговаривать вслух, напр.: «надо всегда держать своё слово».

Метод самовнушения – ч-к стремится сам воздействовать на свою психику и чувства.

Метод самокритики – выявив недостаток, поставив цель перед собой изжить его, ученик подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его преодолению.

Самопринуждение или самоприказ – когда у учащихся не проявляется достаточно силы воли в соблюдении данного правила. Метод самонаказания - когда ч-к делает те или иные отступления от намеченных им самим правил поведения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.014 с.)