Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, закономерности и принципы воспитания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. многофакторный, длительный, непрерывность. комплексный, вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. двусторонний характер. Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Закономерности эффективность воспитания зависит: 1. От сложившихся воспитательных отношений. 2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. 3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. 4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. 5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. 6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии. 7. От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. 8. От качества воспитательного воздействия. 9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника 9. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников. 10. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. 1. Обязательность.2. Комплексность. 3. Равнозначность. Принципы: 1.Общественная направленность воспитания -- требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. 2.Опора на положительное.: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества 3.Гуманизация воспитания -- уважение его прав и свобод. 4.Личностный подход 5. Единство воспитательных воздействий – это единство усилий школы, семьи и общественности. 22. Содержание и направления процесса воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: 1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности 3. Самоопределение. Формирование твердых убеждений, демократическими взглядами и жизненной позицией. 4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. 5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности. 6. Коллективистская направленность. преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОС-Я. Метод восп-я – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности: 1) убеждение; 2) положит. пример; 3) упражнение (приучение); 4) одобрение; 5) осуждение; 6) требование; 7) контроль за поведением. Различают организац. формы воспитания – сборы, классные собрания, утренники, беседы, экскурсии, виды деятельности (учебные задания, кружки, конкурсы, олимпиады). По результатам методы можно разделить на два вида: 1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения; 2) влияние, создающее привычки, определённый тип поведения. Метод убеждения – воздействие воспитателя на сознание, чувство и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт. (Разъяснение – раскрытие социального, нравственного, эстетич. содержания тех или иных аспектов, требований к ребёнку, поступков; беседа – этическая, эстетич., познавательная, опирающая на знания детей). Метод положительного примера – Я.Коменский, указывал на воспитат. роль подражательности, что «дети раньше учатся подражать, чем познавать». Метод упражнений (приучения) – способ формирования навыков и привычек поведения и деятельности. Под методом понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых привычек и навыков поведения. В процессе выработки навыков К.Ушинский выделял приёмы: – постановку воспитат. задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности; – разъяснение способов деятельности и вооружение соответствующими знаниями (развитие сознания); – практический показ действия; – организацию первонач. воспроизведения учащимися показанных действий; – последующую тренировку в закреплении способов деятельности и поведения; – напоминание и контроль за поведением. Метод одобрения и осуждения. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, кот. заставляют учащихся анализировать свои поступки и недостатки. Средства метода: замечания учителя, выговор в приказе школы, вызов на педсовет, направление в школу для трудновоспитуемых. Средства метода одобрения: похвала учителя, директора школы, благодарность, награждение грамотой, доска почёта. Нужно учитывать возраст учащихся: в мл. классах этот метод применяется чаще, в старших – одобряются более значит. поступки. Метод требования. Средствами его являются: просьба, распоряжение учителя, классного рук., директора и его заместителей. Метод позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонение в поведении учащихся и корректировать его. Метод контроля – выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий и требований. Самовоспитание включает умение ребёнка ставить перед собой цель, задачу, иметь желание её выполнить; контролировать себя и оценивать результаты выполнения задачи. Метод самоубеждения – выявив свои недостатки, ученик убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток. Эффективно проговаривать вслух, напр.: «надо всегда держать своё слово». Метод самовнушения – ч-к стремится сам воздействовать на свою психику и чувства. Метод самокритики – выявив недостаток, поставив цель перед собой изжить его, ученик подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его преодолению. Самопринуждение или самоприказ – когда у учащихся не проявляется достаточно силы воли в соблюдении данного правила. Метод самонаказания - когда ч-к делает те или иные отступления от намеченных им самим правил поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.) |