Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимающая социология Макса Вебера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Макс Вебер (1864-1920) Работы: «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия», «Наука как профессия», «Хозяйство и общество» Один из основателей современной социологии, т.к.: 1. Предложил ярко выраженный подход к понятийному аппарату социологического анализа; 2. последовательно отстаивал идею социальной науки, которая должна уделять внимание проблемам социальных действий; 3. глубоко и тонко подметил основные характеристики современной индустриальной цивилизации в различных областях; 4. В ходе эмпирических исследований современного ему общества определил ряд ключевых вопросов, которые приобрели значение центральных в социологических дискуссиях; 5. его собственная жизнь является убедительным примером социологии как призвания. Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического материала). Эта концепция служила обоснованием научного плюрализма в социологии. Понимающая социология Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Вебер не противопоставляет «понимание» «причинному объяснению», а напротив, тесно их связывает. Социология, также как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является «простейшим единством» как социологии, так и истории. Принцип «понимания» оказывается критерием, с помощью которого отделяется сфера, релевантная для социолога, от той, которая не может быть предметом социологического исследования. Задача социологии – свести категории определенного рода действий людей к «понятным» действиям, т.е. к действиям отдельных участников. «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено». Разработка методологии: важнейшим является анализ содержания, форм и механизмов социального действия, а также системы социальных конструктов, названной Вебером «идеальными типами». Термин «понимающая социология» введен в противовес позитивизму и материализму в социологии. Общество конструируется индивидами в их духовном бытии. Для его изучения Вебер и разрабатывает метод. Социальное действие Социальное действие – термин введен Вебером, означает простейшую единицу социальной действительности. Предметом социологии является действие в субъективно понимаемом смысле. Социология должна быть понимающей, т.к. действие индивидуально осмыслено. Социальным действием являются не все действия. Условия социального действия: 1. если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью; 2. если оно ориентировано не только на поведение вещных объектов, но и на поведение других людей, либо только на поведение других людей. Типы социального действия: Целерациональное действие – характеризуется однозначностью и ясностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с отчетливо осмысленными средствами, адекватными для достижения поставленной цели; Ценностно-рациональное действие – основано на вере в безусловную ценность самого этого действия, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов. Заключается не в достижении какой-либо внешней цели, а в его собственном определенном характере; Аффективное – основано на определенном эмоциональном состоянии действующего лица (любовь, гнев, страх, страсть и т.д.). Находится за пределами осмысленного человеческого поведения; Традиционное действие – основано на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредовано целеполаганием. Идеальные типы Все 4 типа с точки зрения методологии, по своему характеру являются идеальными типами. Идеальные типы – некоторые обобщения, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты. Типология действий: · Более или менее приближено достигнутый правильный тип; · Целерационально ориентированный тип; · Действие более или менее осознанно и более или менее однозначно, Целерационально ориентировано; · Действие, ориентированное нецелерационально, но понятное по свому смыслу; · Действие, по смыслу более или менее понятное, но ориентирование, однако, нарушено вторжением непонятых элементов; · Совершенно непонятные психические и физические факты в человеке и связанные с ним. Чистая модель целенаправленного действия – методологическое средство социологического и исторического исследования. Примерами идеальных типов социальных явлений могут быть: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т.д. Сам идеальный тип не является гипотезой, не охватывает конкретной реальности. Идеальный тип – это предельное понятие, с которым сравнивается социальная реальность для того, чтобы выявить в ней сущностные моменты. Различия между действительным ходом поведения и его идеально типической конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, раскрывающих сущностную ситуацию. Идеальный тип – логический конструкт, не являющийся чисто позитивным. Идеальные конструкты должны удовлетворять ряду условий: 1. они не должны противопоставляться уже добытому научному знанию; 2. в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип с другими его элементами. Власть и её механизмы Наиболее весомой является концепция Вебера анализа механизмов власти. Идеальными типами господства являются харизматический, патриархальный (традиционный) и рациональный. Идеальный тип вносит элемент общего в историю, в социологии выполняет функцию замены связей, управляемых закономерностями, на типичные. Идеальные типы в области господства: Харизматический тип («харизма» - дар Божий) – это чрезвычайная способность, отличающая выдающихся людей от всех других. Харизма не приобретается, а дается от природы. Патриархальный тип – люди управляются наследственными правилами, а подчиняются в силу привычки к определенному типу подчинения. Основано на вере в святость вечносущего порядка вещей (традиционное подчинение). Рациональный тип – подчинение происходит не личности и не определенному порядку, а установленным законам, аппарат власти состоит из чиновников, которым необходимо действовать по строго формальных правилам (не взирая на лиц). Легальный принцип подчинения приводит к развитию современного капитализма, системы формальной рациональности. Социология религии Вебер считается родоначальником социологии религии наряду с Дюркгеймом. К числу работ по данной тематике относятся: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии». Социология религии начата с исследования протестантизма и завершилась анализом 5 основных мировых религий (конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство, ислам). Христианство и ислам рассматривались через иудаизм, т.к. в нем коренятся исторические предпосылки этих религий. 2 этапа исследования религии: 1. Решение вопроса, какую роль сыграло изменение религиозной этики в связи с переходом к протестантизму на формирование современного капитализма с его культом рациональности. Проблемы связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Связь через формальные системы мотивации в трудовой и иных сферах человеческой деятельности. Со временем социология религии М. Вебера получала новую нагрузку: именно с помощью социологии религии он пытался вскрыть содержание категории «социальное действие». Социология религии имеет своим предметом субъективно подразумеваемый смысл, а это есть основа социального действия. Вебер в социологии религии типологизирует основные виды смыслов так, как они выступали в истории, т.е. социология религии становится одним из центральных разделов социологии Вебера в целом. При анализе религиозной этики эталоном сравнения является целерациональное действие, в ходе которого исполняются одни и те же методы. Чистым вариантом целерационального действия является экономическое действие, поэтому Вебер ставит акцент на установлении связи между религией и хозяйственной деятельностью, что является обязательным в его анализе. Хозяйственная этика не есть форма хозяйства организаций. Нет хозяйственной этики, которая формировалась только от религии. Детерминанта хозяйственной деятельности – географические, исторические особенности, религия, либо религиозная обусловленность жизненного поведения. Религия диктует характер поведения, отношений и вне церкви. Но вопрос о происхождении и сущности религии не является для Вебера центральным, его интересуют не теологические теории, а коренящиеся в психологических прагматических религиозных связях практические импульсы к действию, т.е. мотив, либо смысл действия. 2. Сосредоточенность на роли необычных, сверхъестественных способностей индивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, пророком, основателем новой религии. Индивидуальная харизма – способности, представляющие огромную социальную силу, но силу иррациональную, которую Вебер противопоставляет рациональным факторам. Харизматический авторитет – господство над людьми, народная вера в качества человека. Прорабатывает понятия религии и культа, колдовства. Религия и культ есть форма отношений к сверхчувственным силам, выражающиеся в первопричинах. Колдовство – магическое принуждение. Бог – тот, кому поклоняются, Демон – на кого воздействуют и заставляют повиноваться магическими силами. Бог и Демон – харизматические лидеры. Питирим Сорокин оценил социологию религии Вебера как социологию культуры в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.008 с.) |