ТОП 10:

Концепция современности Энтони Гидденса.



Британский социолог, родился в 1938, с 1996 является директором Лондонской высшей школы экономических и политически наук.

Осн работы: «Устройство О. Очерк теории структурирования», «Соц теория и совр социология», «Социология».

Его концепция основывается на признании современного общества посттрадиционным, порывающим с принципами индустриализма и возводящим человека на новую ступень личной свободы. Он полагает, что фудаментальной харак-кой, отличающей О «модерна», т.е. совр О, от «домодерновой» эпохи является внутренне присущая «модерну» рефлексивностьповедениячел. Именно эта харак-ка совр общественного устройства, по мнен Г, может быть положена в основу построения социологической теор. Рефлексивность явл-ся определяющей хар-кой любой чел деят-ти. Люди «имеют в виду» мотивы того, что они делают, в качестве неотъемлемого элемента своих поступков. Чел действие включает в себя не цепи совокупных взаимодействий и причин, а постоянный и никогда не ослабевающий контроль за поведением и его контекстами. Рефл-ть совр общественной жизни обусловлена тем, что соц практика постоянно проверяется и преобразуется в свете поступающей инф-ции и таким образом существенно меняет свой характер.

Новым инструментом соц познания в условиях О модерна должна стать «теор структурации». Осн пон теор структурации, опред-щим суб-та действия, явл-ся пон соц агента (агент – участник соц действия). Стратификационная модель агента вкл-ет 3уровня:

1мотивация действия (осозн/неосозн желания, которые побуждают агента к действию);

2рационализация действия (способ-ть инд-дов поддерж-ть постоян теор понимание оснований своей деят-ти);

3рефлексивный мониторинг действия (постоян и непрерывн отслеживание инд-дом своих собст-ых действий, действий др.

Стратификационная модель явл-ся абстрактным описанием любого действующего суб-та.

Структурные свойства соц системы делают возможным действия людей и являются результатом этих действий.

Второй базисный пункт теор структурации исходит из того, что соц окружение, в кот мы существуем, состоит не просто из какого-то беспорядочного набора событий и действий. В поведении людей, во взаимоотношениях, в которые они вступают, наблюдаются регулярности. С этими регулярностями и связана идея социальной структуры. Соц стр-ры явл-ся чел-кими действиями и отнош.

Третий исходный пункт теор структурации базируется на утверждении: власть – всепроникающее явление соц жизни, органично связанное с соц неравенством. Эта связь обусловлена тем, что обладание властью дает возможность аккумулир-ть имеющие ценность ресурсы, такие, как собственность и богатство, противостоящие бедности, а обладание собст-тью и бог-вом, в свою очерель, явл-ся ср-вом приобретения власти. Поэтому структуры и сист власти необх рассм-ть в тесной взаимосвязи с проц соц стратификации.

Такое понимание исходных принц теор структурации приводит Гидденса к утверждению о необх-ти переориентации социолог теории на онтологизацию (концептуальное иссл) продуктов чел-го действия.

Для совр индустриальных и постиндустриальных О хар-на классовая стр-ра: высш кл (предприниматели, промыш-ки, управленцы); сред кл (спец-ты); раб кл; крестьяне.

Для Гидденса хар-рен глоб подх к пробл-ке совр мира. Соц.простр-во в усл совр О. претерпевает трансформации, детерминированные глобализацией: «…лишь недавно стало возможным говорить о форм-нии соц связей, охвативших всю планету. Мир стал единой соц системой в результате усиления отнош взаимозависимости, затронувших сегодня практически каждого чел».

 


Теория общества Н.Лумана

Н. Луман один из крупнейших социальных теоретиков современности. Понимая кризисное положение общества считал, что «эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наш знания, но не привели к образованию единой социологической теории». По мнению Н. Лумана социологическая теория должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира. Поэтому он ставит основной своей целью разработку понятия и теории общества, чем и занимается в течении своей жизни

Никласом Луманом представил совершенно иной взгляд на общество. Его колоссальная работа завершается выходом книги «Общество общества».

Предпосылками данной концепции стали так называемые трудности познания общества, послужившие препятствиями в уточнении его понятия. Н. Луман называет три такие трудности:

- Во-первых, гуманистическое предубеждение, согласно которому общество состоит из людей и отношений между ними.

- Во-вторых, предубеждение о территориальном многообразии обществ, в основе которого лежат политико-географические признаки.

- И, в-третьих, теоретико-познавательное предубеждение, состоящее в различении субъекта и объекта, при котором познание признается истинным лишь тогда, когда ему удается избежать переплетения со своим предметом.

При разработке определения общества Луман предлагает исходить из понятия системы, однако необычность этой довольно привычной для социальных наук категории состоит в том, что под системой понимаются не определенные виды объектов, а различение системы и окружающей среды. Процесс, посредством которого система осуществляет это различение, Н. Луман назвал аутопойэсис (термин, придуманный чилийскими нейрофизиологами У. Матураной и Ф. Варелой), то есть, самотворение или самовоспроизводство.

Таким образом, общество - это самовоспроизодящаяся самоописываемая система, постоянно устанавливающая границы между собой и своей средой. Самовоспроизводство системы осуществляется посредством процессов системной дифференциации, редукции комплексности, операционной замкнутости и самореференции.
Системная дифференциация - это воспроизводство различений системы и окружающего мира внутри системы, или, в частном случае, процесс постоянного установления границ между системой и внешней средой. Причем граница - это не предмет, а процесс, если процесс разграничения останавливается, то система перестает быть системой.
Система - это сложное и комплексное явление, поэтому ей постоянно угрожает бесконечное число возможных событий, как потенциальных структурных вариантов системы, так и вероятных событий со стороны внешнего окружения. В целях выживания система должна осуществлять редукцию комплексности, сводя ее только к тем возможностям, которые обеспечивают ее функционирование и сохранение.
Понятие операционной замкнутости соотнесено с представлением о цикличном функционировании организаций. В организации структурообразующими являются устойчивые взаимоотношения внутри организации (операции), замкнутые сами на себя. Иначе говоря, структурообразующими являются функциональные инварианты - циклические устойчивые функции.
Для того чтобы описать закрытые операционные циклы внутри организации Н. Луман вводит понятие самореференции. Самореференция - это процесс постоянного соотнесения, самосогласовывания частей организации в элементарных операциях. Отделенные от внешнего мира структуры организации постоянно циклически общаются, реферируют сами с собой, все операции и изменения производя "с оглядкой" на всех своих "соседей" по организации.
Т. Парсонс в качестве основных элементов социальной системы выделял социальные действия. Н. Луман посчитал такой подход несостоятельным, поскольку понятие социального действия, по его мнению, не позволяло дать корректную дефиницию обществу, так как действие соотносится с несоциальными величинами - в первую очередь с индивидом, занимающим конкретное место в пространстве. В этой связи он предложил перестроить социологическую теорию на основе понятия коммуникации вместо понятия действия.
Коммуникация, по Луману, - это дифференциация, производящая дифференциацию, она не подразумевает движения к консенсусу. Напротив, коммуникация создает на каждом своем шаге бифуркацию восприятия и отклонения, благодаря чему может иметь место история, ход которой зависит от того, какое направление будет избрано: "да" или "нет". Из понятия коммуникации следует, что конкретные люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды.
Н. Луман утверждает, что коммуникация невероятна.

1. Во-первых, невероятно то, что один индивид вообще понимает то, что подразумевает другой, так как имеет место автономия и индивидуализация их сознания.

2. Во-вторых, невероятно, что коммуникация достигнет большего числа людей, чем относящихся к конкретной ситуации: система взаимодействия участников отдельной ситуации всегда гарантирует их практически полное внимание к коммуникации, но она разрушается, если предметом коммуникации становится нежелание ее продолжать. Третья невероятность коммуникации заключается в невероятности ее успеха: даже если коммуникация будет понята, это еще не означает, что она будет принята.

Однако ни одна социальная система не может возникнуть без коммуникации, поэтому возникновением социальных систем управляют невероятности процесса коммуникации, способы их преодоления и трансформации в вероятность.
Язык, без которого невозможны коммуникации, сам не является системой, а находится в состоянии структурного соединения с коммуникацией. Его роль состоит в изоляции общества от каких-либо посторонних (имеющих незнаковую природу) воздействий. Общество, существующее в форме коммуникаций, заключает индивидов в свою опциональную схему, оно их социализирует и контролирует, но не подавляет их свободу, ведь индивидуальность - это продукт автономной деятельности индивидов посредством собственных операций.
Таким образом, в самом общем виде общество рассматривается Н. Луманом через коммуникацию и достижимость при помощи коммуникаций. Это сразу же наводит на мысль о том, что при применении понятия общества речь может идти только лишь о мировом обществе как о единственной оперативно закрытой системе, относящей все проявления социальной реальности к себе самой. Причем общество приобрело глобальный масштаб относительно недавно (на наш взгляд, это произошло после того, как европейская экспансия приобрела устойчивый характер), тогда как на протяжении почти всей человеческой истории на Земле одновременно существовало сразу несколько обществ, которые отрицали способность членов других общественных систем к коммуникации, то есть рассматривали их в качестве варваров: Древний Рим, Китай и империя ацтеков, например.

Достоинство системной теории Лумана: его теория считается "живой" теорией и продолжает развиваться: интерпретации его работ и использование его терминов, попытки внедрения его идей в исследования различных социальных феноменов становятся все более частыми.

Недостаток системной теории Лумана: сложность применения системной теории к эмпирическим исследованиям, в следствии ее высокой теоретизированности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.008 с.)