Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового режима земель иного специального назначения( закрытых административно-территориальных образований,зоны с особыми условиями использования земель и т.д.)

Поиск

Органы управления

Глава 13. Земли промышленности и иного... назначения

ленными, энергетическими, транспортными и иными подобными объектами, но находящиеся в пределах черты поселений (ст. 84 ЗК), относятся к категории земель поселений.

Эти земли находятся в ведении органов местного самоуправления городов и иных населенных пунктов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с соблюдением правового режима земель поселений и порядка их охраны, планирования организации территории и использования, в частности предусмотренного в ГрК, ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) и др.

Основными органами управления землями специального назначения являются органы управления промышленностью и иным производством. Они должны осуществлять функции по охране земель, производственному контролю, мониторингу, землеустройству, в том числе внутрихозяйственному, разрабатывать и реализовывать внутренние правила землепользования, определять целевое назначение отдельных частей используемых ими земельных участков, обеспечивать оптимальное размещение зданий и сооружений, транспортных сообщений, линий связи.

Распределение компетенции между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по управлению землями промышленности и иного специального назначения основывается на нормах ст. 71, 72 и 76 Конституции, ст. 9-11 ЗК.

Возможности установления охранных зон. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, выполняющих функцию основного средства производства в агропромышленном комплексе, земли промышленности и иного специального назначения имеют своей основной функцией обеспечение пространственного базиса, места размещения орудий и средств производства промышленности, транспорта, связи и т.п. В состав этих земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования и охраны.

Охранные и иные вышеуказанные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками в целях оповещения населения об особом режиме использования и охраны входящих в них земельных участков, на которых могут ограничиваться или запрещаться определенные

13.2. Земли промышленности и энергетики

виды деятельности в интересах самих граждан либо объектов промышленности. Эти охранные зоны не надо смешивать с зонированием территорий в поселениях, имеющим другие цели и направленность.

Земельные участки таких охранных зон вокруг промышленных объектов у землеобладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления зон. В случаях причинения вреда землеобладателям, находящимся в пределах охранных зон, их здоровью или имуществу владельцы промышленных объектов обязаны возмещать причиненный вред и принимать меры к недопущению его в дальнейшем.

Функции управления

В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения?
Общие особенности использования земельных участков для нужд промышленности и иного специального назначения определены ст. 87 ЗК РФ.
Назначение земель, перечисленных в данной статье, весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть, как правило, организации и предприятия. Землепользование граждан (огороды, пастбища для скота, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций, например сельскохозяйственных предприятий, всегда вторично, т.к. земельные участки им отводят первичные землепользователи. Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными "администраторами" (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т.д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно. Эти случаи названы в ст. 24 ЗК РФ.
Основными органами управления в области использования названных земель являются те же органы, которые управляют соответствующим производством и иной возложенной на них деятельностью. При всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления имеют много общего.
Во-первых, все органы управления (министерства, ведомства) обязаны руководствоваться предписаниями Правительства РФ, а в необходимых случаях согласовывать свои действия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и других учреждений. Они вправе осуществлять наблюдение за состоянием использования земель, давать рекомендации и указания в целях организации рационального использования и охраны земель (в соответствии с Положением о названных министерствах и ведомствах).
Во-вторых, они разрабатывают внутрипроизводственные правила землепользования, решают вопросы внутренней организации землепользований промышленных, транспортных и других предприятий, т.е. определяют целевое назначение их отдельных частей, обеспечивают оптимальное размещение строящихся зданий и сооружений, создают службы эксплуатации земель и т.д. Так, Министерство транспорта и связи РФ утверждает правила и инструкции о порядке использования земель железных дорог, временного отвода их предприятиям сельского хозяйства и другим организациям, а также гражданам. Например, названным Министерством утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
В-третьих, они организуют внутриведомственный учет "своих" земель, принимают решения о перераспределении земель между подведомственными им предприятиями и службами, содействуют им в осуществлении прав и обязанностей.
Участки, как сказано в ст. 87 Кодекса, расположены за чертой поселений. При этом земельные участки, расположенные в черте поселений, признаются землями соответствующих поселений, для каких бы из упомянутых в ст. 87 нужд они ни использовались. Следовательно, характер их использования определяется двояко: с одной стороны, нормами, установленными для земельных участков поселений, например архитектурно-планировочными требованиями, с другой - нормами, определяющими характер их использования для нужд промышленности, транспорта, энергетики, связи и иного специального назначения.
Порядок использования названных земельных участков всегда согласуется с соответствующими администрациями городов, поселков и других поселений.
Важной особенностью правового режима использования земельных участков в составе названной сложной категории земель является создание в их составе охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями их использования. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка.
Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, ибо все виды деятельности, требующие отвода земельного участка, перечислить в нормативном акте невозможно, и в этом нет необходимости. Законодательство, как правило, не устанавливает заранее определенные размеры земельных участков для каждого отдельного вида деятельности. Вместе с тем нельзя оставить без нормирования отвод земельных участков в составе рассматриваемой категории земель, поэтому предусмотрено условие, согласно которому размеры отводимых участков определяются (экономически обосновываются) в процессе проектирования строительства и иной специальной деятельности. Конкретные и оптимальные размеры необходимых земельных участков указываются в проектно-технической документации. В некоторых случаях нормы предоставления земельных участков определены непосредственно в правовых актах о конкретных видах хозяйственной деятельности, например нормы для полос отвода железных и автомобильных дорог, береговых полос, охранных зон линий связи и т.д.
Значительные территории рассматриваемой категории земель находятся в исключительной федеральной собственности, о чем в ст. 87 ЗК РФ сказано следующее.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель определяются:
1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Земли специального назначения могут предоставляться, если это не мешает основному использованию участков, в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Это положение относится ко всем земельным участкам рассматриваемой категории земель.
Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ. Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 90-х гг. В настоящее время в частную собственность помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
В собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким земельным участкам относятся, например, участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организации Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Изъяты из оборота земельные участки, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Исключены из оборота также земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

5.1. Земли промышленности. Понятие и особенности использования земель промышлен­ности. Земли для разработки недр. Понятие земель для пользования недрами. Особенности порядка возникновения, осуществления и пре­кращения земельных прав и обязанностей геолого-разведочных, гор­нодобывающих и иных предприятий, предпринимателей и иных субъектов на землях для пользования недрами. Особенности управле­ния землями для пользования недрами. Органы управления. Функции управления. Предоставление и изъятие земель для использования недр.

Земли промышленности и энергетики будут самыми распространенными в категории земель специального назначения. В отношении них действуют вышеуказанные положения, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся ко всем землям специального назначения.

Цели и размеры предоставления земель промышленности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Земли промышленности предоставляются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. Вокруг них могут устанавливаться различного рода санитарно-защитные и иные зоны, в т.ч. предусмотренные в нормах гл. XVII ЗК «Земли особо охраняемых территорий и объектов».

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Госкомсан-эпиднадзора России от 31.10.1996 № 41) устанавливаются порядок создания данных зон, гигиенические и иные предъявляемые к ним требования, размеры зон в зависимости от санитарной классификации промышленных и иных предприятий, сооружений, агрегатов, требования к благоустройству и озеленению.

Для крупных промышленных предприятий и комплексов размеры выделения земельных участков под промышленные

338 Глава 13. Земли промышленности и иного... назначения

объекты и санитарно-защитные зоны вокруг них обосновываются проектирующей организацией, проходят государственную экологическую экспертизу и устанавливаются в каждом отдельном случае по согласованию с Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

В ФЗ от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 22.08.2004) в целях защиты населения от радиационного источника предусматриваются не только санитарно-защитная зона, но и зона наблюдения, где осуществляются усиленный контроль за радиационной обстановкой и аварийное планирование, а на граждан распространяется комплекс мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска.

Размеры земельных участков, предоставляемых для целей промышленности, определяются в основном в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с утвержденной в установленном законом порядке проектно-технической документацией строительства и реконструкции предприятия. Актуальными проблемами будут обеспечение использования и охраны земель промышленности строго по целевому назначению, надлежащий государственный контроль за данным и приведение состояния земель в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с требованиями ЗК.

Использование земель для недропользования. После оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных земель предусматривается использование земельных участков для разработки полезных ископаемых (кроме определенных пределов месторождений общераспространенных полезных ископаемых — песка, глины, торфа, гравия, бутового камня, гипса, доломита, мела и др.).

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, пользования ими в границах предоставленных им земельных участков устанавливается в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. К примеру, Стоит сказать - положением о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.12.1993) предусматривается разрешительная, лицензионная система, перечисляются основания для принятия уполномоченными

13.2. Земли промышленности и энергетики

органами положительных либо отрицательных решений для истребования дополнительных документов.

В пределах ранее полученного или предоставленного земельного участка землевладелец вправе осуществлять без оформления лицензии разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых открытым способом без применения буровзрывных работ на глубину до 5 м от поверхности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Оформление горного отвода, разработка полезных ископаемых, составление, рассмотрение и утверждение проекта рекультивации (восстановления) земель и иные вопросы недропользования, тесно связанные с земельными отношениями и активно влияющие на них, подробно регламентируются в Законе о недрах. В нем предусматриваются: предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и добыча их собственниками, владельцами земельных участков (ст. 18, 19); условия застройки площадей залегания полезных ископаемых и иные условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых (ст. 25, 25-1); порядок разрешения споров и возмещения причиненного вреда (ст. 50, 51).

Деятельность горнодобывающей и нефтегазовой промышленности и связанных с ней некᴏᴛᴏᴩых аспектов земельных отношений регулируется также в федеральных законах от 31.03.1999 № 169-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и от 20.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 29.12.2004).

По ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ к ведению субъектов РФ относится установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, в т.ч. для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Отказ в предоставлении земель для недропользования. Предоставление земельных участков для промышленных объектов, перевод их в другую категорию осуществляется по основаниям, изложенным в Общей части (разд. I) учебника. Это положение может быть проиллюстрировано следующим примером.

Постановлением главы администрации Смоленской области от 18.04.2001 № 239 ОАО «ВК» был предоставлен гор-

340 Глава 13. Земли промышленности и иного... назначения

ный отвод площадью 96,3 га для промышленной разработки участка Не стоит забывать, что вассынки, входящего в состав Вяземского месторождения песчано-гравийной смеси. В процессе подготовки разрешительных документов с целью дальнейшей разработки указанного участка истец выяснил факт того, что на данном месторождении частично находятся леса первой группы. Это обстоятельство явилось препятствием для промышленной разработки участка. По мнению истца, единственным основанием для отнесения данных лесов к первой группе будет распоряжение первого заместителя главы администрации Вяземского района от 10.10.1994, в то время как другие признаки лесов первой группы, перечисленные в Л К, отсутствуют.

На основании изложенных обстоятельств истец обратился в арбитражный суд с иском о признании указанного распоряжения недействующим. Суд первой инстанции, исследуя материалы дела, обоснованно выяснил факт того, что леса, находящиеся на территории, предоставленной ОАО «ВК» для промышленной разработки, изначально были включены в зеленую зону распоряжением СНК СССР от 17.10.1944 № 20057-р. Кассационная инстанция нашла несостоятельным довод истца о неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии оспариваемого акта постановлению Совета Министров РФ от 23.10.1993 № 1065 «О порядке отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям за-щитности», Стоит сказать - положению о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности (утв. приказом Россельхоза от 29.03.1994 № 68), так как на тот момент рассматриваемый участок леса уже был включен в зеленую зону вышеуказанными нормативными актами. Распоряжением первого заместителя главы администрации Вяземского района от 10.10.1994 утверждено текстовое описание границ зеленой зоны г. Вязьмы на основании графического и текстового материала, подготовленного Комитетом по земельным ресурсам.

Земли энергетики. Земли ϶ᴛᴏй категории и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий им режим использования и охраны подразделяются на: а) земли под электростанциями (атомными, тепловыми, гидростанциями), хранилищами их отходов, обслуживающими их сооружениями и объектами и б) земли линейных сооружений (электропередачи, кабели), подстанций, распределительных пунктов.

емельные участки промышленных предприятий предназначены для размещения производственных зданий, цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других строений и сооружений, необходимых для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями(заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие. Оно отвечает за состояние и использование земельных участков.
Размер предоставляемого или приобретаемого участка данного предприятия(акционерногообщества, промышленного комплекса) определяется проектом его строительства с учетом экономного использования земли. Как правило, новые предприятия строятся в промышленных районах(узлах), где организуются общие вспомогательные производства, инженерные сооружения, системы энерго-, водоснабжения и другие коммуникации. Поэтому проекты предприятий должны быть увязаны с проектами планировки промышленных районов, схемами генпланов промышленных узлов, а при отсутствии таковых — с существующими или намечаемыми коммуникациями, сетями и сооружениями. Выполнение данных требований способствует охране и рациональному использованию земель.
Кроме того, в проект строительства закладываются возможность соблюдения противопожарных норм; рациональные решения по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха, по отводу сточных вод(уменьшениеих количества, бессточные системы); затраты на снятие и хранение плодородного слоя почвы, на рекультивацию и возмещение убытков, причиненных прежним землепользователем. Участки для отвалов, отходов, шлаконакопителей и отбросов надлежит выбирать на землях, непригодных для сельского хозяйства, с соблюдением норм и правил безопасности.
Поскольку производственная деятельность промышленного предприятия представляет опасность с точки зрения загрязнения окружающей среды, на соседних участках устанавливаются санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями пользования.
Строительные нормы и правила(СНиПы) устанавливают целый ряд запретов. Размещение предприятий или групп предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: на площадках залегания полезных ископаемых без согласования с органами государственного горного надзора; в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик; в зонах активного карста, оползней, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации; в первом поясе зоны санитарной охраны водных источников; в первой зоне округов санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией их лечебных свойств; в зеленых зонах городов и поселков городского типа; на землях, занятых или предназначенных для лесов, лесопарков; на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы; на землях заповедников и их охранных зон; в охранных зонах памятников истории, археологии, архитектуры, искусства, охраняемых государством.
Предприятия, действующие на временно предоставленных участках, обязаны за свой счет привести их в состояние, пригодное для эксплуатации по основному назначению. Рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого — не позднее одного года после завершения работ. Предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. При этом необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140«Орекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Затраты на проведение таких работ относятся за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

3. Органы управления.Функции.

Основными органами управления землями специального назначения являются органы управления промышленностью и иным производством. Они должны осуществлять функции по охране земель, производственному контролю, мониторингу, землеустройству, в том числе внутрихозяйственному, разрабатывать и реализовывать внутренние правила землепользования, определять целевое назначение отдельных частей используемых ими земельных участков, обеспечивать оптимальное размещение зданий и сооружений, транспортных сообщений, линий связи.

Распределение компетенции между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по управлению землями промышленности и иного специального назначения основывается на нормах ст. 71, 72 и 76 Конституции, ст. 9-11 ЗК.

Возможности установления охранных зон. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, выполняющих функцию основного средства производства в агропромышленном комплексе, земли промышленности и иного специального назначения имеют своей основной функцией обеспечение пространственного базиса, места размещения орудий и средств производства промышленности, транспорта, связи и т.п. В состав этих земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования и охраны.

Охранные и иные вышеуказанные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками в целях оповещения населения об особом режиме использования и охраны входящих в них земельных участков, на которых могут ограничиваться или запрещаться определенные

Билет 61

Выделение земель России в отдельные категории осуществляется по их основному целевому назначению. Основным целевым назна­чением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объек­тами. Например, расположенное на указанных землях горно-обра-батывающее предприятие является недропользователем, а значит, и земельный участок под ним имеет правовой режим, установленный не только земельным, но и горным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевЬго использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. Так, если в 1920-х гг. земельному законода­тельству страны не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, и земель космического обес­печения, то современное законодательство содержит упоминание о нем; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

Наука земельного права в целях облегчения использования много­значной терминологии данной категории земель разработала удачный термин «земли специального назначения»1, которым целесообразно пользоваться для удобства изложения учебного материала, подразде­ляя данные земли на соответствующие разновидности.

В силу того что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возмож­ным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

Всем землям (специального назначения) присущи общие и специ­альные цели использования, которые взаимопереплетаются и дополня­ют друг друга.

Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве. Исключение составляют случаи, когда неиспользуемые земли данного специального несельскохозяйственно­го назначения предоставляются сельхозпредприятиям и гражданам во временное пользование. В силу этого общее земельно-правовое требо­вание рационального использования данного вида земель проявляется в максимальной экономии земельных площадей при отводе под соот­ветствующие несельскохозяйственные объекты и максимальной раци­онализации размещения большего количества объектов на меньшей площади.

Субъектами, осуществляющими установленное законом исполь­зование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреж­дения и организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща. Например, гражда­нин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дороги, автотранспортного предприятия и т.п., — данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия. Даже если собственником его является гражданин, владение земель­ным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской структурой.

Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус. Так, если данные земли (например, земли транс­порта) проходят по землям сельскохозяйственного назначения (в сельской местности), то они приобретают статус категории земель специ­ального назначения; однако если они проходят по землям населенных пунктов, то трансформируются в новую категорию земель — земли на­селенных пунктов.

Значительны площади земель, служащих удовлетворению нерасте­ниеводческих целей, находящихся на землях сельскохозяйственного на­значения. В частности земли, занятые трубопроводами, дорогами, раз­ного рода строениями и сооружениями и т.д.

В силу этого в правовом режиме данных земель большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землеполь­зователями, проявляемое, как правило, через установление особых «бу­ферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального
назначения. Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью прежде всего предупреждения их экранизирующе­го действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобиль­ных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению расти­тельного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п.

Действие правового режима земель специального назначения рас­пространяется только на те земельные участки, которые предназначе­ны для непосредственного обслуживания нужд, обусловленных экс­плуатацией и развитием соответствующего несельскохозяйственного объекта. Поэтому нельзя отнести к данным землям, к примеру, земли, отведенные промышленному предприятию в поселении для жилищно­го строительства своих работников.

Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ-; ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

Земли под предприятиями, являющимися источником повышенной опасности, подлежат ограждению, поскольку владелец такого источни­ка несет ответственность за причинение им вреда и при отсутствии своей вины в этом. Ленточные же земельные участки (линейные сооружения), хотя и являются потенциальным источником повышенной опасности (автомобильные, железные дороги), ограждению не подле­жат, поскольку это ограничило бы доступ людей в места, где допуска­ется общее землепользование (местонахождение, проезд людей, проход к нужным объектам и т.п.). Исключение составляет снегозаградитель-ное ограждение, допускаемое в зимнее время на низинных участках ав­томобильных и железных дорог.

На правовой режим земель специального назначения влияют сле­дующие обстоятельства:

§ объект, под который предоставлена земля специального назна­чения. Так, горнодобывающее предприятие, для которого отводится зе­мельный участок, обусловливает особый горно-земельный правовой режим на данном участке, выражающийся в обеспечении не только рационального использования земельного участка, но и экологически правильной добычи полезных ископаемых, складирования выработан­ных горных пород, для чего выделяются специальные места, безопас­ные для окружающей среды и населения, и т.п.;

§ правовой статус субъектов, использующих земельный участок специального назначения. Например, если использование земель осу­ществляет железнодорожная транспортная организация, то порядок использования земли урегулирован не только действующим земель­ным законодательством, но и специальным, распространяющимся на данных субъектов. Использование подъездных железнодорожных путей, к примеру, осуществляется в соответствии с требованием Федеральных законов от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном же­лезнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003)1, от 08.01.1998 № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федера­ции»2 и др.;

§ особенности земель, на которые распространяется режим специального назначения. Если, к примеру, под земли железнодорож­ного транспорта предоставлена холмистая местность, по низине ко­торой проходит железнодорожная ветка, то в целях предотвращения снежных заносов землепользователи вправе осуществлять в зимнее время специальное огорождение для снегозадержания. Подобного ог­раждения нельзя делать на возвышенных местах, поскольку это бу­дет необоснованным препятствием для переходов или переездов людей;

§ обстановка, которая сложилась в данной местности. Так, првведении в данной местности военного положения управление дела­ми на специальных несельскохозяйственных объектах переходит кместным военным властям; при введении чрезвычайной экологическойситуации осуществляется прекращение или приостановление деятель­ности данных объектов, если они отрицательно или неблагоприятно влияют на окружающую среду, на здоровье человека и на его генети­ческий фонд; при придании данной местности статуса зоны экологи­ческого бедствия допускается лишь деятельность тех несельскохозяй­ственных объектов, которая связана с обслуживанием проживающегона данной территории населения (железнодорожный, автомобильныйтранспорт, предприятия пищевой промышленности), деятельность же остальных приостанавливается и т.п.

Содержание прав и обязанностей субъектов на всех землях спе­циального назначения состоит в следующем:

строго целевом использовании данных земельных участков. Эти земли, к примеру, нельзя использовать для жилищного и дачного
строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отно­шения к энергетике.

Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, пре­дусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право использовать для сенокошения полосы отвода авто­мобильных и железных дорог; право отвода в полосах железных до­рог служебных наделов и других земельных участков;

рациональном использовании земельных участков специального назначения, выражающемся в том, что:

- при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под воз­водимый объект, которая достигается путем:

введения нормативов (норм отвода) для типичных объектов. На­пример, размеры полос отвода для автомобильных и железных до­рог;

технико-экономического обоснования размеров отвода в проектной документации, где сделан обоснованный технико-экономический рас­чет рациональной потребности в земельной площади;

- при организации территории должно обеспечиваться рациональ­ное размещение элементов соответствующего объекта. При этом ра­циональная организация территории предприятий является обязатель­ным условием охраны труда;

- каждый субъект земельных правоотношений, которому предостав­лены земли специального назначения, обязан осуществлять ее благо­устройство, озеленение и другие мероприятия;

охране земель сельскохозяйственного назначения. Каждый объект, возводимый на землях специального назначения, поскольку
значительная часть этих земель расположена в сельской местности, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйствен­ного производства. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными тех­нологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня пре­дельно допустимых нормативов (ст. 34 Федерального закона «Об ох­ране окружающей среды»1).

Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляет­ся уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:

- пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводить­ся в первую очередь под сельскохозяйственное использование, а для специального несельскохозяйственного использования должны отво­диться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;

- неиспользуемые земли специального назначения субъекты дан­ного вида землепользования передают гражданам, сельскохозяйствен­ным организациям и предприятиям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохо­зяйственных целей при любых возможностях для этого, которые воз­никают в ходе хозяйственной эксплуатации земель;

охране окружающей среды. Предприятия любой формы собствен­ности, производственного профиля и характера деятельности, а также
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обяза­ны принимать эффективные меры по соблюдению технологического
режима и выполнению требований по охране природы, рационально­му использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровле­нию окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обес­печивать соблюдение установленных нормативов качества окружа­ющей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной и эффективной работы очистных соору­жений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным про­ведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресур­сов (ст. 34—39 указанного Федерального закона);

охране самих объектов, для которых отведены земли специ­ального несельскохозяйственного назначения, от нарушений со сто­роны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным ре­жимом, которые:

- остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;

- наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение нормальной уставной производственно-хозяйственной де­ятельности объектов, находящихся на землях специального назначения;

- служат своего рода «буфером», предотвращающим отрицательное воздействие как соседних землепользователей на земли специально­го назначения, так и в обратном направлении. Например, полосы отво­да автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельско­хозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог, зараженный вредными веществами от выхлопных газов, опасен для скота в качестве корма).

Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действу­ет на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к спе­циальному режиму, установленному законом для земель промышлен­ности, связи, транспорта и др.

Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.015 с.)