Чинопочитания (человеческого ничтожества)
Содержание книги
- Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
- Бережного отношения к природе. Проблемы семьи. Роли детства в жизни человека. Роли семьи в формировании личности
- Материнства (роли матери в воспитании)
- Роли учителя в жизни человека
- Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
- Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
- Испытания совестью. Утраты духовных ценностей. Утраты связи с отчим домом. Утраты связи поколений. Бесчеловечности, жестокости
- Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих
- Чинопочитания (человеческого ничтожества)
- Взяточничества, казнокрадства
- Нравственного падения. Разрушающего влияния денег. Пьянства
- Ущемления прав человека в современном обществе
- Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку)
- Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей
- Истинных и ложных ценностей в жизни
- Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
- Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
- Нравственной прочности человека
- Интернационализма (межнациональных отношений)
- Мужества, героизма, нравственного долга
- Интеллигентности. Гуманизма. Веры в будущее, любви к жизни
- Добра (любви) как воскрешающей силы
- Соотношения внутренней и внешней красоты
- Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
- Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
- Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
- Роли чтения в жизни человека. Нравственной ценности художественной литературы. Роли живописи в жизни человека. Роли искусства в жизни человека человека. Сохранения культуры
- Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
- Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
- Бесчеловечности и бессмысленности войны
- Роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества (произведения 19 века)
- Произведения русского фантаста И.А. Ефремова
Вседозволенности
Ф.М. Достоевский «Бесы»
У Верховенского Петра Степановича. одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.
Тупости и агрессивности
А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»
Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать.
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают читателя нелепостью, гротескностью своих приказаний и решений.
Бюрократизма
А. Платонов «Усомнившийся Макар»
Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед казенной бумагой. Бюрократизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.
А.П. Чехов «Смерть чиновника»
Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
|