Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
Содержание книги
- Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
- Бережного отношения к природе. Проблемы семьи. Роли детства в жизни человека. Роли семьи в формировании личности
- Материнства (роли матери в воспитании)
- Роли учителя в жизни человека
- Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
- Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
- Испытания совестью. Утраты духовных ценностей. Утраты связи с отчим домом. Утраты связи поколений. Бесчеловечности, жестокости
- Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих
- Чинопочитания (человеческого ничтожества)
- Взяточничества, казнокрадства
- Нравственного падения. Разрушающего влияния денег. Пьянства
- Ущемления прав человека в современном обществе
- Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку)
- Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей
- Истинных и ложных ценностей в жизни
- Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
- Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
- Нравственной прочности человека
- Интернационализма (межнациональных отношений)
- Мужества, героизма, нравственного долга
- Интеллигентности. Гуманизма. Веры в будущее, любви к жизни
- Добра (любви) как воскрешающей силы
- Соотношения внутренней и внешней красоты
- Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
- Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
- Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
- Роли чтения в жизни человека. Нравственной ценности художественной литературы. Роли живописи в жизни человека. Роли искусства в жизни человека человека. Сохранения культуры
- Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
- Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
- Бесчеловечности и бессмысленности войны
- Роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества (произведения 19 века)
- Произведения русского фантаста И.А. Ефремова
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
Бессердечия, душевной черствости
А. Алексин «Раздел имущества»
Мать героиниВерочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»
Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны — страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.
В. Тендряков «Ночь после выпуска»
В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.
|