Содержание книги

  1. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит ... - М., 1995.
  2. Методика педагогического исследования слуха детей первых 1,5 лет жизни
  3. Второй уровень состояния слуха — тугоухость.
  4. Третий уровень состояния слуха — значительная тугоухость.
  5. Методика педагогического обследования слуха детей 1,5-3 лет
  6. Результаты наблюдений за реакциями ребенка
  7. Примерное расписание занятий (для детей 1,5—2 лет)
  8. Первые три месяца жизни. Четвертый-шестой месяцы жизни
  9. Как проводить общеразвивающие игры и упражнения
  10. Умственное воспитание в процессе действий с предметами.
  11. Организация речевого общения с малышом
  12. Содержание занятий по развитию речи
  13. Как формировать правильное произношение
  14. Работа над темпом произнесения. Взрослый учит маленького ребенка воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов.
  15. Работа над изменением силы голоса. После того, как ребенок научился произвольно произносить слоги голосом нормальной силы, его учат произносить их громко и тихо, громко, потише и тихо. . Работа над высотой голоса. Этот раздел работы является одним из наиб


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примерное расписание занятий (для детей 1,5—2 лет)



Таблица 2

Понедельник

 

Развитие речи

Музыкальное занятие

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Физкультурное занятие

Занятие со строительным материалом

 

Вторник

 

Занятие с дидактическим материалом и игрушками

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Физкультурное занятие

Развитие речи в связи с ознакомлением с природой

Рисование карандашами

 

Среда

 

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

 Игры-занятия с предметами-орудиями

Физкультурное занятие

Развитие речи

 

Четверг

 

Занятие с игрушками

Развитие речи

Физкультурное занятие

Развитие слухового восприятия и обучение произношению Рисование красками

 

Пятница

 

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Занятие с дидактическим материалом и игрушками

Физкультурное занятие

Развитие речи в связи с ознакомлением с природой

Лепка или аппликация

Суббота

 

Развитие речи

Занятие со строительным материалом

Физкультурное занятие

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Занятие с игрушками

 

Воскресенье

 

Развитие слухового восприятия и обучение произношению Музыкальное занятие

Развитие речи

Занятие с дидактическим материалом и игрушками

Физкультурное занятие

 

 


Для ребенка занятие всегда игра. Упражнения, которые ему предлагаются, должны быть разнообразны как по содержанию, так и по форме. Не следует перегружать занятие материалом. В хо­де его проведения нужно стараться, чтобы малыш не утомлялся, чтобы не ослабевали его интерес и внимание к занятию. Важно вовремя закончить занятие, т. е. до того момента, когда уставший ребенок откажется заниматься. На ранних этапах обучения необ­ходимо сформировать у ребенка положительное отношение к заня­тиям. Для этого надо, во-первых, заинтересовать ребенка заня­тиями, а во-вторых, постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Наряду с новыми заданиями целесообразно предла­гать и упражнения, уже хорошо знакомые малышу, выполнение ко­торых не вызывает затруднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ребенка интерес к занятиям, развивает его актив­ность и уверенность в своих силах. Важно вызвать у малыша интерес к занятиям, научить преодолевать трудности, радоваться своим победам.

Общепринятое представление о занятии — это проведение тех или иных упражнений за столом. Но с маленьким ребенком продук­тивнее работать на полу, на диване и т. д. При этом малыш может лежать на животе, стоять, сидеть на корточках. Важно, чтобы во время занятий ребенок много двигался. Вместе с тем опре­деленные занятия проводятся и сидя за столом, в этом случае они непродолжительны (рисование, лепка, действия с раз­нообразными пирамидками, матрешками, вкладышами и т. п.).

Полезные советы по воспитанию ребенка, по организации занятий с ним можно найти в книге Б.Д.Корсунской «Воспитание глухого дошкольника в семье» (М.: Педагогика, 1970). Приведем лишь некоторые выдержки из нее.

«Дети не рождаются послушными или упрямыми, трудолюбивыми или ленивыми, ласковыми или грубыми. Такими их делает воспитание».

«Нельзя делать никаких уступок в соблюдении ребенком норм поведения. Что это значит? Вы требуете, например, чтобы ребенок принес игрушки к занятию. Он балуется, не хочет, быстрее самому принести игрушки, чем заставить это сделать ребенка. В другом случае он не обращает внимания на замечание сесть или вымыть руки. Вам жаль дорогого времени, выкроенного для занятий, и здесь вы не выдерживаете и уступаете ему.

Плохо сидит на занятиях. Ну ладно! Сегодня обойдется. … Жаль времени, пусть лучше побольше почитает. Вам кажется, что вы поступаетесь мелочью во имя важного. Нет. Вы принесли в жертву более существенное. Ребенок начинает проявлять небрежность уже в самих занятиях. … Снисходительность – прямая помеха результатам обучения. Во всех случаях ваша уступка – угроза воспитанию личности ребенка.

… воспитывая у своего ребенка навыки правильного поведения, вы непременно должны сочетать это с обучением соответствующему слову. … У вас … возникает вопрос: как, зачем говорить все эти слова [можно, нельзя и т.п. – авт.] ребенку, если он их не понимает? Да, сначала не понимает.… Воспитывая ребенка, обучая его тем или иным действиям и каждый раз при этом пользуясь соответствующими словами, вы … и научите его их понимать».

«Начав обучение ребенка в раннем возрасте, вы должны быть очень осторожны, чтобы не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям. … Иначе быстрый успех в начале обучения может смениться отрицательным отношением ребенка к занятиям».

 

С первых дней обучения работа с малышом должна контроли­роваться специалистом — сурдопедагогом сурдологического каби­нета или специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возрастных особенностей, уровня психофизического развития и состояния малыша. Сурдопедагог поможет взрослым организовать правиль­ное общение с малышом и познакомит их с методикой коррекционной работы.

Учитывая возрастные особенности младенца, занятия с ним проводятся только дома. С детьми старше одного года домашнее обучение желательно сочетать с занятиями сурдопедагога. Эти занятия могут быть систематическими — не реже 1—2 раз в неде­лю, если родители живут недалеко от того или иного учреждения. Если малыш живет далеко, они могут быть и периодическими — 2—3 раза в год в течение 1—2 недель.

Маленького ребенка (до 2—3 лет) желательно воспитывать дома. Только в этом случае обеспечивается постоянное в течение всего дня педагогическое воздействие на малыша. Вместе с тем важно учить ребенка общаться с другими детьми: играть рядом, не мешая друг другу, делиться игрушками, а позже — и играть вместе. С этой целью полезно организовать коллективные игры и занятия. Совместно со слышащими детьми наиболее удобно проводить под­вижные игры на улице, занятия с песком, снегом, а дома учить со­бирать пирамидки, классифицировать предметы по форме, цвету, величине, заниматься с игрушками, лепить, рисовать и т. п. В этих случаях неслышащий ребенок не будет особенно отличаться от слышащих. Специальные упражнения помогут глухому ребенку лучше справиться с заданиями, а речевое недоразвитие не поме­шает организации совместных игр и занятий.

Большинство родителей детей с недостатками слуха сами слышат. Но даже если у них снижен слух, то, вне зависимости от уровня владения устной речью, они могут успешно заниматься с малышом. Им доступны физкультурные занятия, обучение дейст­виям с предметами и грамоте, занятия по изобразительной дея­тельности. Если неслышащие родители свободно владеют устной речью, то они могут выполнять и задания по развитию речи и слу­хового восприятия. Специальную работу по формированию произ­носительных навыков будет проводить специалист-сурдопедагог.

Если в семье пользуются жестовой речью, то ребенок будет по­степенно овладевать ею. В этом случае жестовая речь может стать помощником в развитии малыша. Однако чтобы не замед­лилось развитие словесной речи, необходимо сопровождать жесты словом—устным или письменным (табличка). К этому же сле­дует побуждать и ребенка.

Для успешного развития ребенка важно с первых дней жизни правильно его воспитывать. К воспитанию неслышащего малыша предъявляются те же требования, что и к воспитанию слышащих детей. Капризный, избалованный ребенок с нарушенным слухом будет страдать в жизни значительно больше. Достигнутые им ре­зультаты во многом зависят от того, насколько он приучен к систе­матическим занятиям, труду, насколько у него сформированы нормы поведения в обществе.

Воспитывать и обучать ребенка в семье можно только при со­гласованных действиях всех взрослых. Важно, чтобы подход к ребенку и требования к нему были едиными у всех членов семьи. Плодотворное сотрудничество родителей и сурдопедагога являет­ся залогом преодоления трудностей в работе с неслышащим малышом.

 


ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

 

Период младенчества играет особую роль в становлении всех психических функций, в том числе и речи.

На первом году жизни ребенок стремительно развивается. Семимесячный малыш рази­тельно отличается от трехмесячного. Каждый день у ребенка появ­ляется что-то новое: вчера он начал держать головку, сегодня осчастливил вас первой улыбкой... Вот он уже лежит на жи­воте и с интересом смотрит вокруг; а вот он потянулся к иг­рушке и схватил ее.

Как известно, ведущей деятельностью ребенка в период младенчества является общение. Становление общения ребенка со взрослым начинается в пер­вые дни жизни с эмоционального общения, которое является основной его формой в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. В эмоциональном общении (называемом ситуативно-личностным) ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией.

В ходе эмоционального общения ребенок выражает только чув­ства, но не мысли. Этого становится недостаточно, когда во вто­ром полугодии расширяются представления ребенка об окружаю­щем мире, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия, возрастают физические возможно­сти. Вокруг так много интересных вещей, говорить о которых на языке эмоций не только трудно, но и чаще всего просто не­возможно. После того как ребенок овладевает хватанием (к концу первого полугодия), возникает новая форма общения – ситуативно-деловое, предполагающее уже участие речи в общении.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторо­нами развития выделяются и такие, которые играют роль не столько в данное время, сколько в последующем разви­тии слышащего ребенка. Так, например, к ним относятся начало развития пони­мания слов взрослого в начале второго полугодия жизни, появле­ние первых самостоятельных слов к году, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни.

Как известно, все стороны развития ребенка тесно взаимосвязаны и строго регламентированы возрастом. Поэтому трехмесячному ребенку нельзя предъявлять те же требования, что к шестимесячному, также как неэффективно предлагать шестимесячному ребенку те же игры, что и трехмесячному. В связи с этим описание педагогического воздействия на неслышащего младенца представлено по возрастным периодам: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев. Следует особо подчеркнуть, что психофизическое состояние ребенка не всегда соответствует его календарному возрасту, так, например, недоношенные и ослабленные дети, как правило, отстают в развитии на 1-2 месяца, а иногда и больше. Поэтому при определении индивидуальной программы работы с ребенком следует исходить не из календарного возраста, а из фактического состояния малыша. Уровень психофизического развития по отношению к тому или иному возрастному периоду определяет врач и педагог-дефектолог. Работа с малышом в каждый возрастной период излагается совокупно по разным линиям развития.

Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие на одних детей начинается с первые три месяца жизни, на других – в период от 3 до 6 месяцев, а на третьих – во втором полугодии. Если педагогическое воздействие на младенца начинается не в первые 3 месяца, а в следующем возрастном периоде, то в содержание работы с ним включаются как упражнения, предлагаемые для самых маленьких детей и для малышей 3-6 месяцев. В случае начала занятий со второго полугодия они организуются в соответствии с возрастными особенностями ребенка. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия младенца в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.214 (0.008 с.)