Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Примерное расписание занятий (для детей 1,5—2 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 2 Понедельник
Развитие речи Музыкальное занятие Развитие слухового восприятия и обучение произношению Физкультурное занятие Занятие со строительным материалом
Вторник
Занятие с дидактическим материалом и игрушками Развитие слухового восприятия и обучение произношению Физкультурное занятие Развитие речи в связи с ознакомлением с природой Рисование карандашами
Среда
Развитие слухового восприятия и обучение произношению Игры-занятия с предметами-орудиями Физкультурное занятие Развитие речи
Четверг
Занятие с игрушками Развитие речи Физкультурное занятие Развитие слухового восприятия и обучение произношению Рисование красками
Пятница
Развитие слухового восприятия и обучение произношению Занятие с дидактическим материалом и игрушками Физкультурное занятие Развитие речи в связи с ознакомлением с природой Лепка или аппликация Суббота
Развитие речи Занятие со строительным материалом Физкультурное занятие Развитие слухового восприятия и обучение произношению Занятие с игрушками
Воскресенье
Развитие слухового восприятия и обучение произношению Музыкальное занятие Развитие речи Занятие с дидактическим материалом и игрушками Физкультурное занятие
Для ребенка занятие всегда игра. Упражнения, которые ему предлагаются, должны быть разнообразны как по содержанию, так и по форме. Не следует перегружать занятие материалом. В ходе его проведения нужно стараться, чтобы малыш не утомлялся, чтобы не ослабевали его интерес и внимание к занятию. Важно вовремя закончить занятие, т. е. до того момента, когда уставший ребенок откажется заниматься. На ранних этапах обучения необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям. Для этого надо, во-первых, заинтересовать ребенка занятиями, а во-вторых, постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Наряду с новыми заданиями целесообразно предлагать и упражнения, уже хорошо знакомые малышу, выполнение которых не вызывает затруднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ребенка интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах. Важно вызвать у малыша интерес к занятиям, научить преодолевать трудности, радоваться своим победам. Общепринятое представление о занятии — это проведение тех или иных упражнений за столом. Но с маленьким ребенком продуктивнее работать на полу, на диване и т. д. При этом малыш может лежать на животе, стоять, сидеть на корточках. Важно, чтобы во время занятий ребенок много двигался. Вместе с тем определенные занятия проводятся и сидя за столом, в этом случае они непродолжительны (рисование, лепка, действия с разнообразными пирамидками, матрешками, вкладышами и т. п.). Полезные советы по воспитанию ребенка, по организации занятий с ним можно найти в книге Б.Д.Корсунской «Воспитание глухого дошкольника в семье» (М.: Педагогика, 1970). Приведем лишь некоторые выдержки из нее. «Дети не рождаются послушными или упрямыми, трудолюбивыми или ленивыми, ласковыми или грубыми. Такими их делает воспитание». «Нельзя делать никаких уступок в соблюдении ребенком норм поведения. Что это значит? Вы требуете, например, чтобы ребенок принес игрушки к занятию. Он балуется, не хочет, быстрее самому принести игрушки, чем заставить это сделать ребенка. В другом случае он не обращает внимания на замечание сесть или вымыть руки. Вам жаль дорогого времени, выкроенного для занятий, и здесь вы не выдерживаете и уступаете ему. Плохо сидит на занятиях. Ну ладно! Сегодня обойдется. … Жаль времени, пусть лучше побольше почитает. Вам кажется, что вы поступаетесь мелочью во имя важного. Нет. Вы принесли в жертву более существенное. Ребенок начинает проявлять небрежность уже в самих занятиях. … Снисходительность – прямая помеха результатам обучения. Во всех случаях ваша уступка – угроза воспитанию личности ребенка. … воспитывая у своего ребенка навыки правильного поведения, вы непременно должны сочетать это с обучением соответствующему слову. … У вас … возникает вопрос: как, зачем говорить все эти слова [можно, нельзя и т.п. – авт.] ребенку, если он их не понимает? Да, сначала не понимает.… Воспитывая ребенка, обучая его тем или иным действиям и каждый раз при этом пользуясь соответствующими словами, вы … и научите его их понимать». «Начав обучение ребенка в раннем возрасте, вы должны быть очень осторожны, чтобы не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям. … Иначе быстрый успех в начале обучения может смениться отрицательным отношением ребенка к занятиям».
С первых дней обучения работа с малышом должна контролироваться специалистом — сурдопедагогом сурдологического кабинета или специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возрастных особенностей, уровня психофизического развития и состояния малыша. Сурдопедагог поможет взрослым организовать правильное общение с малышом и познакомит их с методикой коррекционной работы. Учитывая возрастные особенности младенца, занятия с ним проводятся только дома. С детьми старше одного года домашнее обучение желательно сочетать с занятиями сурдопедагога. Эти занятия могут быть систематическими — не реже 1—2 раз в неделю, если родители живут недалеко от того или иного учреждения. Если малыш живет далеко, они могут быть и периодическими — 2—3 раза в год в течение 1—2 недель. Маленького ребенка (до 2—3 лет) желательно воспитывать дома. Только в этом случае обеспечивается постоянное в течение всего дня педагогическое воздействие на малыша. Вместе с тем важно учить ребенка общаться с другими детьми: играть рядом, не мешая друг другу, делиться игрушками, а позже — и играть вместе. С этой целью полезно организовать коллективные игры и занятия. Совместно со слышащими детьми наиболее удобно проводить подвижные игры на улице, занятия с песком, снегом, а дома учить собирать пирамидки, классифицировать предметы по форме, цвету, величине, заниматься с игрушками, лепить, рисовать и т. п. В этих случаях неслышащий ребенок не будет особенно отличаться от слышащих. Специальные упражнения помогут глухому ребенку лучше справиться с заданиями, а речевое недоразвитие не помешает организации совместных игр и занятий. Большинство родителей детей с недостатками слуха сами слышат. Но даже если у них снижен слух, то, вне зависимости от уровня владения устной речью, они могут успешно заниматься с малышом. Им доступны физкультурные занятия, обучение действиям с предметами и грамоте, занятия по изобразительной деятельности. Если неслышащие родители свободно владеют устной речью, то они могут выполнять и задания по развитию речи и слухового восприятия. Специальную работу по формированию произносительных навыков будет проводить специалист-сурдопедагог. Если в семье пользуются жестовой речью, то ребенок будет постепенно овладевать ею. В этом случае жестовая речь может стать помощником в развитии малыша. Однако чтобы не замедлилось развитие словесной речи, необходимо сопровождать жесты словом—устным или письменным (табличка). К этому же следует побуждать и ребенка. Для успешного развития ребенка важно с первых дней жизни правильно его воспитывать. К воспитанию неслышащего малыша предъявляются те же требования, что и к воспитанию слышащих детей. Капризный, избалованный ребенок с нарушенным слухом будет страдать в жизни значительно больше. Достигнутые им результаты во многом зависят от того, насколько он приучен к систематическим занятиям, труду, насколько у него сформированы нормы поведения в обществе. Воспитывать и обучать ребенка в семье можно только при согласованных действиях всех взрослых. Важно, чтобы подход к ребенку и требования к нему были едиными у всех членов семьи. Плодотворное сотрудничество родителей и сурдопедагога является залогом преодоления трудностей в работе с неслышащим малышом.
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Период младенчества играет особую роль в становлении всех психических функций, в том числе и речи. На первом году жизни ребенок стремительно развивается. Семимесячный малыш разительно отличается от трехмесячного. Каждый день у ребенка появляется что-то новое: вчера он начал держать головку, сегодня осчастливил вас первой улыбкой... Вот он уже лежит на животе и с интересом смотрит вокруг; а вот он потянулся к игрушке и схватил ее. Как известно, ведущей деятельностью ребенка в период младенчества является общение. Становление общения ребенка со взрослым начинается в первые дни жизни с эмоционального общения, которое является основной его формой в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. В эмоциональном общении (называемом ситуативно-личностным) ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией. В ходе эмоционального общения ребенок выражает только чувства, но не мысли. Этого становится недостаточно, когда во втором полугодии расширяются представления ребенка об окружающем мире, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия, возрастают физические возможности. Вокруг так много интересных вещей, говорить о которых на языке эмоций не только трудно, но и чаще всего просто невозможно. После того как ребенок овладевает хватанием (к концу первого полугодия), возникает новая форма общения – ситуативно-деловое, предполагающее уже участие речи в общении. В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами развития выделяются и такие, которые играют роль не столько в данное время, сколько в последующем развитии слышащего ребенка. Так, например, к ним относятся начало развития понимания слов взрослого в начале второго полугодия жизни, появление первых самостоятельных слов к году, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни. Как известно, все стороны развития ребенка тесно взаимосвязаны и строго регламентированы возрастом. Поэтому трехмесячному ребенку нельзя предъявлять те же требования, что к шестимесячному, также как неэффективно предлагать шестимесячному ребенку те же игры, что и трехмесячному. В связи с этим описание педагогического воздействия на неслышащего младенца представлено по возрастным периодам: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев. Следует особо подчеркнуть, что психофизическое состояние ребенка не всегда соответствует его календарному возрасту, так, например, недоношенные и ослабленные дети, как правило, отстают в развитии на 1-2 месяца, а иногда и больше. Поэтому при определении индивидуальной программы работы с ребенком следует исходить не из календарного возраста, а из фактического состояния малыша. Уровень психофизического развития по отношению к тому или иному возрастному периоду определяет врач и педагог-дефектолог. Работа с малышом в каждый возрастной период излагается совокупно по разным линиям развития. Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие на одних детей начинается с первые три месяца жизни, на других – в период от 3 до 6 месяцев, а на третьих – во втором полугодии. Если педагогическое воздействие на младенца начинается не в первые 3 месяца, а в следующем возрастном периоде, то в содержание работы с ним включаются как упражнения, предлагаемые для самых маленьких детей и для малышей 3-6 месяцев. В случае начала занятий со второго полугодия они организуются в соответствии с возрастными особенностями ребенка. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия младенца в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.210 (0.009 с.) |