Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика педагогического исследования слуха детей первых 1,5 лет жизни

Поиск

Как уже отмечалось, педагогическое исследование слуха детей до 1-1,5 лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций на звук. Они проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активи­зации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, расширении глаз, прекращении или активизации соса­ния и т. п.

Следует иметь в виду, что безусловные реакции характеризу­ются быстрым угасанием при повторных предъявлениях. В связи с этим звуковые стимулы предъявляются, начиная с наиболее высо­кочастотных и с максимального расстояния. По этой причине помещение, где обследуется ребенок, должно быть большим, чтобы иметь возможность подавать сигналы с расстояния 5 м справа и слева от ребенка. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями малыша.

Ребенок, еще не умеющий сидеть, лежит на пеленальном столе в распеленатом виде. Над ним склоняется наблюдатель и, ласково «беседуя» с ним, пытается вызвать комплекс оживления: улыбку малыша, активизацию движения рук и ног, спокойные голосовые реакции. Он обращает внимание младенца на какую-нибудь яркую игрушку, перемещая ее вправо и влево на расстоянии 30—40 см над глазами ребенка. Помощник в это время с расстояния 3—4 м справа или слева подает сигнал шарманки. Наблюдатель фик­сирует наличие и характер реакции. Если реакция отсутствует, то помощник подходит ближе на 0,5 м и вновь подает сигнал (рис. 5). При от­сутствии реакции расстояние вновь уменьшается, пока не достига­ет 5—10см от уха ребенка. Получив первую реакцию на звук с того или иного расстояния, помощник отходит на 0,5 м дальше и вновь предъявляет звучание. Это необходимо для того, чтобы определить то мак­симальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук. Затем исследуются реакции на данный звук с другой стороны. В протоколе отмечается наличие или отсутствие реакции, расстояние, на котором она обнаружена, а также способность ребенка опреде­лить направление звука.

Затем таким же образом предъявляются сигналы погремушки, дудки, гармошки, свистка и, наконец, барабана.

После этого исследуются реакции на голос разговорной громко­сти, а при их отсутствии — на голос повышенной громкости. Если у малыша отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м, то сигнал предъявляется и шепотом.

Ребенок более старшего возраста сидит за столиком на руках у матери. Наблюдатель в этом случае садится напротив и привле­кает внимание ребенка к игрушкам (пирамидкам, стаканам-вкла­дышам, бирюлькам). При этом важно, чтобы его внимание не было полностью занято игрушками. Это можно проверить, дунув слегка малышу в затылок. Если он не оборачивается, то надо сменить иг­рушки или вовсе от них отказаться. Первоначальный сигнал по­дается помощником со спины с расстояния 5 м. Те сигналы, которые ребенок услышал на расстоянии более 1 м, предъявляют­ся ему затем справа и слева (рис. 6). Нужно ответить на вопрос, может ли малыш и с какого расстояния определить направление источника звука, т. е. локализовать звучание. В остальном методика проведе­ния обследования этих детей аналогична описанной выше.

При исследовании реакций на тоны аудиометра малыш сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Перво­начальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.

В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал. Мы узнаем:

 звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звуча­ние), и с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать;

реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повы­шенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;

на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать.

По совокупности полученных данных можно выделить четыре уровня со­стояния слуха.

Первый уровень — слух в пределах возрастной нормы.

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3—5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до бара­бана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Голос разго­ворной громкости и шепот воспринимают с расстояния около 5 м. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапа­зоне исследуемых частот при интенсивности 50—80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Например:

Артем Ч. (2 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку с расстояния 1,5 м, замер, через 1—2 с резко активизирова­лись движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на посте­пенно увеличивающемся — до 3 м - расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с рас­стояния 3 м реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскры­вает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м: перевел взгляд с погремуш­ки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выра­жены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах.

Ваня Б. (8 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м отреагировал поворотом го­ловы, затем при увеличении расстояния до 3 м оборачивался на все ее предъяв­ления, а на звук погремушки с 3,5 м не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м от него, замер, на расстоянии 2 м повернул го­лову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м по­ворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м на звукосочетания, про­изнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего — влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону ис­точника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000—6000 Гц.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсут­ствовать реакции на тоны аудиометра. Ряд исследователей отмеча­ет это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а явля­ется возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы — звучащие игрушки и голос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.009 с.)