Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика педагогического исследования слуха детей первых 1,5 лет жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, педагогическое исследование слуха детей до 1-1,5 лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций на звук. Они проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, расширении глаз, прекращении или активизации сосания и т. п. Следует иметь в виду, что безусловные реакции характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях. В связи с этим звуковые стимулы предъявляются, начиная с наиболее высокочастотных и с максимального расстояния. По этой причине помещение, где обследуется ребенок, должно быть большим, чтобы иметь возможность подавать сигналы с расстояния 5 м справа и слева от ребенка. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями малыша. Ребенок, еще не умеющий сидеть, лежит на пеленальном столе в распеленатом виде. Над ним склоняется наблюдатель и, ласково «беседуя» с ним, пытается вызвать комплекс оживления: улыбку малыша, активизацию движения рук и ног, спокойные голосовые реакции. Он обращает внимание младенца на какую-нибудь яркую игрушку, перемещая ее вправо и влево на расстоянии 30—40 см над глазами ребенка. Помощник в это время с расстояния 3—4 м справа или слева подает сигнал шарманки. Наблюдатель фиксирует наличие и характер реакции. Если реакция отсутствует, то помощник подходит ближе на 0,5 м и вновь подает сигнал (рис. 5). При отсутствии реакции расстояние вновь уменьшается, пока не достигает 5—10см от уха ребенка. Получив первую реакцию на звук с того или иного расстояния, помощник отходит на 0,5 м дальше и вновь предъявляет звучание. Это необходимо для того, чтобы определить то максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук. Затем исследуются реакции на данный звук с другой стороны. В протоколе отмечается наличие или отсутствие реакции, расстояние, на котором она обнаружена, а также способность ребенка определить направление звука. Затем таким же образом предъявляются сигналы погремушки, дудки, гармошки, свистка и, наконец, барабана. После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости, а при их отсутствии — на голос повышенной громкости. Если у малыша отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м, то сигнал предъявляется и шепотом. Ребенок более старшего возраста сидит за столиком на руках у матери. Наблюдатель в этом случае садится напротив и привлекает внимание ребенка к игрушкам (пирамидкам, стаканам-вкладышам, бирюлькам). При этом важно, чтобы его внимание не было полностью занято игрушками. Это можно проверить, дунув слегка малышу в затылок. Если он не оборачивается, то надо сменить игрушки или вовсе от них отказаться. Первоначальный сигнал подается помощником со спины с расстояния 5 м. Те сигналы, которые ребенок услышал на расстоянии более 1 м, предъявляются ему затем справа и слева (рис. 6). Нужно ответить на вопрос, может ли малыш и с какого расстояния определить направление источника звука, т. е. локализовать звучание. В остальном методика проведения обследования этих детей аналогична описанной выше. При исследовании реакций на тоны аудиометра малыш сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Первоначальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4000, 6000 Гц. В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал. Мы узнаем: звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звучание), и с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать; реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул; на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать. По совокупности полученных данных можно выделить четыре уровня состояния слуха. Первый уровень — слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3—5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Голос разговорной громкости и шепот воспринимают с расстояния около 5 м. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50—80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Например: Артем Ч. (2 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку с расстояния 1,5 м, замер, через 1—2 с резко активизировались движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на постепенно увеличивающемся — до 3 м - расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 3 м реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскрывает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м: перевел взгляд с погремушки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выражены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах. Ваня Б. (8 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м отреагировал поворотом головы, затем при увеличении расстояния до 3 м оборачивался на все ее предъявления, а на звук погремушки с 3,5 м не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м от него, замер, на расстоянии 2 м повернул голову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м поворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м на звукосочетания, произнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего — влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону источника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000—6000 Гц. Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на тоны аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы — звучащие игрушки и голос.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.009 с.) |