Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как формировать правильное произношение

Поиск

 УЧИМСЯ СЛУШАТЬ

Содержание работы по развитию слухового восприятия на втором-третьем годах жизни расширяется и усложняется. Увеличивается слуховой словарь, т.е. те слова, словосочетания и фразы, которые ребенок воспринимает только на слух. Большое внимание уделяется развитию неречевого слуха. В ходе развития слуха используются разнообразные виды деятельности с учетом возросших возможностей ребенка.

Развитие речевого слуха

Расширение слухового словаря происходит за счет включе­ния лепетных и полных слов — названий игрушек, реальных предметов, дей­ствий. По мере того, как в ходе общения и разнообразных игр-занятий ребенок овладевает пониманием тех или иных слов, словосочетаний и фраз, они специально предлагаются малышу для восприятия только на слух. В слуховые тренировки можно и нужно включать любой знакомый ребенку речевой материал, отдавая предпочтение наиболее значимому для общения. Вначале он включает лишь звукоподражания и лепетные слова, а позже – и фразы с ними, например: у__, в__, прр, ав-ав-ав, пипипи, му__,  мяу, кококо, ква-ква и т. п.; ляля, утя, биБИ, туТУ, боБО; Ав-ав бах! Мяу ам-ам. Ляля бай-бай. Затем постепенно включаются и полные слова, а также словосочетания и фразы с ними, например: мама, папа, имя ребенка, дом, мяч, лопата, юла, рыба, шар, самолет, машина, корова, лошадка, барабан, стол, стул, штаны, рубашка, туфли, шапка, суп, каша, молоко, сок, вода, мыло, полотенце, возьми, покажи, убери, дай, спит, ест, идет, стоит, сидит, большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, большой мяч, маленький мишка, красный шар, маленький зеленый мяч, Ляля упала. Папа спит. Оля ест. Мама идет. Оля стоит. Собака ест. Дай мяч. Убери туфли. Саша ест суп. Таня пьет сок. Кот пьет молоко  и т. п.

Звукоподражания постепенно замещаются соответст­вующими полными словами. Долгое время в речи ребенка могут сосуществовать два наименования одной игрушки: полное и зву­коподражательное. Ребенок соотносит произнесенное взрослым полное слово с предметом, а сам называет его звукоподража­тельно. К 1,5-2 годам в слуховые тренировки включаются двусложные словосочетания и разнообразные фразы. После 2 лет можно предлагать для восприятия на слух и трехсловные словосочетания и фразы.

Ребенок учится различать на слух знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания и фразы. Под различением подразумевается узнавание малышом знакомого речевого материала с опорой на наглядный образец, т.е. на основе выбора одного предмета из нескольких, находящихся перед ребенком.

При проведении упражнений по различению на слух речево­го материала деятельность малыша должна быть мотивационно окрашенной. Создается ситуация, в которой перед ребенком стоит задача выбрать тот или иной предмет, игрушку по инструкции взрослого. Инструкция предъявляется слухо-зрительно, иногда подкрепляется естественным жестом, и только слово — материал слуховой тренировки — всегда предлагается на слух при исключе­нии зрительного восприятия. Например, после того как ребенок вместе со взрослым поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Так, при различении на слух пипипи и мяч перед ребенком находятся 3—4 разных мяча и 3—4 разные птички. Дается инструкция: «Положи сюда (слухо-зрительно, под­крепляя естественным жестом) мяч (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в тече­ние занятия малыш воспринимает на слух каждое слово по 3—4 ра­за. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его про­сят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за взрослым то, что услышал, а потом взять соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, повторив звукоподражание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говори­ла»,— и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ре­бенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно (т.е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух.

Таким же образом можно расставлять игрушки на место, при­носить, чтобы их вымыть, дать кому-то из взрослых и т. д.

Лишь к концу второго года жизни работа по различению ре­чевого материала проводится с привлечением в качест­ве наглядного материала не только игрушек и реальных пред­метов, но и их изображений на картинках. Но и в этом случае деятельность ребенка следует организовать таким образом, чтобы у него не пропал интерес.

При проведении работы по развитию речевого слуха необходимо каждый раз побуждать ребенка повторять услышанное. Часто возможности восприятия речи развиваются значительно быстрее, чем произносительные, и речевой ответ ребенка не всегда взрослый может понять. Поэтому в качестве ответной реакции, наряду с повторением услышанного на уровне произносительных возможностей ребенка, может использоваться и такой методический прием. Мама предлагает малышу различный речевой материал для различения, показывая ему картинку и называя ее. Картинка кладется на стол; таким же образом выкладываются и еще 2-3 картинки. Затем взрослый произносит слово, словосочетание или фразу, предлагая ребенку подложить фишку (пуговицу) под соответствующую картинку. Под каждой картинкой должно быть 2-3 фишки. Затем этот же речевой материал предлагается ребенку для различения на слух. В ответ ребенок повторяет услышанное (как может) и берет одну фишку от соответствующей картинки (рис. 21). В первую очередь это относится к фразовому материалу. Использование такого приема позволяет выявить достаточно большие возможности ребенка в понимании речи и ее восприятии на слух.

По мере того, как малыш научится различать на слух первые 5-7 звукоподражаний и слов, следует начать работу по формированию навыка опознавания, под кото­рым подразумевается узнавание знакомого слова только на слух, без опоры на наглядный образец (т.е. перед ребенком нет игрушек, предметов, названия которых ему предлагаются на слух). При организации этого вида работы важно, чтобы ребенок действовал адекватно предлагае­мой ситуации. Например, малыша просят достать из мешочка игрушку, название которой предъявляется на слух. После извле­чения игрушки взрослый организует игру с ней, затем игрушка убирается обратно в мешочек. По мере формирования активной речи ребенка от него требуют обязательного называния игрушки (без этого не разрешают ее взять). Постепенно к опознаванию привлекаются слова, ранее не использовавшиеся в слуховой тре­нировке. Но на данном этапе обучения эти упражнения не носят систематического характера.

Постепенно возрастает слуховой словарь ребенка. Он становится все более и более разнообразным, т.е. включает в себя не только звукоподражания , лепетные и полные слова, но и различные словосочетания и фразы. Этот материал предлагается малышу для различения на слух, а затем и для его опознавания на слух. При различении на слух целенаправленно увеличивается выбор – до 4-5 единиц, т.е. если вначале ребенку предлагалось выбрать игрушку (предмет) из двух, находящихся перед ним, то затем – из 3-х, а по мере овладения этим умением – из 4-5-ти.

Одним из условий успешного развития слуха является постепенное увеличение расстояния, на котором ребенок может воспринимать речь. При адекватно подобранном режиме работы индивидуальных слуховых аппаратов малыш способен слышать в помещении на достаточно большом расстоянии – 2, 3, 5 метров. Но из-за возрастных особенностей увеличить расстояние от говорящего до ребенка сложно. Если отойти от малыша, он отвлекается, поворачивается, подходит ко взрослому и совершенно забывает, что ему нужно делать. Чтобы избежать этого, можно использовать различные уловки, например мама сидит рядом с ребенком как обычно, а кто-то из взрослых произносит по ее подсказке то, что нужно. Однако, постепенно, ближе к 3 годам, нужно приучать ребенка к работе не только рядом со взрослым, но и на расстоянии от него.

Развитие речевого слуха маленького неслышащего ребенка проводится в основном с использованием индивидуальных слуховых аппаратов. Полезно проводить эти же упражнения и без аппаратов, на ухо. Особенно это важно для детей с большими остатками слуха (тугоухость I-II степени). Желательно проводить их в то время, когда аппараты снимаются с малыша в связи с купанием, укладыванием спать.

В настоящее время появляется много разнообразных слуховых тренажеров для индивидуальной работы с ребенком. Однако, решая вопрос о целесообразности их приобретения, следует иметь в виду следующее. У младенца и у ребенка раннего возраста идет активный процесс формирования и развития слуховой функции. Именно в этом возрасте слух, даже значительно сниженный (вплоть до глухоты), может стать базой овладения речью. Для создания благоприятных условий развития слуха крайне важно, чтобы малыш постоянно находился в одних и тех же акустических условиях. Это достигается использованием в течение всего дня одних и тех же индивидуальных слуховых аппаратов. Кроме того, использование тренажеров «привязывает» ребенка к столу, что ограничивает его движения и затрудняет проведение занятий с малышом.

Развитие неречевого слуха

Родители, как правило, обращают внимание прежде всего на возможности ребенка воспринимать на слух речь. Но для всестороннего развития ребенка не менее важно развитие неречевого слуха. Эта работа проводится по нескольким направлениям:

- обучение реагированию на разнообразные бытовые шумы,

- выработка условной двигательной реакции на звук,

- обучение различению на слух звучаний игрушек,

- обучение различению звучаний различного характера (тихого и громкого, высокого и низкого, слитного и прерывистого, быстрого и медленного),

- обучение определению направления источника звука,

- обучение восприятию музыкальных звучаний.

Обучение реагированию на разнообразные бытовые шумы. При проведении этой работы важно дать ребенку возможность ориентироваться в звуках окружающего мира. В первую очередь это связано с формированием умения реагировать на разнообразные шумы и узнавать их. Реакция на неожиданный звук, например, лай собаки, шум проезжающей машины, громкий разговор за дверью, звук падения, формируется у ребенка на основе подражания взрослому. Поэтому мама должна продемонстрировать свою реакцию на звук ребенку: привлечь его внимание, сделать удивленное лицо, спросить: «Что там?» и предложить пойти посмотреть. Для того, чтобы сформировать у малыша интерес к звукам, крайне важно, чтобы взрослый сумел эмоционально показать свою реакцию на звук и побуждал к этому же ребенка. На первоначальных этапах можно и специально создавать такие ситуации: попросить кого-то что-то уронить в коридоре, громко позвать ребенка. Постепенно дети начинают с большим внимание относиться к звучащему миру, прислушиваются, привлекают внимание взрослого к тому, что они услышали. Дети с удовольствием зовут взрослых к телефону, когда он звонит, бегут смотреть, что упало, говорят ав-ав, услышав лай собаки и т.п.

Кроме этого можно учить ребенка различать различные звучания, например: стук ложечки о стакан и шуршание полиэтиленового пакета, стук деревянных кубиков друг о друга и двух металлических ложек и т.п. В ответ ребенок показывает, что звучало и с помощью взрослого воспроизводит звучание. Вначале малыш видит, как мама извлекает звук, а затем ему предлагается угадать, что звучит, когда мама спряталась за ширму (шаль, накинутую на спинку стула).

Выработка условной двигательной реакции на звук (рефлекс). Наличие стойкого условного рефлекса на звуковой сигнал позволяет уточнить состояние слуха ребенка, проверить адекватность подобранного режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов, дает возможность наблюдать за состоянием слуха в динамике. Примерно с 1г 2мес можно приступить к работе в этом направлении.

У детей, которые постоянно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами с первых месяцев жизни, рефлекс вырабатывается сначала при восприятии голоса с аппаратами, а затем – без них.

Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет на свою ладонь большую пуговицу, подносит ее к своим губам, привлекает внимание ребенка и произносит голосом разговорной громкости папапапа. Во время произнесения звукосочетания он рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов машины и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и помощи взрослого, выполнять действие в момент произнесения слогов. На это обычно требует­ся 3-5 занятий. Длительность пауз между слогами нужно по­стоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на сигнал, а на временные интервалы. Не надо требовать и ждать от малы­ша повторения звуков; он отвечает на сигнал определенным действием: бросает пуговицу, надевает кольцо на стержень и т. п. Во время работы нельзя произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, т.к. каждое произнесенное взрослым слово ребенок в данной ситуации воспринимает как сигнал к действию.

Когда ребенок начинает справляться с данным заданием, взрослый берет экран[7] и начинает произносить слогосочетание уже за ним, тем самым исключая зрительное восприятие ребенка. 

Это позволяет убедиться, что ребенок перенес условный рефлекс со слухо-зрительного сигнала на слуховой. Если этого переноса не произошло, то необходимо выработать условную двигательную реакцию и на слуховой сигнал, также как она вырабатывалась на слухо-зрительный сигнал, но рука с пуговицей в этом случае помещается перед экраном (рис. 22). В дальнейшем с помощью выработанного рефлекса выявляется:

- на каком расстоянии с индивидуальными слуховыми аппаратами ребенок ощущает звучание голоса разговорной громкости при предъявлении низкочастотных (пупупу),

- среднечастотных (папапа) и высокочастотных (сисиси) сигналов;

- на каком расстоянии ребенок воспринимает низко-, средне- и высокочастотные сигналы с каждым аппаратом в отдельности.

Учитывая возрастные особенности ребенка, при увеличении расстояния следует прибегнуть к помощи второго взрослого. В этом случае мать организует деятельность малыша, а помощник по ее незаметному для ребенка сигналу произносит то или иное слогосочетание, постепенно увеличивая расстояние от себя до малыша. Упражнения по выработке условной двигательной реакции на звук проводятся ежедневно в течение 1,5-2 мин. Для поддержа­ния интереса нужно менять материал, с которым работает ребенок: несколько дней с пуговицами, потом — с кольцами пирамиды, с кубиками, с горохом и т. д.

На основании полученных данных делается вывод об адекватности подобранного режима работы каждого индивидуального слухового аппарата и их работы при бинауральном (двумя ушами) восприятии. Он считается адекватным, если малыш ощущает звучание голоса разговорной громкости с каждым аппаратом на расстоянии не менее 3-4 метров. При этом расстояние, на котором ребенок слышит голос, с каждым из аппаратов, должно быть одинаковым, а при бинауральном восприятии оно должно, как правило, несколько увеличиваться. В противном случае необходимо уточнить режим работы одного или обоих аппаратов.

После того, как выработана устойчивая условная двигательная реакция на звук с индивидуальными слуховыми аппаратами, нужно научить ребенка ощущать звуки и без аппаратов – на ухо. У малыша, привыкшего постоянно пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, это может вызвать определенные трудности.

Если реакция не переносится сразу, т.е. малыш не выполняет игровое действие при произнесении слогов (папапа, пупупу, сисиси) у ушной раковины, то следует формировать реакцию заново. Рефлекс сначала вырабатывается при зрительном восприятии, т.е. когда ребенок видит лицо говорящего, затем – у уха ребенка без экрана (при этом он ощущает не только звук, но и воздушную струю). После того, как ребенок стал без ошибок и побуждения со стороны взрослого реагировать на звуковые сигналы определенным игровым действием – бросать пуговицы, нанизывать кольца пирамиды и т.п., можно переходить к предъявлению сигнала только на слух. С этой целью используется экран, в качестве которого можно взять тонкий лист бумаги. Экран должен закрывать лицо говорящего до глаз. Им нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет ощущать вибрацию. Важно, чтобы малыш боковым зрением в зеркале или в другом отражающем предме­те не мог видеть лица говорящего. Нельзя убирать экран после того, как произнесены слоги, иначе ребенок будет реагировать именно на это движение, а не на звук. Во время звучания голо­са, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу или выполняет какое-то другое действие. Если в этих условиях он не реагирует на сигналы, т. е. не выполняет ответного дейст­вия, то нужно усилить голос до громкого. После того как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это до­ступно практически всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка отвечать на голос разговорной громкости. Как только малыш научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (с экраном) голосом разговорной громкости, следует постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка — на 5, 10, 20, 50 см и т. д. Дети с разным слухом слышат голос на разном расстоянии (некоторые слышат только громкий голос). Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 1 м и более, то проверяют, слышит ли он шепот, сначала у ушной раковины, затем дальше.

Выработанная условная двигательная реакция на звуковые сигналы позволяет исследовать слух ребенка методом игровой тональной пороговой аудиометрии, проводимой в каждом сурдологическом кабинете. Это дает возможность получить наиболее полное представление о состоянии тонального слуха малыша, получить данные по костному проведению, уточнить диагноз, а в дальнейшем проводить динамическое наблюдение за состоянием слуха ребенка. Наблюдение за динамикой слуха проводит врач-сурдолог и учитель-дефектолог сурдологического кабинета по данным аудиолого-педагогического обследования. Кроме того, выработанный рефлекс позволяет следить за состоянием слуха ребенка и родителям дома, фиксируя расстояние, на котором малыш без аппаратов ощущает звучание речи.

Обучение различению на слух звучащих игрушек и определение характера звучаний. Одновременно с выработкой условной двигательной реакции на звук ребенка учат различать на слух звучания 2—3 игрушек, громкого и тихого, высокого и низкого голоса, быстрого и медленного, слитного и неслитного произнесения слогов.

Основным методическим приемом при проведении этой работы является соотнесение звучания с определенным предметом. Конк­ретное звучание связывается с той или иной игрушкой, напри­мер, звук барабана всегда сопровождается появлением зайки, звук гармошки — появлением куклы и т. д. Ребенок должен выбрать соответствующую звучанию игрушку. Обязательным условием яв­ляется побуждение его к устному высказыванию, фонетическое оформление которого соответствует произносительным возмож­ностям малыша. Так, например, при различении звучаний бараба­на и гармошки перед ребенком находятся игрушки: зайка и кукла. Услышав и узнав звучание барабана, ребенок берет зай­ку, показывает, как он прыгает, и произносит при этом либо прыг-прыг, либо па-па-па (имитируя звучание барабана), либо зайка (рис. 23).

Сначала игра проводится таким образом, чтобы ребенок видел, какая игрушка звучит. После того, как малыш научится выбирать нужную игрушку, взрослый вместе с барабаном и гармошкой прячется за ширмой (в качестве ширмы можно использовать шаль, накинутую на спинку большого стула). Попеременно извлекая звучания барабана или гармошки, взрослый побуждает ребенка выбрать нужную игрушку – зайку или куклу. При обыгрывании игрушки важно, чтобы ребенок сопровождал свои действия голосовыми реакциями.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка – па-па-па) и дудка (едет машина – у__). Постепенно упражнение усложняется за счет использования игрушек со сходным характером звучания, например: колокольчики (ребенок берет игрушечный телефон и говорит в трубку – аллё- аллё)  и бубен (прыгает лягушка – ква-ква-ква). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан – дудка – колокольчики, гармошка – бубен – дудка.

Ближе к трем годам, по мере совершенствования крупной и мелкой моторики, следует учить ребенка отвечать на звучание определенным действием. Например, топать ногой под звучание барабана, произнося папапа, вытягивать руки вперед под звучание дудки – у___, хлопать в ладоши под звучание бубна – татата, вращать ладони над головой под звучание колокольчика – ляляля и т.п.

Ребенка также учат различать звучания различного характера. На втором году жизни источником звучаний является голос – произнесение слогосочетаний, на третьем же году в качестве источников звука привлекаются и звучащие игрушки.

Учитывая возрастные особенности детей, на втором году жизни игры проводятся в основном на слухо-зрительной основе, т.е. малышей знакомят с тем, что характер звучаний может быть самым разным. Время от времени звучания предлагаются для различения и только на слух. Целенаправленная же работа по обучению ребенка различать характер звучания на слух, как правило, проводится с третьего года жизни.

В качестве методического приема, как и выше, используется «опредмечивание». Так, играя с мячами, взрослый катит ребенку большой мяч, произнося громко А___, а движение маленького мяча сопровождает произнесением тихого а__. Затем взрослый произносит гласный (а) то громко, то тихо и предлагает ребенку выбрать, какой мяч катить – большой или маленький, произнося соответственно громкий или тихий звук. Подобные упражнения можно проводить с большой и маленькой машинами (У___ и у___), с большим и маленьким мишками (папапа и ПАПАПА) и т.п.

Приступая к различению громкости звучаний, нужно с помощью условной двигательной реакции прове­рить, звук какой минимальной интенсивности слышит ребенок. Это и будет самый тихий звук. Малыша учат отличать этот звук (или несколько более громкий) от громкого. Необходимо следить за тем, чтобы громкий звук не вызывал отрицательных реакций. Если малыш морщится, хватается за уши, значит, нужно вос­производить более тихие звуки. Помимо этого, следует обратить­ся к сурдологу по поводу того, что в аппаратах малышу неприят­ны громкие звуки. Специалист поможет отрегулировать аппараты таким образом, чтобы у ребенка не возникало неприятных ощу­щений при громких звуках.

Аналогичным образом можно научить ребенка различать высокоеинизкоезвучание голоса, соотнося его соответственно с большими и маленькими игрушками: прыгает маленький зайка – татата (высокий голос), прыгает большой зайка – ТАТАТА (низкий голос), лает большая собака – АВ-АВ-АВ (низкий голос), лает маленькая собачка – ав-ав-ав (высокий голос) и т.п. При проведении этого упражнения взрослый должен стараться изменять голос только по высоте, а не менять силу и темп произнесения. Однако малыш в силу эмоциональности этих игр, как правило, меняет прежде всего именно силу голоса и темп произнесения, что не является ошибкой.

Для обучения различению долготы и темпа звучаний можно предложить следующие игры-упражнения: катить мяч – а___ и бросать его – а!, кукла идет – та__та__та__ или бежит татата и т.п. В отличие от предыдущих, характер этих звучаний хорошо различается зрительно, поэтому, предлагая звучания на слух, следует произносить их за экраном (упражнения же по различению громкости и высоты звучаний проводятся без экрана).

Слитныйинеслитный характер звучаний можно проиллюстрировать следующим образом: построить или нарисовать прямую длинную дорожку и «прерывистую», по первой дорожке едет машина – у___, а по второй дорожке едет другая машина – у у у (рис. 24). При различении звучаний на слух необходим экран.

При привлечении в качестве источников звука звучащих игрушек работа проводится аналогично. Взрослый сначала извлекает звук из игрушки так, чтобы ребенок это видел, а затем вместе с игрушкой прячется за ширму. С помощью игрушек можно воспроизводить громкость звучаний (барабан), их долготу (дудка), слитность (бубен) и темп (барабан, бубен) и т.п.

Обучение определению направления источника звука. Развитие способности ребенка определять направление источника звука, формирование которой было начато на первом году жизни, предусматривает проведение специальных занятий. Эта работа проводится только с теми слабослышащими детьми, которые либо могут ощущать звучание голоса на расстоянии не менее 1 метра, либо с детьми с любой потерей слуха, протезированными двумя индивидуальными слуховыми аппаратами заушного или внутриушного типа.

Специальные упражнения целесообразно начинать после того, как у ребенка уже выработана условная двигательная реакция на звук (до этого времени продолжается работа, описанная применительно к детям первого года жизни). Для проведения упражнений необходимы двое взрослых. Они располагаются слева и справа от ребенка на одинаковом расстоянии. У каждого из них набор пуговиц (или кольца для пирамиды, или кубики), перед ребенком стоит ведерко (или стержень пирамиды, или машина). Оба взрослых кладут на свою ладонь одну пуговицу, один из них произносит папапа. Ребенок видит, кто из взрослых говорит, берет у него пуговицу и бросает в ведерко. Затем игра повторяется снова, но произносит слогосочетание другой взрослый, при этом пуговицы лежат на ладонях у обоих. Как правило, малыш поворачивается именно к тому взрослому, который с ним постоянно занимается, если же он в это время молчит, то должен показать это и перевести взгляд ребенка на говорящего. В процессе игры ребенок понимает, что ему нужно не только взять пуговицу, но и определить, кто говорит (в качестве подкрепления можно использовать изюм, маленькие печеньица и т.п.).

Когда он начинает с этим успешно справляться, оба взрослых начинают произносить те же слоги за экраном. В дальнейшем постепенно увеличивается расстояние до 2-3 м. Сначала малыша учат определять направление звука справа и слева, затем – спереди и сзади, а позже используются разнообразные комбинации: спереди и справа, сзади и слева. Если есть возможность привлечь к игре четырех взрослых, то можно определять 3-4 направления.

Обучение восприятию музыкальных звучаний. Большое значение для развития ребенка, несмотря на наличие у него снижения слуха, имеет музыкальное воспитание. С первых дней жизни, знакомя ребенка с разнообразными музыкальными звучаниями, взрослый расши­ряет его представления о звуках окружающего мира. Кроме того, решаются и определенные коррекционные задачи. В первую оче­редь это относится к развитию слухового восприятия.

На втором году жизни ребенка следует научить самостоятельно бить в барабан, бубен, извлекать звуки из металлофона и т. д. Малыша учат выполнять простые движения в момент звучания музыки, т. е. когда музыки нет, игрушка убирается под стол, за ширму, когда же музыка зазвучала, игрушка появляется и «пляшет».

С 1,5—2 лет малыша учат различать характер музыкальных звучаний, например: музыку маршевую и плясовую, тихую, спо­койную (колыбельную) и громкую плясовую. Характер звучания передается тем или иным движением: под марш взрослый и ре­бенок шагают, под плясовую — пляшут, а под колыбельную — медленно покачивают головой и т. д.

С 2—2,5 лет ребенка учат различать медленную и быструю музыку. Ответное действие ребенка зависит от его двигательных возможностей. Если он еще не умеет ходить под медленную музыку, а бежать под быструю, то используются действия с игруш­ками: под медленную музыку малыш показывает, как зайка идет — па__па__па__ или то__ п—то__ п—то__ п, а под быструю — как бежит — папапапа.

В это же время ребенка учат соотносить низкие и высокие звучания с определенной игрушкой: низкие звуки сопровождают­ся появлением большого мишки, а высокие - маленького и т. п. Звуки должны быть контрастными по высоте. Источником звука яв­ляется пианино. Как правило, дети с помощью слуховых аппаратов воспринимают весь диапазон звучания пиа­нино. Для различения вначале целесообразно предлагать звуки третьей октавы и контроктавы. Затем предъявляются и менее контрастные по высоте звуки: первой и второй октав.

Музыкальные занятия имеют большое значение для разви­тия голосовых реакций ребенка. В ходе их проведения малыша учат реагировать на то или иное музыкальное звучание не только движением, действием, но и голосом. Взрослый тогда, когда это возможно, побуждает малыша к голосовым реакциям: при слу­шании музыки и пения, при различении характера звучания (ти­хого и громкого, высокого и низкого, быстрого и медленного и т. п.). Постепенно движения ребенка становятся более точными, а голосовые реакции приближаются к образцу звучания, данному взрослым.

Все упражнения взрослый сопровождает речью: называет звучащие игрушки и музыкальные инструменты, побуждает к действиям и называет их (пой, танцуй, иди, беги, поет, танцу­ет, идет, бежит и т. д.).

 

Итак, в ходе специальной работы совершенствуется неречевой и речевой слух малыша. Развивающееся слуховое восприятие позволяет приблизить процесс становления произношения у ребенка с нарушенным слухом к тому, как он протекает у нормально слышащих детей.

 

Овладение произносительной стороной речи — процесс дли­тельный. Для того чтобы речь ребенка звучала более естественно, очень важно рано и правильно учить малыша говорить. Произ­носительными навыками неслышащий ребенок, как и слышащий, овладевает по подражанию.

Если коррекционная работа проводилась с первых месяцев жиз­ни ребенка, то, как правило, у него достаточно успешно на осно­ве только подражания речи взрослых формируется ритмико-интонационная сторона речи. Он овладевает произношением мно­гих звуков. В результате у малыша изначально устная речь ста­новится основным средством его общения со взрослыми. Однако все дети в той или иной мере нуждаются в специальной работе по формированию произношения. В первую очередь это связано с уров­нем снижения слуха, а также с особенностями моторики малыша, его внимания, подражательными способностями. Некоторым де­тям требуется лишь постановка или коррекция нескольких зву­ков, как правило, р, к, свистящих, шипящих и аффрикат ч и ц. Эта работа обычно начинается по достижении ребенком 4 лет. Большинство же детей нуждается в систематических занятиях над произношением.

Главной задачей является формирование у малыша потреб­ности в устном общении. Для этого взрослый вначале говорит за ребенка, предлагая ему повторить, как он может. Главное, чтобы это слово, фраза были необходимы малышу, а не взрослому. Ребенок просит игрушку, взрослый побуждает его произнести дай, и только после того как малыш попытается сказать слово дай, ему дается игрушка, которую он просил. Когда он играет, взрослый постоянно называет игрушку и те действия, которые ребенок с ней производит, побуждая его (но не настаивая!) по­вторить, например: ляля, ляля спит, ляля бай-бай, ляля упала, бах!, ляле больно, боБО.

В процессе обучения восприятию на слух речевого материала взрослый также постоянно побуждает малыша повторить звуко­подражание, слово, фразу. Если ребенок действует молча, взрос­лый вновь и вновь говорит за него. Например, ребенок показы­вает на самолет или молча играет с ним, а взрослый несколько раз называет игрушку так, чтобы малыш его услышал: в__. Для побуждения ребенка к произнесению полезно поме­няться с ним ролями: малыш называет игрушку (картинку), а взрослый показывает ее. Постепенно ребенок начнет произно­сить звукоподражания, слова, позже словосочетания и фразы. Для того чтобы качество его произношения приближалось к нор­мальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильно­го звучания: малыш произнес а-а вместо аф-аф (собака), взрос­лый хвалит его и произносит звукоподражание сам, выделяя не произнесенный малышом звук ф и побуждая его повторить звуко­подражание еще раз.

Произнесением слов малыш овладевает постепенно, он не мо­жет сразу сказать правильно. Важно, чтобы у ребенка появи­лась потребность говорить и чтобы слова он произносил слитно, с ударением. Качество воспроизведения слова может быть очень разным, например: дом — о, ом, то, до, том, дом; привет — пеПЕ, пиПЕ, пеПЕП, пеФЕ, пеВЕ, пеВЕТ, плеВЕТ, плиВЕТ. Взрослый постоян­но дает образец правильного звучания слова и побуждает ребенка произнести его более точно. Вначале он хвалит ребенка за любую попытку что-либо сказать, а затем за наиболее правильный вари­ант произнесения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.96.163 (0.011 с.)