Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые три месяца жизни. Четвертый-шестой месяцы жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА ЖИЗНИ Уже в первые три месяца жизни ребенок нуждается в разнообразных впечатлениях о внешнем мире. Эти впечатления он получает от взрослого во время ухода за ними в виде тактильных ощущений при кормлении, купании, пеленании, массаже, ласковых поглаживаниях и т.п., а также в виде зрительных и слуховых ощущений при общении с близкими, при рассматривании ярких предметов, погремушек и т.п. В это время основное внимание уделяется развитию зрения и слуха, имеющих большое значение для формирования таких важных в младенческом возрасте видов деятельности, как ориентировочная и коммуникативная (общение). Основная задача этого периода — установить связь младенца со взрослым, сформировать зрительное и слуховое сосредоточение. С этой целью малыша приучают смотреть на лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, следить за передвигающимися игрушками, прислушиваться к различным звукам, доступным слуху ребенка, к речи, к пению взрослого. Воздействие на ребенка, осуществляемое во время ухода за ним, носит комплексный характер, так как активизирует одновременно зрение, слух, осязание. Мама успокаивает младенца, гладит ему ручки, ножки, спинку, заменяет мокрые пеленки и в это же время разговаривает с ним. На лице у взрослого улыбка, он весь проникнут заботой и нежностью. Содержание обращенной к ребенку речи не имеет значения, для него важна интонация, с которой к нему обращаются. В конце первого — начале второго месяца жизни у малыша появляются периоды положительного эмоционального состояния: в короткие минуты бодрствования, когда ребенок сыт, сух, когда его ничто не беспокоит. Эти минуты следует использовать, чтобы привлечь внимание младенца, постараться поймать его взгляд и удержать его на себе. Несколько позже, на втором месяце жизни, можно попытаться привлечь взгляд ребенка к яркой игрушке, блестящему предмету, стремясь к тому, чтобы малыш хотя бы несколько секунд смотрел на предмет, попробовать повести взгляд ребенка за игрушкой вправо, влево. Общаясь с ребенком, взрослый использует не только ласковую интонацию, но и вопросительную, шутливо-строгую и т. п. Важно вызвать у ребенка ответную эмоциональную реакцию, которая свидетельствовала бы о том, что ребенок становится все более активным в общении со взрослым. На третьем месяце жизни общение взрослого с младенцем начинает опосредоваться предметами. Над коляской и кроваткой подвешиваются игрушки, которые привлекают внимание ребенка. Малыша приучают следить за погремушкой: для этого фиксируют взор ребенка на игрушке, а затем побуждают его прослеживать взглядом за двигающейся погремушкой. Следует чередовать беззвучный показ погремушки с озвученным. В некоторых случаях целесообразно начинать с беззвучного показа, а затем, переместив погремушку вправо или влево, погреметь ею. Спустя некоторое время (через несколько дней) можно попробовать первоначально издать звук справа или слева, а затем, после того как ребенок сделает попытку найти источник звука, показать ему погремушку. Такие упражнения можно проводить с детьми, у которые слышат без аппарата хотя бы у самого ушка, либо если малыш слухопротезирован двумя аппаратами заушного типа. Так же используются и другие звучащие игрушки (барабан, бубен, гармошка и т. п.). Такие упражнения служат цели подготовить ребенка к формированию навыка реагирования на звук: вызвать поворот глаз, а затем и головы в сторону источника звука. Основное достижение ребенка в этот период — появление комплекса оживления, который выражается в улыбке при виде говорящего лица. Сначала ее вызвать трудно: нужно длительно разговаривать с ребенком, дождаться сосредоточения на лице взрослого, на фоне которого раза два очень быстро пробегает слабо выраженная улыбка. В дальнейшем улыбка на говорящее лицо легче вызывается и дольше держится. Почти одновременно с улыбкой у ребенка появляется первая спокойная голосовая реакция. Она возникает, так же как и улыбка на говорящее лицо, в ответ на длительный разговор или протяжное произнесение гласных над лицом ребенка. При этом малыш обычно начинает произносить звуки не во время разговора взрослого, а в паузах. Вначале при разговоре у малыша появляется улыбка, а уже потом он издает звуки. В дальнейшем возникает новый элемент — движения: быстрое вскидывание обеих рук, а также перебирание ногами, попеременное или одновременное сгибание ног. При благоприятном развитии ребенка с четвертого месяца комплекс оживления постепенно сменяется дифференцированными реакциями: или хватанием, или гулением, или улыбкой. В комплексе оживления присутствуют все те элементы, из которых в дальнейшем будут формироваться дифференцированные двигательные механизмы, речь, хватание и т. д. Значение комплекса оживления для развития речи состоит в том, что систематическая его активизация всякий раз вызывает голосовые реакции ребенка. Голосовые реакции к трем месяцам становятся разнообразными: ребенок громко смеется, произносит звуки, похожие на а_[4], э_, иногда певучие, высокие. Это — гуление, явление, характерное как для слышащих, так и для неслышащих детей. Звуки гуления развиваются у ребенка на базе врожденных двигательных координации, связанных с актами дыхания, сосания, глотания. Задача взрослого на этом этапе — побуждать ребенка к голосовым реакциям, вызывать у него положительное эмоциональное состояние. Особое внимание также следует уделять физическому развитиюмалыша. Необходимо выкладывать ребенка на живот, развивать его умение поднимать и удерживать головку в таком положении. Кроме того ребенка следует постоянно брать на руки и учить удерживать головку, находясь в вертикальном положении (с 2-3-недельного возраста). При проведении физических упражнений взрослый постоянно общается с малышом, называет действия. Сами упражнения сопровождаются, как правило, произнесением тех или иных звуков, слогов и слогосочетаний. Так, например, поглаживая малыша, проводя массаж, взрослый протяжно произносит гласные и согласные звуки типа: а__ , м__ , н__, в__ , пассивно сгибая и разгибая ножки — звукосочетания типа папапа, татата и т. д. Речевое сопровождение этих упражнений способствует развитию зрительно-слухового сосредоточения, стимулирует появление первых голосовых реакций ребенка. Таким образом, в первые три месяца жизни ребенок нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Внимание ребенка направлено в основном на взрослого, ухаживающего за ним. Взрослый осуществляет комплексное воздействие на зрение, осязание, слух ребенка. Среди звуковых раздражителей самым главным для малыша является человеческий голос, который ассоциируется у него с ласковыми руками матери, атмосферой добра, уюта и защищенности. Трудными и ответственными в воспитании ребенка являются первый и второй месяцы жизни, когда надо вызвать у него положительные эмоции и сформировать потребность в общении со взрослым. С третьего месяца возможности воспитания возрастают, так как ребенок уже сам заинтересован в общении со взрослыми. В связи с этим Г.Л.Розенгард-Пупко отмечала, что в результате развития эмоциональных взаимоотношений между ребенком и взрослым ребенок становится доступным его влиянию. Благодаря этому можно формировать у ребенка новые потребности и интересы, развивать его эмоциональную жизнь, восприятие, память, движения и действия. Здесь зарождаются также основные условия для развития речи. Требования к взрослому: · разговаривайте с ребенком в процессе ухода за ним: при пеленании, кормлении, подготовке к купанию и т. п.; · сосредоточивайте взор ребенка на своем лице, беседуйте с ним, когда он находится в состоянии спокойного бодрствования, используя разнообразные интонации; · побуждайте ребенка к поиску взглядом разговаривающего с ним взрослого; расположите кроватку в комнате таким образом, чтобы можно было подойти к ней справа и слева; · побуждайте малыша прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами: погремушкой, барабаном и т. п., подготавливайте его к формированию навыка определения источника звука.
Трехмесячный ребенок живо реагирует на лица близких и посторонних людей, отвечая первым радостной улыбкой, общим оживлением, а вторым — нахмуренным пристальным взглядом, иногда плачем. В этот период ребенок становится способным различать звуки, развиваются его голосовые реакции. Приблизительно к трем месяцам появляются гортанные звуки, чуть позднее и певучее гуление (гласные), в 5—6 месяцев отдельные слоги типа ба, па, ма. Важной задачей в этот период является стимулирование голосовых реакций, способствующих развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Голосовые реакции возникают в различных ситуациях: в общении со взрослым, во время выполнения действий с игрушками, в моменты двигательной активности. Ухаживая за ребенком, к нему обращаются по имени, реагируют на все голосовые реакции, подкрепляют их, т. е. произносят вслед за ребенком его же звуки, а также предлагают новые звуки и звукосочетания, в основном гласные, произнося их в разном темпе и с разной интонацией. Если ребенок в данный момент без аппаратов, то, общаясь с ним, следует говорить голосом разговорной громкости поочередно то на правое, то на левое ухо, приближаясь непосредственно к ушной раковине, а затем и таким образом, чтобы малыш видел лицо говорящего. Ласковое, с улыбкой обращение к малышу способствует яркому проявлению положительных эмоций — смеха, голосовых реакций, оживленных движений. Уже в этом возрасте необходимо организовать специальные занятия, направленные на то, чтобы поддерживать у ребенка радостное состояние, вызывать ответные звуки, побуждать отыскивать взором разговаривающего с ним взрослого, реагировать на доступные его слуху звучания. Занятия рекомендуется проводить во вторую половину бодрствования, через 40— 60 мин после пробуждения. Занятия продолжительностью 3—6 мин проводятся ежедневно, 4 раза в день. На каждом занятии следует чередовать несколько приемов воздействия, делая между ними паузу по 30 секунд. Пауза дает возможность ребенку произнести звуки. Сначала необходим эмоциональный разговор с малышом, затем молчаливое присутствие взрослого в поле его зрения, которое сменяет демонстрация игрушки, и, наконец, завершает занятие эмоциональное общение. Как на занятиях, так и во время ухода за ребенком ставятся задачи обеспечения эмоционально-положительного состояния малыша, развития у него слухового и зрительного сосредоточения, способности подражания звукам. На четвертом месяце жизни возникает общение между ребенком и взрослым посредством речевых звуков. Как отмечалось выше, на третьем месяце жизни ребенок реагирует на разговор с ним взрослого смехом, голосом, движением рук и ног. Важно знать, что в это время голосовые реакции слышащих детей и детей с нарушенным слухом одинаковы: это короткий вскрик, тихие протяжные гласные, похожие на звук э, горловые звуки. Возникновение таких звуков носит физиологический характер и не зависит от слуха ребенка. Начиная с четвертого месяца жизни, слух приобретает ведущее значение для дальнейшего развития голосовых реакций. С этого возраста они развиваются на основе подражания, которое требует в первую очередь прислушивания к голосу взрослого и произнесения ребенком звуков под контролем слухового восприятия. В это время жизни ребенок вступает в новый период речевого развития - появляется самоподражание. Произнесение того или иного звука, слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом для повторного произнесения. Постепенно у нормально слышащего младенца устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. С этого момента быстро увеличивается разрыв в развитии голосовых реакций слышащего и неслышащего ребенка. Поэтому крайне важно обеспечить неслышащему малышу возможность для восприятия звуков собственной речи и речи взрослого посредством слуховых аппаратов. В этом случае, если произносить звуки из «репертуара» ребенка тем же тоном, то в ответ он в состоянии их повторить. Меняя звуки, например а__ на бр__, можно вызвать такие же изменения звуков ребенка. Переход от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно. Появление у ребенка с нарушенным слухом возможности повторить те или иные звуки и слоги за взрослым является огромным достижением. Оно знаменует возникновение нового этапа в развитии речи глухого и слабослышащего малыша — переход от гуления к лепету. Этого не происходит у детей со значительным снижением слуха без специального педагогического воздействия. Дальнейшее развитие общения посредством речевых звуков проявляется в том, что ребенок не только отвечает звуками на «разговор» с ним взрослого, но и сам, по своей инициативе, затевает «разговор» со взрослым. Наряду с этим ребенок начинает произносить звуки и вне ситуации общения. Но это может возникнуть лишь как результат постоянного общения ребенка со взрослым. Каждое взаимодействие младенца и взрослого оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее, приподнятое настроение и продолжает гулить. Это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка. Отсюда понятно, почему важно систематически вызывать и поддерживать у детей эмоционально-положительное состояние. «Разговор» с ребенком необходимо проводить с большим эмоциональным подъемом в игровой форме: много раз повторять его имя, произносить короткие рифмованные строки, всякий раз меняя интонацию и громкость голоса, темп произнесения звукосочетаний или слов. Постепенно в диалоги взрослый включает и те звуки и звукосочетания, которые малыш сам еще не произносит. В первую очередь это гласные, которые произносятся протяжно и кратко: а__ а, о__ , о, у__ , у, слоги и их сочетания типа ма, мамамама. ба, бабабаба, па, папапапа, прр и т. д. С 5—6 месяцев такие игры можно сочетать с гимнастикой. Так, например, медленно разводя ручки малыша в стороны, взрослый произносит а__ или м__а__; поглаживая тельце ребенка, произносит м__, о__; притягивая малыша к себе за ручки, как бы сажая его, говорит у__. Многократное попеременное сгибание и разгибание ножек может сопровождаться произнесением звукосочетаний бабабаба, папапапа, тататата, дададада и т. д.; поднимая обе ножки вверх и быстро опуская их, можно произносить слоги ба!, па!, та!, да! и т. п. Упражнения состоят из последовательного произнесения какого-либо одного звука или звукосочетания, а также и из ряда слогов и звуков, например: папапа — м__а__, у__ — бах!, а__ — тататата — а__. При этом разный характер звучаний сопровождается движениями разного характера. Эти упражнения наиболее результативны в первом полугодии жизни, так как в это время они наиболее естественны. Это связано с тем, что все внимание ребенка приковано ко взрослому. После 6 месяцев деятельность младенца становится более разнообразной и его внимание переключается со взрослого на различные предметы. Самое главное в этот период — вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален, пользовался разнообразными интонациями, выражал их не только голосом, но и мимикой. Для развития подражания речевым звукам надо обязательно находиться в поле зрения ребенка. Он должен не только слышать звуки и слова, но и видеть лицо взрослого. В момент разговора ребенок внимательно следит за движениями рта говорящего, и сам шевелит губами, стараясь как бы воспроизвести увиденные движения и услышанные звуки. Сначала появляется подражание звукам, уже имеющимся у него в запасе. Поэтому в общение в первую очередь следует включать те комплексы звуков, которые ребенок уже может произнести. Порядок звуков надо периодически менять, постепенно добавляя новые. Произносить звуки следует размеренно, чередуя их с моментами молчания. Во время пауз ребенку предоставляется возможность отреагировать, т. е. проявить активность в произнесении звуков. Ожидая услышать их, ребенок сначала молчит, а затем начинает «говорить». Таким образом, роль слухового компонента в комплексном восприятии мира младенцем постепенно возрастает. Основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом остается по-прежнему обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого. Речевое общение с ребенком осуществляется во все время его активного бодрствования. Мать разговаривает с малышом с различной интонацией. Взяв малыша на руки, взрослый поет ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания. На этом этапе начинают проводиться специальные упражнения, направленные на развитие слуховой функции. К ним относится формирование и закрепление ориентировочной поисковой реакции на звуки, доступные слуху ребенка. С этой целью малыша побуждают оборачиваться в то время, когда его зовут, многократно повторяя имя ребенка или слогосочетания типа папапапа, которые произносятся до того момента, пока ребенок не прореагирует. Каждая ответная реакция малыша должна обязательно быть подкреплена: ему показывают или дают любимую или новую игрушку, берут на руки, дают лакомство. Если ребенок не оборачивается, то взрослый привлекает его внимание к себе внимание с помощью игрушки, и, продолжая многократно произносить имя малыша или какое-либо слогосочетание, отходит от него, «ведя» взгляд ребенка игрушкой за собой, т.е. учит поворачивать голову в сторону звука. Одним из условий проведения этого упражнения является постоянное местонахождение источника звука, как правило, сзади, за спиной ребенка. При этом расстояние от младенца в индивидуальных слуховых аппаратах до источника звука не должно быть меньше 1,5 – 2 метров. Постепенно, по мере овладения умением оборачиваться на звук, подаваемый с постоянного места, упражнение усложняется. Звук подается не сзади, а справа или слева. Первоначально малыш, как правило, поворачивается назад. Взрослый с помощью игрушки обращает внимание ребенка на то, что звук исходит слева (справа). В дальнейшем упражнения, направленные на формирование умения определять направление источника звука, проводятся постоянно. Со временем ребенок овладевает умением локализовать источник звука справа и слева, а позже – спереди и сзади. Обязательным условием при проведении этого упражнения является подача одного и того же звукового сигнала с обеих сторон: вначале предъявляется звучание голоса матери, позже – звучащих игрушек. Также одинаковым должно быть и подкрепление реакции ребенка на звук с той или иной стороны; в противном случае малыш будет постоянно поворачиваться в ту сторону, подкрепление с которой ему больше нравится. Уже в первом полугодии жизни внимание ребенка привлекается к музыкальным звучаниям. Взрослый поет малышу, предлагает ему разнообразные звучащие игрушки, по возможности исполняет мелодии на каком-либо музыкальном инструменте. При этом полезно, держа ребенка на руках, двигаться с ним в ритме разнообразных мелодий. Эти движения передают ребенку характер музыки: спокойный, плясовой и т. п. И в дальнейшем ребенку предлагаются музыкальные звучания, как в исполнении взрослого, так и в записи, по радио, телевидению. При этом малыша побуждают двигаться под музыку вместе со взрослым, а позже и самостоятельно. В этом возрасте совершенствуются движенияребенка. Он хорошо держит головку. Может сам перевернуться со спины на живот и обратно, преодолевая иногда таким образом некоторое расстояние, отделяющее его от игрушки. Взрослый побуждает малыша к овладению ползанием. С этой целью перед ребенком, лежащим на животе, кладут привлекательную для него игрушку. В то время, когда ребенок старается дотянуться до нее руками, взрослый упирает его пяточки в свои ладони и подталкивает вперед. Если при этом под грудь подложить валик, ребенок длительное время может манипулировать игрушкой, лежа на животе. В возрасте 3 – 6 месяцев у ребенка начинают формироваться первые действия с предметами. Необходимо привлекать внимание ребенка к игрушке, вызывая стремление дотянуться до нее и взять ее. Малыша побуждают брать и удерживать игрушку, которую взрослый держит над его грудью. К 5 месяцам ребенка побуждают брать игрушки из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя на руках у матери. Эти занятия крайне важны, т.к. формируют согласованные действия руки и глаз: долгое время взор малыша следует за рукой и лишь значительно позже ребенок начинает показывать рукой то, что видит. После 5 месяцев следует учить малыша брать в каждую руку по игрушке и некоторое время удерживать их одновременно. В ходе проведения общеразвивающих игр-упражнений (развитие движений, действий с предметами) создаются благоприятные условия для речевого общения. Это общение пока лишь одностороннее: взрослый обращается к малышу с вопросами типа: «Где мячик?», «Что там?», называет предметы, игрушки, действия, которые выполняет ребенок: «Ползи», «Возьми», «Держи», «Перевернись» и т.п. На пятом и шестом месяцах жизни в общем нервно-психическом развитии малыша происходят существенные изменения. Прежде всего, из состава комплекса оживления выделяются движения и звуковые реакции. Если систематическая работа с ребенком начата рано, то к 5—6 месяцам движения и звуковые реакции становятся средствами для выражения своих желаний. Они сигнализируют о том, что ребенок голоден, заставляют взрослого обратить внимание на малыша, приблизиться к нему. При приближении взрослого, видя его или слыша его голос, ребенок начинает лепетать, пытается подползти к нему, старается схватить его за лицо, за волосы. Звуки становятся для ребенка инициативной формой общения со взрослыми и средством выражения своих желаний. На основании прежнего опыта малыш узнает людей, предметы и начинает дифференцированно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи. При благоприятных условиях развития и воспитания ребенок к шести месяцам обладает хорошим эмоциональным тонусом, он активен, интересуется окружающим, его движения и действия становятся до некоторой степени организованными. Совершенно иной тип поведения проявляет шестимесячный ребенок, с которым мало общались и у которого не развиты характерные для данного возраста умения, потребности, интересы, в том числе потребность в общении со взрослым. Такие дети отстают в нервно-психическом развитии, прежде всего в развитии эмоционально-волевой сферы, их поведение однообразно и сводится к нескольким повторяющимся изо дня в день движениям. С такими детьми трудно организовать общение, от них невозможно добиться улыбки, смеха и звуков. У некоторых из них возникает отрицательное отношение ко взрослому и общение с ним вместо улыбки и радости вызывает плач. Несмотря на то, что основная деятельность таких детей заключается в смотрении, у них мало развито зрительное восприятие: глаза бесцельно устремлены вдаль либо блуждают по сторонам. Они не стараются увидеть лицо взрослого или предмет, так как у них нет интереса к окружающему. Дети мало двигаются и не прилагают никаких усилий, чтобы достичь чего-либо. Они поглощены рассматриванием своего тела, особенно рук, вокруг себя ничего не замечают. Требования к взрослому: · организуйте разнообразное эмоциональное общение с ребенком во все время его активного бодрствования: в игровой ситуации прячьтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь, предлагайте разные игрушки, чтобы ребенок брал их рукой, следите, чтобы он занимался подвешенными игрушками, учите поворачиваться на живот, на спину, ползать; · проводите специальные занятия по 3—6 мин, направленные на то, чтобы вызвать у ребенка ответные звуки, желание найти разговаривающего с ним взрослого; · поддерживайте возникающую у ребенка потребность быть «собеседником», не оставляйте без внимания обращенные к вам призывы ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.181 (0.011 с.) |