Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умственное воспитание в процессе действий с предметами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие движений. Эти занятия направлены в первую очередь на физическое развитие малыша, укрепление его здоровья. Их содержание определяется возрастом ребенка. Так, на первом году жизни в ходе проведения гимнастики, массажа, специальных упражнений младенца подготавливают, например, к ползанию, устойчивому сидению, ходьбе и т. п. На втором-третьем годах жизни на утренней зарядке, на специальных физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх ребенок упражняется в ходьбе, равновесии, ползании, лазанье, бросании и катании мяча, а с двух лет и в беге и прыжках. Учитывая то, что для детей с нарушенным слухом часто характерно отставание в физическом развитии, обусловленное разными причинами, для них крайне важно систематическое проведение занятий по физическому развитию. Остановимся на краткой характеристике упражнений, которые родители могут проводить дома. Следует тренировать ребенка в ходьбе. Так на втором году жизни особое внимание следует уделить ходьбе в прямом направлении, затем - по ограниченной дорожке. Дорожку можно ограничить кубиками, шнурами, а на улице – линиями, прочерченными на земле. Малыша учат перешагивать через невысокий порожек, палку, небольшую лужу и т.п., взбираться на бугорки, перешагивать канавки. Его также учат подниматься на невысокую горку и спускаться с нее, залезать на ящик, диванные подушки, раскиданные по полу, и слезать с них. С 1,5 лет ребенка учат ходить по лестнице, держась за руку взрослого и за перила. На третьем году жизни особое внимание следует обратить на умение ребенка ходить и бегать за взрослым в заданном направлении, меняя направление, обходя предметы, по кругу; переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Малыша учат догонять бегом катящиеся предметы. Ребенку можно предложить пройти по бревну, по гимнастической скамейке (в том числе и на четвереньках). Не нужно ограничивать ребенка в желании забраться на тот или иной предмет, следует помогать ему в этом, учить спускаться. Детей старше двух лет нужно учить прыгать: подпрыгивать на месте, на носках, перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол, прыгать с места двумя ногами как можно дальше; спрыгивать с предметов высотой 10—15 см. Играя с ребенком, можно предложить ему проползти на четвереньках под стулом, скамейкой. Если есть возможность установить дома гимнастическую (шведскую) стенку, то нужно учить лазать по ней удобным для ребенка способом. На втором году жизни с ребенком много играют с мячом. Его нужно научить бросать и катать мяч сначала двумя руками, а затем – одной; сначала мяч бросают вниз, а затем – вдаль. После двух лет ребенка учат ловить мяч, перебрасывать его, бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в корзину, стоящую на некотором расстоянии от малыша (двумя руками, правой и левой рукой), бросать предметы вдаль правой и левой рукой. Ежедневно с ребенком нужно проводить зарядку, в ходе которой предлагаются следующие упражнения: поднимать и опускать руки, вытягивать вперед, прятать за спину; сидя на полу, поворачивать корпус вправо и влево, наклоняться вперед и выпрямляться; стоя наклоняться вперед, приседать с поддержкой, подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню; медленно кружиться на месте. С двух лет можно предлагать следующие упражнения: поднимать руки вперед, вверх, в стороны; сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; хлопать в ладоши перед собой, над головой; размахивать руками вперед-назад (из положения руки вниз), вниз-вверх (из положения руки в стороны); помахивать руками над головой и перед собой; шевелить пальцами рук; ходить на месте; делать шаги вперед, в сторону, назад; сгибать и разгибать одну ногу в колене (стоя на другой); приседать, держась руками за опору; приподниматься на носки; выставлять ногу вперед на пятку; шевелить пальцами ног; стоя, поворачиваться вправо-влево, наклоняться вперед, в стороны; сидя на полу, сгибать и разгибать ноги; лежа на спине, поднимать и опускать ноги; двигать одновременно руками и ногами; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься; лежа на животе, поднимать ноги и руки, поворачиваться с боку на бок. Для неслышащего малыша упражнения по развитию движений имеют особое значение, они направлены не только на физическое развитие и закаливание ребенка, но на обучение подражанию различным движениям. Это очень важно в связи с тем, что именно на подражании основано формирование устной речи, в первую очередь ее произносительной стороны. При проведении физических упражнений взрослый постоянно общается с малышом, называет действия, побуждает к их выполнению. Сами упражнения сопровождаются, как правило, произнесением тех или иных звуков, слогов и слогосочетаний. Так, например, на втором году жизни катание мяча сопровождается протяжным произнесением гласных звуков, а бросание — слогов типа па!, на третьем году жизни прыжки — произнесением ряда слогов типа папапа, а при ходьбе, переходящей в бег, медленное проговаривание слогов типа татата переходит в быстрое их воспроизведение. Речевое сопровождение этих упражнений способствует активизации голосовых реакций ребенка. В процессе проведения физических упражнений, как и в любой другой деятельности, малыш учится понимать обращенную к нему речь взрослого, а позже и сам начинает общаться с помощью слов. Для того чтобы это стало возможным, взрослый должен специально организовать речевое общение с ребенком в ходе этих занятий. Так, выполняя те или иные действия с ребенком, мама комментирует их, например: ножки вверх (вниз), ручки вот так (в стороны), сядь, встань, иди, иди ко мне, упал — бах!, повернись, прыгай, лови и т. д., поощряет малыша, оценивает его действия: молодец, умница, хорошо. Следует помнить, что основной задачей физкультурных занятий является овладение теми или иными двигательными навыками, а не речью. Поэтому, пока малыш не овладел тем или иным движением (например, разными видами ходьбы — в прямом направлении, по извилистой дорожке и т. д., ползанием по полу, скамейке, под ней и т. д., прыжками, бросанием, бегом и др.), взрослый постоянно дает словесную инструкцию, называет выполняемые действия, снаряды, игрушки, части тела, поощряет ребенка. По мере усвоения двигательного навыка, когда выполнение упражнения уже не вызывает затруднения, появляется возможность активизировать и самостоятельную речь ребенка. Его побуждают называть используемые игрушки и спортивные снаряды, а по возможности и действия, например: мяч, ляля, палка, шар, дай, на, Вова упал (бах), Вова идет—топ-топ, Вова прыгает. При этом ребенок называет их, как может. Постепенно качество воспроизведения слова (фразы) улучшается. С 2 лет в работе начинают использоваться письменные таблички. В первую очередь это таблички-инструкции (СЯДЬ, ВСТАНЬ, ИДИ, ПОЛЗИ, ПРЫГАЙ и т. д.) и таблички — названия игрушек и снарядов (МЯЧ, БОЛЬШОЙ МЯЧ,МАЛЕНЬКИЙ МЯЧ, ЗАЙКА, КУБИКИ). В дальнейшем письменные инструкции усложняются, например: ИДИ КАК МИШКА (КОШКА). ВОЗЬМИ БОЛЬШОЙ МЯЧ. Используются и таблички типа ВОВА ИДЕТ (ПРЫГАЕТ) и т. д., которыми пользуется взрослый в момент выполнения ребенком действия. Известно, что умственное развитие включает в себя такие аспекты, как мышление, воображение, запоминание. В первые годы жизни основное внимание уделяется формированию и развитию представлений о внешних свойствах предметов, совершенствованию деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире, овладению различными действиями с предметами. Содержание работы зависит от возраста ребенка. Так, если на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении младенцу достаточных и разнообразных внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов, то по достижении ребенком года содержание занятий, направленных на умственное развитие, расширяется и усложняется. С ребенком уже проводят специальные занятия. Его учат группировать однородные (а позже и разнородные) предметы по форме (рис. 14), величине и цвету, собирать разнообразные пирамидки, строить башенки, размещать вкладыши разной формы и величины (рис. 15), подбирать крышки к коробкам разной формы и величины и т. д. Взрослый также учит малыша притягивать к себе за веревочку воздушный шар, машину, возить за ручку игрушку-каталку, придвигать к себе палочкой удаленный предмет, вставать на стул, чтобы достать лежащую высоко игрушку, правильно пользоваться совком и лопатой при игре с песком и снегом и т. д. Особое внимание уделяется развитию игровых действий. Малыша нужно научить катать игрушки в машине, кормить кукол, укладывать спать, мыть, водить за руку. На третьем году жизни с игрушками разыгрываются небольшие сюжеты, например: «Кукла заболела», «Мишка обедает» и т. д. С года проводятся занятия и со строительным материалом (кубиками): ребенка учат строить дорожку, домик, машину, ворота и т. д. (рис. 15). В ходе обучения действиям с предметами развивается и мелкая моторика пальцев рук. Как известно, это положительно сказывается на овладении детьми речью: уровень развития речи слышащих детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина). Детям второго-третьего годов жизни можно предложить упражнения по собиранию мелких предметов (зерна фасоли, горох, позже – риса, гречки, пшена), узнаванию на ощупь, в каком мешочке лежат орехи, в каком – фасоль, в каком – крупа; в ответ малыш показывает на соответствующие предметы, находящиеся на блюдечках перед ним. После двух лет можно предложить детям разнообразные шнуровки (рис. 16), а также игрушки-аппликации, к которым пристегиваются пуговицами различные элементы: нос, глаза, уши, сердцевина цветка и т.п. (рис. 17). В усвоении действий с предметами, в ознакомлении с их свойствами имеется определенная последовательность. Так, примерно с года ребенка учат выполнять то или иное действие с учетом свойств предметов: их формы, величины, цвета. В процессе выполнения элементарных действий (перекладывание, складывание предметов в ведерко и доставание из него, проталкивание предметов в отверстия и т. д.) малыш учится сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Вначале он может ориентироваться только на один признак, поэтому сравниваемые предметы должны быть одинаковыми, например, по цвету и форме, но разными по величине: большие и маленькие шары одного цвета, большие кубики красного и желтого цвета, маленькие кубики и шарики одного цвета и т. п. Вместе со взрослым (а затем и самостоятельно) малыш раскладывает эти предметы на две группы, в соответствии с предложенным образцом: большие кубики к большому кубику (а позже — в большое ведерко), а маленькие—к маленькому (и в маленькое ведерко). Постепенно содержание игры усложняется, уменьшаются различия между предметами. Так, по величине выделяются большие, средние и маленькие предметы; для сравнения по форме предлагаются не только шары и кубики, но и разные геометрические фигуры, например круг и овал, квадрат и прямоугольник. Ребенка учат различать не только контрастные цвета, но и более близкие: синий и зеленый, желтый и оранжевый и т. п. Увеличивается число предметов, отличающихся друг от друга по одному признаку. Например, ребенка просят построить башню из красных кубиков, взяв их из коробки, в которой лежат кубики красного, желтого и синего цвета; разместить вкладыши круглой, квадратной, треугольной и овальной формы в соответствующие отверстия на одной доске и т. д. Ребенка учат выбирать предмет по заданному признаку, отвлекаясь от других свойств, например: выбрать все шары из коробки, в которой лежат кубики и шары разного цвета и величины. Позже предлагаются задания, в которых малыш должен одновременно учитывать два свойства, например: подобрать крышки к круглым и квадратным коробкам разного размера или цвета. С 2,5 лет ребенка можно учить невербальной классификации. У него уже достаточно опыта и представлений об окружающем мире, чтобы он смог группировать предметы и картинки по родовому признаку (мебель, транспорт, одежда, посуда, цветы, игрушки и т. п.) без предъявления обобщающих слов. Вначале выбор осуществляется из двух признаков, например: мебель и одежда, обувь и транспорт, затем — из трех, например: транспорт, мебель и посуда; обувь, одежда и растения; животные, транспорт, растения и игрушки.
При овладении действиями с предметами ребенок выполняет, казалось бы, однотипные задания: собирает пирамидки, строит башенки и т. д. Но эти игровые упражнения оказывают разностороннее влияние на умственное развитие малыша и на формирование его речи. На каждом этапе обучения при работе с тем или иным дидактическим материалом перед ребенком ставятся разные, постепенно усложняющиеся задачи. Рассмотрим это на примере работы с пирамидками. Если младенца на первом году жизни учат нанизывать кольца с широким отверстием на стержень, то после года уменьшается диаметр как самих колец, так и отверстий в них. В процессе занятия взрослый, побуждая ребенка к действию, говорит: «Сними. Надень. Положи. Молодец. Все»; при этом используются естественные жесты. Когда малыш уже умеет надеть кольцо на стоящий вертикально стержень и снять его, можно переходить к работе с обычными деревянными пирамидками. Сначала малыша учат собирать пирамидку из трех колец: при этом порядок нанизывания колец предлагает взрослый, т. е. он кладет кольца около стержня в нужной последовательности (от большого к маленькому) и побуждает ребенка брать их по порядку. Организуя деятельность малыша, взрослый говорит: «Надень. Надень большое. Надень поменьше. Надень маленькое. Молодец. Все». Называя величину кольца, взрослый сопровождает речь естественным жестом, отражающим его размер, усиливает жест интонацией и мимикой. Затем взрослый учит малыша собирать пирамидку из трех колец самостоятельно с учетом величины колец, которые лежат на столе в случайной последовательности. Ребенок каждый раз должен выбрать самое большое кольцо. Направляя его действия, взрослый говорит: «Возьми большое кольцо (естественный жест, интонация, мимика). Верно. Где большое кольцо? Вот. Надень. Так. (Не так.) Где маленькое кольцо? Возьми. Надень. Верно. Молодец. Все. Вот пирамидка. Красивая пирамидка». Постепенно малыш учится собирать пирамидки из большего количества колец — из 5—6 и более. Речевая инструкция взрослого становится все более сложной: «Собери пирамидку. Надень большое кольцо. Сними маленькое кольцо. Собери красную (синюю) пирамидку. Красиво. Некрасиво (неверно). Где пирамидка?» С того времени, когда сама техника надевания колец уже не вызывает у ребенка затруднений, взрослый начинает уделять большое внимание активизации самостоятельной речи малыша. Вместе с ребенком он оценивает результаты работы. Например, взрослый спрашивает: «Верно?» — и вместе с малышом отвечает: «Да. (Нет)». Он также учит малыша называть величину кольца— большое, маленькое. При этом ребенок, подражая взрослому, сопровождает голосовую реакцию соответствующей интонацией и естественным жестом. Постепенно задания усложняются. Естественно, что в ходе выполнения предметных действий расширяется и содержание речевого общения. Взрослый предлагает малышу различные задания: «Собери красную пирамидку. Посмотри, сделай так (собери такую же пирамидку). Дай кольцо. Возьми синее кольцо. Надень шарик» и т. п. Повышаются и требования к речи ребенка. В его самостоятельных высказываниях появляются такие слова: никак, помоги, где? много. Он называет величину колец, оценивает результат, например: да, нет, дай, на, так (не так), хорошо, плохо (ай-яй-яй, фу!), все и т. д. Таким образом, на примере работы с пирамидкой мы рассмотрели, как постепенно усложняется речевое общение с ребенком по мере овладения им теми или иными навыками действий с предметами. Аналогично проводится работа по развитию речи и в связи с обучением другим действиям с предметами. В процессе игр-занятий используется не только устная речь, но и письменные таблички. На них пишутся инструкции, обращенные к ребенку: НАДЕНЬ, СНИМИ, ОТКРОЙ, УБЕРИ, ДАЙ и т. д.; названия предметов: КУБИК, ШАР, ПИРАМИДКА и т. д. Письменные таблички начинают использоваться тогда, когда выполнение задания уже не вызывает особых затруднений. Приведем перечень игр-занятий с детьми второго-третьего годов жизни. Занятия с дидактическим материалом и игрушками: выполнять разнообразные действия с предметами: перекладывать шарики по одному в коробку, ведерко, скатывать их по желобу; раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 3—5 одинаковых колец и снимать их; вкладывать друг в друга полые предметы — меньший в большой, накрывать одинаковые по форме предметы (кубы, конусы и т. п.) — меньший большим: группировать однородные, а позже и разнородные предметы по величине: большой — маленький, большой — поменьше (побольше) — маленький (кубики, кольца, шарики, пуговицы, ложки, игрушки, вкладыши круглой, овальной, квадратной, прямоугольной и треугольной формы больших и маленьких размеров, вкладывающиеся в прорези); группировать однородные, а позже и разнородные предметы по форме: шары – кубики, призмы – цилиндры, а позже – шары и яйца, кубики и кирпичики и т.п.; соотносить объемные фигуры с плоскостными формами: шар и круг, кубик и квадрат, кирпичик и прямоугольник, яйцо и овал и т.п.; проталкивать одинаковые по величине геометрические фигуры и формы (шар, яйцо, кубик, кирпичик, призму; круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) в соответствующие отверстия (при выборе из 2—4); проталкивать большие и маленькие (а с 2 лет и средние) геометрические фигуры и формы в отверстия соответствующей формы и величины (при выборе из 2, а с двух лет – при выборе из 3-4); группировать однородные предметы, резко различающиесяпо цвету (красные — синие, желтые — красные, зеленые—желтые и т. п.), а позже с 2 лет – и разнородные, а также и более близкие по цвету (красные — оранжевые, синие — фиолетовые, желтые — белые и т. д.); соотносить парные картинки и предметы, а также предметы с разными картинками; собирать игрушки из двух частей (матрешки, бочонки, яйца), собирать трехместную матрешку; вкладывать друг в друга в соответствии с размером 2—3 куба, цилиндра, строить из них башенку; собирать пирамиды разного цвета с одинаковыми по размеру кольцами (красную, синюю, желтую, зеленую и т. д.); собирать пирамиду одного цвета из 2—3, а позже и из 4—5 уменьшающихся колец, в дальнейшем из колец разного цвета, убывающих по величине; собирать пирамидку из 5—6 одноцветных и разноцветных колец убывающей величины (с 2 лет); собирать одновременно 2—4 пирамиды разного цвета из 3—5 колец: красную и синюю, желтую, зеленую и красную и т. д. (с 2 лет); собирать пирамиду, чередуя цвет колец (красное — синее — красное — синее и т. д.), форму (кольцо—шарик—кольцо—шарик), величину (большое — маленькое — большое — маленькое) и т. д.; пирамида собирается по образцу (перед ребенком стоит такая же собранная пирамидка) и по памяти (пирамида собирается на глазах ребенка, рассматривается и убирается, а малыш собирает такую же по памяти) – с 2 лет; составлять башенку из 3—5 постепенно уменьшающихся деталей (полые кубы, конусы, цилиндры и т. д.) одного цвета и разного; вкладывать полые предметы друг в друга (4—5 и более элементов) – с 2 лет; составлять башенки из деталей разного цвета (красный кубик, желтый, красный, желтый) и т. д. по образцу и по памяти – с 2 лет; собирать пирамиды и башенки по рисунку, аппликации (собирать такую же пирамиду или башенку, которая изображена) – с 2 лет; подбирать к коробкам соответствующие крышки (примерно одинаковой величины, но разной формы — круглой, квадратной, прямоугольной); одинаковой формы, но разной величины—большие, поменьше, маленькие; одинаковой формы (или величины), но разного цвета, разной формы, величины и цвета – с 2 лет. Занятия со строительным материалом: строить башни из 2—3 кубиков, поставленных друг на друга, домики (призма поставлена на кубики), грибы (полусфера поставлена на цилиндр), машины (кубик поставлен на кирпичик); строить дорогу из 2—3 кубиков или кирпичиков, соединенных вместе; строить стол и стул из кирпичика и кубика (здесь и далее соизмерять строительный материал с величиной куклы); строить диван из двух кирпичиков, кровать из кирпичика, положенного плашмя, и двух, поставленных по краям; строить скамейку из двух кубиков и кирпичика (пластины), положенного сверху, ворота — из вертикально поставленных кирпичиков и кирпичика (пластины), положенного на них сверху; строить домик и скамейку, ворота и домик и т. д. – с 2 лет; строить для игры два-три предмета: стол и стул, стол и два стула, кровать и стул и т. д. – с 2 лет; строить для игрушек дом, стол, стул, диван и т. п. из 3—4 кубиков (из мелких и более крупных деталей) – с 2 лет; строить башню из 3—4 кубиков и трехгранной призмы наверху с флажком; вокруг башни помещаются деревья, строятся скамейки, стол и т. д. – с 2 лет; строить дом из 4 кирпичиков, поставленных вертикально, и положенных на них 2 больших трехгранных призм; в домике живут игрушки – с 2 лет; строить полочку для игрушек: два кубика внизу, на которые положена пластина, на пластине еще два кубика и сверху — вторая пластина; на полочку помещаются игрушки, мелкая посуда и т. д. – с 2 лет. Игры-занятия с предметами-орудиями и игрушками: брать предметы разной величины и формы (одной и двумя руками), правильно размещая пальцы; притягивать к себе за веревочку воздушный шар, машину, тележку; возить машину, катать куклу в коляске, машине; возить игрушки-каталки за рукоятку; возить машину по комнате, по дороге (по дорожке, построенной из кубиков, между шнурами и т. д.), катать на машине игрушки (кукол, мишек), возить кубики для постройки (или увозить их после «строительства»), провозить машину в ворота (под стулом, столом, построенными воротами), по мосту (по скамейке, по построенному мосту) и т. д. – с 2 лет; придвигать к себе палочкой удаленный предмет, который нельзя достать рукой; выталкивать палочкой из небьющейся прозрачной или непрозрачной трубки мелкие игрушки; пользоваться палочкой с кольцом на конце для притягивания к себе удаленной тележки путем накидывания кольца на имеющийся у тележки стержень; вылавливать сачком из таза с водой плавающих игрушек; заколачивать деревянным молоточком толстые колышки в сырой песок; забивать колышки в отверстия пластмассового верстачка молоточком; правильно пользоваться совком и лопатой в играх с песком и снегом; аккуратно насыпать их в ведерко, в формочки, делать куличики, накладывать снег и песок в машинку, на санки, перевозить «груз». завинчивать винты и крышки – с 2 лет; пускать в воде рыбок, уточек, лодочки и т. п.; кормить и поить кукол, укладывать их спать, мыть кукле руки, ноги, лицо, купать ее, вытирать, причесывать; воспроизводить в игре небольшие хорошо знакомые ребенку сюжеты (с помощью взрослого): кукла поела и легла спать; кукла гуляла, пришла, вымыла руки, села заниматься; у зайки заболело ухо, его завязали платком, зайка лег в постель, он пьет лекарство, зайка выздоровел и танцует и т. д. – с 2 лет. отображать движениями повадки животных, те или иные хорошо знакомые действия людей; показать, как идет мишка, прыгает зайка, лает собака, как летит птичка, как идет солдат и т. д. – с 2 лет.
Выполнение предложенных заданий способствует развитию познавательной деятельности ребенка, расширяет его представления о свойствах предметов и способах действия с ними. Эти игры-занятия очень нравятся детям. При их проведении они с удовольствием сотрудничают со взрослыми, общаются с ними, реализуя все свои речевые возможности. Проведение этих игр-занятий связано лишь с одной трудностью – приобретением необходимого дидактического материала: что-то можно купить, найти у знакомых, что-то можно и нужно сделать самим, проявив фантазию и изобретательность. Изобразительная деятельность. Умение ребенка различать цвет, форму, величину предметов актуализируется в самых разнообразных видах деятельности: конструировании, рисовании и т. д. Занятия по изобразительной деятельности направлены на решение ряда задач. Прежде всего, ребенка знакомят с изобразительным материалом. Малыш рисует на бумаге кистью или карандашом; лепит, знакомясь со свойствами глины (пластилина); мягкая, можно расплющивать, вдавливать, отделять маленькие кусочки, скатывать в шарики и т. п. Ребенка учат воспроизводить в рисунке, лепке, аппликации по образцу и по памяти хорошо знакомые предметы и явления. На этих занятиях малыш приучается к соблюдению определенных правил поведения: сидеть за столом прямо, правильно держать карандаш, кисточку, рисовать только на бумаге, не мять бумагу, аккуратно пользоваться краской, лепить на доске или клеенке, не разбрасывать глину, по окончании занятия убирать все на место. Обучение изобразительной деятельности начинается с двух лет, но знакомство с нею происходит значительно раньше. На втором году жизни малышу начинают предлагать предметные картинки для рассматривания, его учат узнавать изображенные на них хорошо знакомые игрушки, предметы. Ребенок подбирает парные картинки сначала полностью одинаковые, а позже — отличающиеся по цвету, величине. Затем он научается узнавать хорошо знакомые предметы в разнообразных рисунках, лепке, аппликации. С того времени, когда ребенок начинает интересоваться картинками, рассматривать их, очень полезно рисовать и лепить на глазах малыша знакомые ему предметы и игрушки. Важно не качество рисунка, лепки, а то, чтобы ребенок узнавал их: показал изображенный предмет, по возможности назвал его. В это время ему можно дать бумагу, фломастер, карандаш, порисовать его рукой на листе бумаги, а также разрешить самому под наблюдением взрослого «порисовать». С 2 лет ребенка начинают знакомить с приемами рисования карандашом и краской, лепки, а с 2,5 лет — и с аппликацией. Двухлетнего ребенка учат проводить прямые и замкнутые линии, рисовать клубки карандашом и краской на разной по форме, размеру и цвету бумаге; рисовать штрихами, мазками дождь, снег; украшать ими платье кукле (кукла и платье нарисованы взрослым); рисовать огоньки в доме, фонарики на елке (дом, елку рисует взрослый), мяч, солнышко, апельсин, траву, небо, дерево, ленточку, забор и т. д. Ребенка учат отрывать комочки глины («корм» для животных), раскатывать их в ладонях; лепить столбики: конфеты для кукол, забор — взрослый ставит столбики на доску, лесенку — столбики кладутся друг за другом, самолет — столбики перекрещиваются между собой; раскатывать комочки круговыми и прямыми движениями, слегка сплющивать. Когда малыш овладеет этими умениями, ему показывают, как лепить шарики, ягоды, погремушку, пирамидку, елочку, грибы, снеговика и т. п.; делать углубления в шарике, лепить миску, чашку и др. Ребенка можно научить лепить птичку (к шарику прищипнуть клюв, вставить горошины-глазки и перышко-хвостик), зайку (два шара — голова и туловище, два столбика — ушки, горошины-глазки), собаку (шар-голова, к которой надо прищипнуть ушки, шар-туловище с прикрепленным длинным столбиком— хвостом). Ребенку предлагается также рисовать и лепить по своему желанию. Ближе к трем годам ребенка знакомят с аппликацией. Его учат выкладывать на листе бумаги вырезанные взрослым солнышко и елку, снеговика, флажок (палочка и квадрат или треугольник), шары на елке, домик и т. п. Взрослый сам наклеивает на глазах у ребенка выложенные предметы, детали. Рисунок, лепка, аппликация подписываются взрослым печатными буквами: ДОЖДЬ, СНЕГ, ТРАВА, СОЛНЫШКО, ШАР, ГРИБ, БАБА, ФЛАЖОКи т. д. Работа ребенка сохраняется и показывается всем, кто приходит. На занятиях по изобразительной деятельности реализуются умения ребенка, сформированные при работе с разнообразным дидактическим материалом. Так, малышу, уже различающему основные цвета, предлагается при рисовании шара выбрать краску в соответствии с образцом — красным (желтым, зеленым и т. п.) шаром. Перед ребенком в этом случае находятся краски или фломастеры четырех основных цветов. Ребенка учат по образцу рисовать шар большой или маленький. Если он справляется с этим заданием, просят нарисовать шар определенного цвета и размера. Полезными являются занятия, на которых ребенок должен дополнить рисунок или аппликацию взрослого. Например, взрослый на белой бумаге рисует ниточки шаров четырех основных цветов, а малыш должен подобрать кружки, вырезанные из цветной бумаги, или нарисовать их фломастерами, карандашами. Взрослый может подготовить аппликацию машин разных цветов без колес. В этом случае от ребенка требуется подобрать или нарисовать их, учитывая цвет каждой машины. При работе с аппликацией закрепляются представления ребенка о цвете, форме и величине предметов. Например, при изготовлении аппликации «Дом» малыша учат подбирать к большим квадратам или прямоугольникам большие крыши, а к маленьким— маленькие. Позже предлагаются заготовки трех и более размеров. Интересным для ребенка упражнением является выкладывание елки из 3—5 постепенно уменьшающихся треугольников, одноцветных пирамидок. С трехсоставными пирамидками можно проводить и такое занятие. Подготавливаются большие, средние и маленькие прямоугольники синего, красного, желтого и зеленого цветов, а также «шляпки» пирамидок таких же цветов. Ребенок, смотря на стоящую перед ним пирамидку, выкладывает аппликацию, подбирая прямоугольники и «шляпки» соответствующего цвета и величины. Используя знакомые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг), взрослый на глазах у ребенка выкладывает разные аппликации: машину — из квадрата, прямоугольника и двух кругов; разнообразные дома; стул — из квадрата и прямоугольника; кровать — из трех прямоугольников или из двух квадратов и прямоугольника и т. д. Подобные задания можно предложить ребенку для самостоятельного выполнения. На занятиях по изобразительной деятельности взрослый пользуется речью, как устной, так и письменной, побуждая к этому и ребенка. В результате малыш усваивает названия изобразительного материала (бумага, карандаш, краски, пластилин и т. п.), выполняемых действий (нарисуй — рисует, слепи — лепит, положи), цвета, величины и формы. Ребенка учат называть изображаемый объект, подкладывать к нему письменную табличку. На занятиях создаются благоприятные условия для овладения малышом наиболее сложным для него речевым материалом — разнообразными поручениями типа: нарисуй, слепи, нарисуй мяч, слепи шар и т. д. В соответствии с поручением ребенок выбирает изобразительный материал для рисования или для лепки и выполняет задание. По мере речевого развития малыша поручения постепенно усложняются. Приведем примеры. Взрослый в устной и письменной форме дает ребенку задание: «НАРИСУЙ ШАР», предъявляет образец. Перед ребенком лежат бумага и карандаш; он с помощью взрослого рисует шар. Задание усложняется, когда перед ребенком находятся не только карандаш и бумага, но и глина; он должен самостоятельно выбрать изобразительный материал. Еще более сложным является задание, когда дается инструкция, например: «Нарисуй шар», но не предъявляется образец. В этом случае ребенок выбирает соответствующий материал и рисует по представлению. В дальнейшем подобные задания предлагаются малышу только в устной или только в письменной форме, при этом никакого изобразительного материала на столе нет. Ребенок должен понять, что ему делать, и попросить бумагу, карандаши, краски или пластилин. Изобразительный материал (бумага, пластилин и т. д.) лежит в известном малышу месте; под него подложены таблички: БУМАГА, КАРАНДАШ и т. д. Малыш показывает пальцем, что ему нужно, и просит: «Дай». Взрослый помогает ему правильно выразить свою просьбу, предъявляя таблички: ДАЙ БУМАГУ, ДАЙ КАРАНДАШи прочитывая их вместе с малышом. Таким образом, постепенно усложняется способ предъявления заданий. Меняются сами инструкции, содержание которых становится более конкретным: «Нарисуй зеленый шар», «Нарисуй маленький синий шар» и т. д. Так же как и в примере, описанном выше, ребенок вначале действует по образцу, затем — ориентируясь на инструкцию и изобразительный материал, а в дальнейшем выполняет задание без наглядной опоры, т. е. в ответ на поручение ребенок должен попросить бумагу и краску (или карандаш) определенного цвета. Взрослый помогает ему грамотно оформить высказывание, дает правильный его образец.
Завершая эту главу, хочется еще раз подчеркнуть, что все разделы работы по воспитанию и обучению неслышащего ребенка взаимосвязаны. С одной стороны, основным условием развития речи является формирование познавательной деятельности с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода. С другой стороны, в ходе становления разнообразных видов деятельности малыша происходит интенсивное овладение им речевыми средствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.02 с.) |