Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

окружающей среды и рациональному природопользованию

Поиск

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ.

 

Источники финансирования природоохранной деятельности ус­ловно можно разделить на три группы: бюджетные, внебюджетные и собственные. Однако в последние годы в бюджете Российской Федера­ции не предусматривается выделение отдельной строкой средств на охрану окружающей природной среды.

Главным источником финан­сирования природоохранных мероприятий стали экологические фон­ды,формирующиеся в основном за счет платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, а так же штрафов за экологические нарушения.

 Главная цель формирования та­ких фондов — создание независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд. Эти фонды создавались как поддерживающая финансовая структура, дополняющая государственные затраты на экологические цели. Однако в России в связи с дефицитом средств в экономике в переходный период, нехваткой государственных инвестиций и средств у предприятий в природопользование экофонды стали основным ис­точником финансирования.

Среди основных задач экологических фондов можно выделить:

- финансирование и кредитование программ и научно-
технических проектов, направленных на улучшение качества
окружающей среды и обеспечение экологической безопасно­сти населения;  

- мобилизацию финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование рационального природополь­зования, внедрение экологически чистых технологий;

- содействие в развитии экологического воспитания и образова­ния.

 Как показывает практика, самый большой вклад в фонды вносят пла­тежи за загрязнение окружающей среды: их доля составляет 80—85%.

Запрещается расходование средств экологического фонда на ме­роприятия, не связанные с природоохранной деятельностью. Основные; направления, на которые можно расходовать средства экологического фонда: на разработку программ по охране окружающей среды и осу­ществление мероприятий, намеченных в них, проведение научных ис­следований, внедрение экологически чистых технологий, строительст­во очистных сооружений, развитие экологического воспитания и обра­зования и т.д.

Кроме средств экологического фонда, предприятия и организации для финансирования мероприятий природоохранного назначения мо­гут использовать собственные средства. Предприятия, акционерные общества, фирмы должны формировать собственные экологические фонды за счет прибыли, амортизационных отчислений по природоох­ранным сооружениям кредитов банков. Аккумулироваться они долж­ны на специальных счетах и расходоваться на целевые экологические программы под контролем органов охраны природы

Под экологичес­кой программой понимаются основные направления деятельности по реализации природоохранных мероприятий на определенном этапе времени. Разрабатываются экологические программы с учетом прогно­зирования вредного воздействия на окружающую среду.

В основе всех разработанных программ лежит прогнозирование. Научное прогнозирование в каждом конкретном случае проводится методами моделирования изучаемых объектов или явлений, методами экспертных оценок, нормативным методом. Любая из подготовленных экологических программ в зависимости от ее значения финансируется соответственно из федерального, республиканских, краевых, областных, или местных экологических фондов.

К источникам финансирования природоохранных мероприятий относятся также техническая помощь и кредиты международных фи­нансовых организаций. Специфика этого источника финансирования заключается в ограниченности свободы получателя кредита в направ­лениях его расходования.

Другим источником средств для проведения природоохранных мероприятий является как краткосрочное, так и долгосрочное креди­тование. Главными условиями кредитования природоохранных мероп­риятий должно стать льготное финансирование и «прибыльность» ме­роприятий (через предотвращенный ущерб), т.е. эти деньги могут рас­ходоваться только на те природоохранные мероприятия, которые да­дут реальное улучшение качества окружающей среды.

Экологическое налогообложение — одна из важных форм регули­рования и рационализации природопользования. Налоги платит либо загрязнитель, либо потребитель продукта, произведенного с загрязнением окружающей среды. При этом существуют налоговые льготы, стимулирующие природоохранные капиталовложения, (сюда можно включить и ускоренную амортизацию очистного оборудования).

 Экологические (их часто называют «зеленые») налоги призваны решить по
крайней мере две задачи:

1) сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде;

2)способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «замыканию» затрат).

 «Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль — для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» — для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное, по идее, должны делать рыночные механизмы: воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.

В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от
налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных
от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для
добровольных взносов организаций и населения, а также российских
и иностранных грантов на природоохранные цели и пр.

В экологоориентированной налоговой системе можно выделить
четыре аспекта: отраслевой, технологический, региональный, продуктовый.

Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природо­охранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществ­ляющим экологические услуги (строительство и реконструкция при­родоохранных объектов). Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции: озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники.

Кроме налогов, существуют экологические сборы в виде плате­жей за выбросы и сбросы, штрафы за превышение установленных норм выбросов, экспортные тарифы на ввоз содержащих токсины веществ и отходов и т.д. Экономическая составляющая фискальной политики за­ключается в том, что стоимость продукта возрастает на величину, воз­мещающую наносимый природе ущерб.

Основным недостатком экологического налогообложения является низкий эффект стимулирования охраны природы. В связи с тем, что сумма налогов и сборов включается в издержки производства и произ­водитель не несет от них убытков. Стимулировать природоохранную деятельность сборы и налоги могут только в том случае, если они очень велики и продукция становится неконкурентоспособной из-за высокой стоимости, что заставит производителя менять технологию, устанав­ливать природоохранное оборудование, снижать размер выбросов.

Экологическое страхование стало особым видом страхования, срав­нительно недавно появившимся в России. Страховым событием эколо­гического страхования является непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате каких-либо аварий или катастроф. Как правило, возможные причины страховых событий, перечень загрязня­ющих веществ и возможный ущерб оговариваются при заключении договора.

Страховые платежи берутся в процентах от годового оборота предприятий. При этом различают страхование иму­щества, пострадавшего от экологических бедствий и аварий и страхо­вание экологического риска. Под экологическим страхованием в раз­витых странах мира понимается ответственность страховой компании за риски, связанные с загрязнением окружающей среды в результате непреднамеренного загрязнения окружающей среды. Например, утеч­ка нефти из танкера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.165 (0.007 с.)