Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие общества и природной среды в процессе производства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что подразумевает экологизация современной науки? 2. Чем занимается экономическая экология? 3. В чем заключается эколого-экономическое содержание природопользования? 4. Какие задачи должна решить дисциплина «Природопользование»?
Тест по теме 1
1. Что не является основным направлением экологии? 1. биологическая экология 2. социальная экология 3. политическая экология. 2. Современная система природопользования состоит из … 1. материального производства и экологической сферы 2. географической и экологической сферы 3. экологической и экономической сферы 3. Когда природопользование возникло как наука? 1. 60-70 гг. XX в 2. 40 гг. ХХ в 3. 20-30 гг. ХХ в 4. Что является предметом природопользования? 1. исследование природных ресурсов страны и возможностей их использования 2. исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов. 3. исследование экологического положения с экономической стороны 5. Что является объектом исследования? 1. эколого-экономические системы 2. экологические системы 3. географические и экономические системы 6. В чем состоит задача природопользования как науки? 1. способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития РФ. 2. исследовать методы использования человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей 3. исследовать формы воздействия на природно-ресурсный потенциал 7. Какие по своему характеру эколого-экономические системы? 1. замкнутые 2. открытые 3. взаимосвязанные 8. В каком году состоялся в Москве Международный конгресс по проблемам экологического образования и подготовки кадров в области охраны окружающей среды 1. 1991 г. 2. 1998 г. 3. 1987 г. 9. Социальная экология представляет собой 1. подотрасль экологического права 2. один из разделов экологии 3. самостоятельную область знания 10. Природопользование — это … воздействия человечества на природную среду в процессе ее хозяйственного использования. 1. теория 2. практика 3. теория и практика
TEMA 2
1. Взаимодействие общества и природы на современном этапе. 2. Причины экологического кризиса. 3. Пути выхода России из экологического кризиса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ.
1. Взаимодействие общества и природы на современном этапе. Проблемы взаимодействия природы и общества составляют предмет исследования разных учений, включая учение о биосфере. Биосфера—это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему. Термин «биосфера» введен в начале 19 в. Ж. Ламарком, но учение о биосфере, как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т. ч. человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создано Н.И.Вернадским в 1926 г. Согласно этому учению все происходящие в поверхностной оболочке Земли процессы обусловлены, как правило, жизнедеятельностью живого вещества, являющегося высшей формой развития материи. По теории Вернадского, верхняя граница биосферы — это озоновый слой, находящийся на высоте около 20 км от поверхности земли и задерживающий большую часть губительных для всего живого ультрафиолетовых лучей. Нижняя граница биосферы лежит на глубине 3 км ниже поверхности земной горы. В океанах эта граница биосферы достигает 10 км. Фактически жизнь сосредоточена в основном на земной поверхности и около нее — на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы. В.И. Вернадский предсказал переход биосферы в новое состояние — ноосферу, где человек впервые становится крупнейшей геологической силой. Ноосфера (буквально «мыслящая оболочка») — сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле. Главное отличие ноосферы от биосферы заключается в ускоренном развитии и мировой цивилизации. Основным элементом ноосферы является экосистема — единица, где обитают отдельные сообщества растений и животных со свойственными им связями и взаимодействием живой и неживой природы. Экосистемам свойственна как стабильность, так и изменчивость. Стабильность экосистемы определяется ее сложностью. Причем устойчивость возрастает с усложнением структуры, которая определяется видовым разнообразием. Как правило, в природных экологических системах существует постоянный баланс между синтезом и распадом органических веществ. Природные экосистемы разнятся своими масштабами: от океана, моря, леса, тундры до садового участка, аквариума, живого уголка. Во всех существующих экосистемах идет непрерывный процесс обмена вещества и энергии, как внутри природы, так и между природой и человеком. По степени хозяйственного воздействия экосистемы подразделяются на естественные, модифицированные, трансформированные и искусственные. К естественным относятся те экосистемы, которые сохранились практически в неприкосновенности. Модифицированными считаются экосистемы, изменившиеся под воздействием антропогенных факторов (производственной деятельности человека). Трансформированные — это те экосистемы, которые сильно преобразованы человеком. Искусственными называются экосистемы, созданные человеком. Простейшим примером такой системы является космический корабль. Экосистемы состоят из таких четырех основных элементов как: неживая (абиотическая) среда, состоящая из минеральных веществ, воды, газов; продуценты — производящие с помощью фотосинтеза органические вещества и кислород; консументы — потребители органического вещества; редуценты — микроорганизмы, разлагающие органические остатки. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, пространственным (пределом) базисом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и др. объектов культурно-бытового назначения. Выделяют 2 основные формы взаимодействия общества и природы: экономическую и экологическую. Под экономической формой взаимодействия понимается потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Экологическая форма подразумевает охрану окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя ее в своих хозяйственных целях. Эти изменения носят в основном негативный характер и проявляются в 3-х взаимосвязанных формах: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды. Загрязнением окружающей среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Следует выделить 2 вида загрязнения: естественное, которое земля получает из космоса, от извержения вулканов и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека. Антропогенное загрязнение подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое. Основными загрязнителями являются: промышленность, сельское хозяйство, коммунально-бытовое хозяйство. Объекты загрязнения: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Жертвы загрязнения: человек и все другие живые организмы, населяющие планету. Основными загрязнителями атмосферы являются окислы серы (сернистый газ) и углекислый газ, источниками которых являются тепловые электростанции, металлургические заводы, транспорт. Сернистый газ способствует, появлению кислотных дождей, углекислый газ может привести к парниковому эффекту и, как следствие, глобальному потеплению климата на планете и опустыниванию земель. Следует выделить проблему разрушения озонового слоя Земли, защищающего все живое от ультрафиолетового излучения Солнца. Эта проблема тесно связана с загрязнением атмосферы. Загрязнение гидросферы планеты связано с загрязнением океана нефтью, вследствие аварии танкеров и добычи нефти с морского шельфа; радиактивным загрязнением океана; захоронением радиактивных отходов; ртутным загрязнением; загрязнением химикатами сельского хозяйства. Основными загрязнителями являются: сельское хозяйство, применяющее минеральные удобрения, ядохимикаты, стимуляторы роста; промышленность, транспорт. Следствием интенсивного загрязнения является истощение и разрушение природной среды, отрицательное влияние на здоровье человека (20 % населения постоянно подвергается аллергии в результате загрязнения окружающей среды; каждый день на земном шаре умирает 25 тыс. человек из-за плохого качества воды, 35 % населения промышленных городов систематически страдает различного рода болезнями, вызванными загрязнением окружающей среды). Истощение природной среды – это потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической активности. Остро стоит проблема истощения минеральных ресурсов планеты, водных ресурсов. Истощение и загрязнение природной среды ведет к разрушению экологических связей, образованию районов с деградированной природой (Арал, степи Калмыкии). Следует выделить причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды: объективные и субъективные. К объективным относят: 1. предельную способность природы к самоочищению и саморегуляции. 2. физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Вследствие этого запасы полезных ископаемых постепенно расходуются и перестают существовать. Проблема изыскания новых источников. 3. открытый характер человеческого производства по сравнению с природными процессами, проблема образования и утилизации отходов. 4. познание и использование человеком законов развития природы. Здесь имеем ввиду, что законы развития природы, определяющие последствия человеческой деятельности человек узнает через свой печальный опыт хозяйствования в природе, путем проб и ошибок. Именно через накопленный опыт хозяйствования человек видит пагубное последствие своей деятельности. Субъективные причины: 1. недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды. 2. дефекты экологического воспитания и образования, потребительское отношение к природе. Загрязнение природной среды, истощение природных ресурсов породили другую форму взаимодействия общества, и природной Среды - охрану природы. Эту форму следует рассматривать как реакцию на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. Следует отметить, что охрана появляется там, где возникает и развивается потребление природы. Какие же формы взаимодействия общества и природы получили распространение, наряду с охраной природы? Следует рассмотреть такую форму, как рациональное использование природных ресурсов, под которым понимают экономное, бережное использование источников природного сырья, ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды. В 50-60 г.г. нашего столетия проблема рационального использования перерастает в защиту и оздоровление окружающей среды. Объектами охраны природы и рационального использования природных ресурсов являются природные объекты и их ресурсы; объектом защиты окружающей среды является сам человек, его жизнь, его здоровье, генетическое будущее. 2. Причины экологического кризиса. Под экологическим кризисом подразумевается та стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией. Экологический кризис характерен для всех стран, ставших на путь развития НТП. В структуре экологического кризиса выделяют естественную и социальную части. Естественная часть свидетельствует о наступлении разрушения окружающей среды, социальная заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды. Техногенный тип экономического развития постепенно приводит к большему распространению очагов экологического кризиса по территории страны. Уже сейчас 20% территории России стали зоной проявления тех или иных кризисных экологических явлений. В пределах страны насчитывается 13 регионов с очень острой экологической ситуацией, и с каждым годом эти зоны расширяются, возникают новые кризисные участки. Тяжелая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал), аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия), рекреационных зонах побережий Черного и Азовского морей. Экологические кризисы по характеру протекания можно разделить на две группы: первая — кризисы, носящие взрывной, внезапный характер. Типичными являются промышленные катастрофы. Это и Чернобыльская авария, и взрыв на химическом комбинате в Бхопале (Индия), унесший тысячи жизней, и аварии на химических производствах в Уфе. Данные кризисы можно предсказать с той или иной долей вероятности. Но, как правило, точное время их возникновения неизвестно; вторая — «ползучие», медленные по характеру течения кризисы. Они могут протекать десятилетия, прежде чем количественные изменения перейдут в качественные. Характерными примерами являются аграрные экологические кризисы: Аральский кризис; колоссальная экологическая катастрофа в США в 1930-е годы. В США неправильная технология обработки почвы привела к огромному по масштабам развитию эрозионных процессов. В результате в течение 2—3 лет пыльные бури уничтожили плодородный слой на десятках миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. В настоящее время яркими примерами ползучего экологического кризиса являются аридизация, опустынивание огромных территорий и обезлесивание. Нерациональное ведение сельского хозяйства, вырубка лесов ведут к экологической деградации огромных территорий. Экологические кризисы порождают целый комплекс негативных последствий. Среди них можно выделить: экологические, социальные, экономические, политические. Экологический кризис в нашей стране проявил себя в 2-х аспектах: в деградации окружающей среды и кризисе государственных и общественных структур. Деградация окружающей среды проявилась в следующих аспектах: 20 % территории России находятся в районе зон экологического бедствия, сокращается жизнь и ее показатели на 8-10 лет меньше средней продолжительности жизни в развитых странах; по количеству врожденных уродов Россия имеет самые высокие показатели в мире, около 50 млн. человек в бывшем Союзе относились к числу хронически больных, либо физически неполноценных. Кризис государственных и общественных структур проявляется в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей среды; неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды и массовом неуважении эколого-правовых требований, их нарушении. Особо следует остановиться на причинах экологического кризиса в России. Следует обратить внимание на монополию государственной собственности на природные ресурсы, так как государство в одном лице осуществляет: а) эксплуатацию природных ресурсов; б) государственный контроль за охраной природы; в) меры уголовной, административной, гражданской ответственности за нарушение экологических требований. Существует тенденция расходования денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей среды. 3. Пути выхода России из экологического кризиса. Основные пути выхода России из экологического кризиса: 1. технологическое направление - создание экологически чистых технологий, внедрение безотходных, малоотходных производств, совершенствование технологических процессов. 2. развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды путем внедрения платежей за выбросы вредных веществ, введение налоговых льгот и льгот за выпуск экологически чистой продукции. 3. применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за правонарушения. 4. развитие системы экологического образования и воспитания, перестройка мышления человека. 5. международно-правовое направление, указывающее путь преодоления экологического кризиса. Существуют противоречия характерные для страны, препятствующие осуществлению всех перечисленных ранее мероприятий по оздоровлению окружающей Среды. Первое противоречие связано с глубоким экономическим кризисом, охватившим нашу страну. Экономические интересы затеняют экологические проблемы. Второе противоречие связано с отсутствием действенных экономических рычагов, воздействующих на охрану окружающей природной среды. Платежи за загрязнение окружающей среды пока себя не оправдывают, т.к. экономика пока не полностью вышла из-под контроля государства и значительная часть предприятий-загрязнителей находится в руках государства. Не устранен монополизм в производстве товаров потребления, что создает трудности с приостановлением работы предприятий за нарушение природоохранных норм. Третье направление связано с тем, что охрана окружающей среды еще не стала нравственной задачей. Нельзя производить и использовать вещество, опасное для человека и окружающей Среды, не имея технически обоснованных гарантий его утилизации и обезвреживания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.009 с.) |