Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Природопользование».

Поиск

TEMA 1

 

1. Экологизация современной науки, ее содержание и основные направления.

а) Экология как общенаучный подход к исследованию природоохранных проблем.

б) Основные направления экологии.

2. Эколого-экономическое содержание природопользования.

а) Интеграционные связи экономики и экологии.

б) Эколого-экономические отношения в современном обществе.

3. Задачи, предмет и метод природопользования

а) История возникновения и основные причины появления природопользования.

б) Место курса в системе общественных наук, связь с другими науками.

в) Предмет, объект изучения, главная задача природопользования.

г) Методологическая база.

4. Экологическое образование

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ

 

1. Экологизация современной науки, ее содержание и основные направления.

На современном этапе развития общества происходит процесс экологизации естественных и общественных наук. Экология, выходя за пределы биологии, становится межпредметной дисциплиной. Она рассматривается как общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества, исследованию разнообразных явлений в системах живая природа - неживая природа, природа - мировая экономика, природа- экономика и др.

Основными направлениями экологии являются:

биологическая экология, социальная экология, экономическая и глобальная экология. Исторически экология как наука возникла в недрах биологии и изучала совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой некоторое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества. Это биологическое направление. Общие закономерности взаимодействия общества и природы стали предметом исследования социальной экологии. На стыке экономики и экологии возникает экономическая экология, которая занимается исследованием экономических закономерностей охраны, восстановления и рационального использования только живой природы.

Человеческая деятельность создает угрозу существования всей планетарной экосистеме. Глобальная экологическая опасность обуславливает необходимость международного сотрудничества в области охраны природы. Теоретическую основу сотрудничества призвана обеспечить глобальная экология, объектом которой является взаимодействие мировой системы с биосферой в целом.

2. Эколого-зкономическое содержание природопользования.

В народном хозяйстве страны, кроме производственной и непроизводственной сфер следует выделить экологическую сферу деятельности. Особенность этой сферы заключается в направленности функционирующего в ней труда на охрану, восстановление, рационального использования ресурсов живой природы.

Современная система природопользования состоит из 2-х взаимосвязанных подсистем: материального производства, которое занимается выявлением природных ресурсов, добычей, переработкой природного сырья, использованием и утилизацией отходов; и экологической сферы, которая занимается вопросами учета, восстановления, повышения продуктивности биогеценозов, охраной природы.

Материальное производство относится к экономической сфере деятельности.

Между экономикой и природой в процессе производства возникают тесные связи по поводу использования ресурсов, эти связи находят свое выражение в формировании эколого-экономических систем разного типа.

Производственная система (предприятие, регион, народное хозяйство) неизбежно взаимодействует с окружающей средой и определяет экологические условия своего развития и трансформируется в производственно-экологическую систему.

Экологическая система, испытывая антропогенную и техногенную нагрузку общественного производства, трансформируется в эколого-производственную систему.

Само природопользование представляет единство эколого-ресурсной и экономической сторон. Ведущей здесь является экономическая сторона.

Существуют эколого-экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе природопользования по поводу установления и охраны экологических систем, в процессе добычи и переработки природного вещества. На определенном этапе развития общества экологические интересы общества сталкиваются с его экономическими интересами, возникает эколого-экономическое противоречие природопользования. Например, лесные ресурсы используются с одной стороны - как источник древесины; с другой - как объект рекреационного или средозащитного назначения.

Пути разрешения этого противоречия различны, в различных странах. В нашей стране научной основой для разрешения данного противоречия является дисциплина «Природопользование».

3. Задачи, предмет, методы природопользования.

Природопользование как наука возникла в 60-70 гг. XX столетия, исходя из осознания факта ограниченности природных ресурсов, необходимости проведения работ по природовосстановлению, наличия "техногенного" природоемкого типа развития экономики.

Базисной наукой для всех общественных наук является экономическая теория. По отношению к ней природопользование является прикладной наукой и входит в группу организационно-экономических наук.

Наиболее тесные контакты дисциплина имеет с конкретными экономическими науками: экономикой водного хозяйства, экономикой лесного хозяйства, экономикой труда, статистикой, региональной экономикой и т.д. Следует выделить тесные связи с естественными науками - экологией, геологией, почвоведением, лесоводством и т.д.

Существует связь с техническими науками, поскольку экологизация производства требует учета новейших достижений науки и техники; и географическими науками, поскольку они призваны разрабатывать проблемы регионального природопользования.

Природопользование — это теория и практика воздействия чело­вечества на природную среду в процессе ее хозяйственного использо­вания; научная дисциплина, изучающая присущими ей методами ис­пользование человеком природной среды для удовлетворения своих пот­ребностей.

В настоящее время существует два подхода к содержанию поня­тия «природопользование»:

1) как целенаправленная деятельность по обеспечению потребнос­тей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого ка­чества окружающей среды;

2) как система отношений между обществом и природой, возни­кающая в процессе их взаимодействия.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал — от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребнос­тей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы. Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оз­доровительного потенциала.

Предметом природопользования является исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов.

Объектом исследования выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.

Задача данной науки состоит в том, что она должна способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития РФ. При этом следует выделить две группы вопросов:

1. как наиболее рационально использовать природные ресурсы.

2.как предохранить окружающую среду от загрязнения и порчи.

Основные методы, используемые данной наукой для решения поставленных задач:

диалектический, исторический, системный, нормативный, экономико-математический, статистический, аналитический и т.д. В настоящее время широкое распространение имеет теория разви­тия эколого-экономических систем, т.е. интеграция (объединение) эко­номики и природы. Своим возникновением и развитием данная теория обязана как природным экосистемам, так и научно-техническому про­грессу. Первоначально шло развитие экологических систем (экосистем) как сообщества живых существ со средой своего обитания, возникшего на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей. Но в пе­риод научно-технической революции с возрастанием масштабов пре­образовательной деятельности и изменения природного равновесия, начали формироваться эколого-экономические системы.

В отличие от экосистем, которые являются замкнутыми и уравно­вешенными, эколого-экономические не имеют замкнутого характера и являются открытыми: в них поступают природные материалы, прохо­дят стадии обработки и в виде конечного продукта выходят из системы и поступают в потребление. На всех стадиях обработки из системы выбрасываются отходы, которые по своему объему превосходят объем конечного продукта. Важнейшая задача развития эколого-экономических систем — это максимальное использование природных материа­лов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нару­шает их сбалансированность и внутренние связи.

Осознание взаимосвязей в эколого-экономических системах вы­звало развитие эколого-экономического прогнозирования. Глобальными задачами данного вида прогнозирования являются оценка реального состояния системы, выявление наиболее опасных тенденций развития и разработка методов их преодоления.

         4. Экологическое образование

Образованию отводится авангардная роль в формировании совре­менного миропонимания, и экологическое образование, наряду с экономическим, информационным, гуманитарным, должно быть фундаментальной основой всей системы образования.

Экологическая культура, именно в силу своего радикального отли­чия от традиционной, не может сформироваться сама собой стихийно и постепенно, передаваясь от поколения к поколению, как это было раньше. Преемственность в данном случае не может дать нужного ре­зультата, а временем на постепенное преодоление экофобных ориентаций человечество не располагает, поскольку темпы разрушения природы давно превзошли предельные значения, свойственные биосфере, и это чревато опасностью экологической катастрофы. Формирование у людей экологической культуры следует рассматривать как важнейший  способ преодоления данной опасности, и для выполнения этой задачи  не существует более эффективного средства, чем хорошо поставленные  экологическое воспитание, просвещение и образование.

 Они, в свою очередь, также должны отличаться от традиционных видов этой деятельности и включить в себя знания о биосфере, о ведущей роли живой природы в поддержании этой планетарной системы, о путях обеспечения совместимости человека с природной средой, т.е. все то, что почти полностью отсутствовало в прежней системе воспитания и образования, но без чего дальнейшее существование  человека на Земле становится невозможным.

Человек должен в процессе воспитания и образования не только усвоить новые знания и сформировать иной способ отношения к природе, но и научиться чутко реагировать на происходящие в ней изменения, чтобы вовремя внести коррективы в свои действия и не довести экологическую ситуацию до катастрофического состояния со всеми бедственными для общества последствиями; т.е. экологическое воспитание и образование должны носить опережающий характер.

Воспитание и образование всегда были важным средст­вом формирования необходимых человеку качеств. Генетически чело­веку передаются лишь биологические основы личности и некоторые предпосылки обретения социальных качеств, однако формируются они только в процессе воспитания и образования.

 Не случайно состоявшийся в Москве в 1987 г. Международный конгресс по проблемам экологического образования и подготовки кадров в области охраны окружающей среды подтвердил и уточнил ряд принципов, содержащихся во «Всемирной стратегии охра­ны природы», принятой Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1978 г. и Всемирной хартией охраны природы (ООН, 1982 г.), сформулированных следующим образом.

1. Принцип охвата экологическим образованием всех возраст­ных, социальных и профессиональных групп населения.

2. Принцип первоочередного обучения лиц, имеющих право и возможность принимать решения в области практической деятельности.

3. Принцип непрерывности экологического образования на раз­ных этапах воспитания и обучения.

Таковы основные принципы экологического воспитания и образова­ния, обязательные для всех групп населения и всех уровней профессий. Особенно хочется подчеркнуть принцип всеобщности этого процесса и первоочередной значимости его для лиц, принимающих решения. К со­жалению, этот принцип, видимо, не всегда выдерживается.

Социальная экология представляет собой вполне самостоятельную область знания, изучающую специфические законы совместимости общества и природы в рамках единой социоприродной системы. По­этому преподавание социальной экологии должно идти не только в виде экологических аспектов во всех существующих дисциплинах, но и как самостоятельного предмета, дающего основу такого преломле­ния в различных областях знания.

Попытки преодолеть недостатки прежнего преподавания совре­менной экологии путем введения нового названия «образование для устойчивого развития» не решают проблему, а создают лишь видимость такого решения.

Пришло время со всей ответственностью отнестись к формирова­нию системы экологического воспитания и образования и прежде всего определить концептуальное ядро этой системы, которым явля­ются наиболее общие законы саморегуляции социоприродной целост­ности. Эти законы следует положить в основу экологической теории и практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.211.245 (0.009 с.)