Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система платежей за загрязнение окружающей среды в России

Поиск

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что является главной целью системы управления охраной окружающей среды?

2. Что включает в себя природоохранное законодательство?

3. Дайте определение государственной экологической экспертизы?

4. Раскройте основные принципы государственной экологической экспертизы?

 

 

Тест по теме 8

1.Управление природопользованием – это:

А) процесс воздействия на определенную совокупность элементов, с помощью которого достигается желаемый результат

Б) процесс воспроизводства определенных совокупных элементов, с помощью которых достигается желаемый результат

В) процесс управления природоохранной деятельностью

2. Экологическое законодательство РФ состоит из подсистем:

А) природоресурсного и охранительного

Б) правовой и природоохранительного

В)природоресурсного и природоохранительного

3. Горизонтальная система природоохранительного законодательства РФ:

          А) Конституция, федеральные законы, указы президента, постановления

правительства, нормативные акты

Б) нормативные акты, принятые на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации

В) Конституция, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты, нормативные акты, принятые на федеральном уровне

4. В соответствии с российским законодатель­ством в области охраны окружающей среды должностные лица и граж­дане за экологические правонарушения несут:

А) дисциплинарную, ад­министративную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую

Б) несут только предприятия — административную и гражданско-правовую

В) уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую

5. Одним из самых тяжких экологических преступлений является:

          А) суицид 

Б) экоцид

В) эцид

 

6. К экологическим правонарушителям могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

А) строгий выговор, а затем  увольнение с работы

Б) уголовное наказание

В) замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания.

7. Смерть человека вследствие экологического преступления оценивает­ся законом как…

А) неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию)

Б) легкомыслие

В) небрежность

8. В Уголовном кодексе РФ экологические преступления вы­делены

А)  в отдельную главу (гл. 26)

Б) в отдельную строку

В) в отдельный абзац в главе 26

9. Эколого-правовая ответственность:

А) не отличается от иных видов юридической ответственности

Б) является разновидностью об­щей юридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности

В) является разновидностью об­щей уголовной ответственности, но в то же время  не отличается от иных видов юридической ответственности

10. Субъектом экологических правонарушений является:

А) лицо, дос­тигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми акта­ми возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил)

Б) любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушив­шее требования экологического законодательства

В) лицо, дос­тигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми акта­ми возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушив­шее требования экологического законодательства

 

 

ТЕМА  9

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ

В 1990 г., согласно решению Государственного комитета СССР по экономической реформе, в 29 регионах (городах, областях, автономных республиках) бывшего Союза проводился широкомасштабный эконо­мический эксперимент по введению системы платежей за загрязнение воздуха, воды и складирование отходов. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение от­ходов устанавливались два вида нормативов платы:

1) за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы вы­бросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;

2) за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

 Источником платы за допустимые выбросы и сбросы являются прибыль, плата за счет сверхлимитных выбросов и сбросы — хозрасчетный доход предприятия

В настоящее время имеются базовые нормативы платы на еди­ницу массы (руб./т) по 214 наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, и 198 ингредиентам, сбрасы­ваемым в водные объекты.

Особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями, учитываются коэффициентами эколо­гической ситуации и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек.

Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно корректируются коэффи­циентом индексации, значение которого к настоящему времени вы­росло примерно в 120 раз. Это обусловлено тем, что в последние годы по сравнению с 1991—1992 гг. резко изменились экономические условия, стоимостные и ценовые пропорции, активно развивались инфляционные процессы.

Все согласование предельно допустимых нормативов негативно­го воздействия, определение лимитов осуществляются на регио­нальном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы.

Устанавливаемый на федеральном уровне коэффициент индек­саций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Фе­дерации.

Полное освобождение от платы распро­страняется на природопользователей, деятельность которых финан­сируется из бюджета любого уровня.

Частичное освобождение от платы за загрязнение распространя­ется на природопользователей, деятельность которых связана с ока­занием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяй­ства (теплоэнергетическое обеспечение, канализование бытовых стоков). В этом случае природопользователи освобождаются от пла­ты пропорционально объемам загрязнения..

В целях стимулирования природоохранной деятельности приме­няется корректировка (снижение) платы за загрязнение с учетом освоения средств природопользователем на выполнение природо­охранных мероприятий в диапазоне 0—100% размера платы, начис­ленной природопользователю за фактическое загрязнение окру­жающей среды. В среднем по России за последние годы корректи­ровка составляет 35—40% от общего размера начисленной природо-пользователям платы за загрязнение окружающей среды.

Плата за загрязнение может выступать в двух формах:

1) налоговой (сборы в рамках государственной налоговой сис­темы);

2) вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные фонды).

Опыт многих стран показывает, что в период становления эко­номических методов управления охраной окружающей среды, дос­тижения определенных экологических стандартов ее качества взи­мание платы за загрязнение во вненалоговой форме было в той или иной степени присуще большинству стран. По мере достижения определенного уровня экономического развития, стабилизации ка­чественного состояния окружающей среды осуществлялся переход в основном к налоговой форме взимания платы за загрязнение.

В России при введении в практику хозяйственной и экономиче­ской жизни принципа «загрязнитель платит» была установлена вне-налоговая форма взимания платы за загрязнение, основная часть (90%) которой поступает в государственные внебюджетные эколо­гические фонды.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей природной среды имеет ряд существенных недостатков, главный из них — низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас на­столько мала, что предприятиям стало выгоднее загрязнять окру­жающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соот­ветственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии.

Практика применения действующей системы платы показала, что основные ее недостатки состоят в следующем.

Нормативы платы за загрязнение установлены не на все за­грязняющие вещества, образующиеся на предприятиях.

Многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение явля­ется заниженной даже по тем веществам и ингредиентам, для кото­рых имеются нормативы платы.

В силу изменившихся экономических и других условий нужда­ется в уточнении нормативная база платы за загрязнение. В дейст­вующей системе платы за загрязнение недостаточно учтен фактор изменения стоимостных и ценовых пропорций в период 1992— 1998 гг. Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопос­тавимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккуму­лируемые за счет нее средства быстро обесцениваются.

Текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег, т.е. на систему платы за загрязнение оказывают влияние конкретные проблемы переходной экономики.

Системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериоло­гическое, радиационное и др.).

Действующая государственная система мониторинга выбросов становится весьма дорогостоящей и требует совершенствования.

Тем не менее применение действующего механизма определе­ния и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов. В течение 1997—1998 гг. на основе предложений и за­мечаний территориальных природоохранных органов системы Госкомэкологии России была подготовлена новая редакция Инструк­тивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, которые содержат дополнения, разъяснения и изменения.

За прошедшие годы перечень реально поступающих в окружаю­щую среду и контролируемых загрязняющих веществ значительно расширился, в связи с этим был расширен перечень загрязняющих веществ, по которым устанавливаются базовые нормативы платы.

Новые ставки базовых нормативов платы за загрязнение начали вводиться с 2000 г. Основным критерием для определения размера - платы за загрязнение при реализации ее аккумулирующей функции является размер необходимых затрат на мероприятия по охране ок­ружающей среды, обеспечивающих улучшение и стабилизацию ее качественного состояния.

Плата за сброс загрязняющих веществ с учетом токсичности сточных вод определяется умножением повышающего коэффициен­та на сумму платы за сброс, расширением перечня загрязняющих веществ, по которым устанавливаются базовые нормативы платы загрязняющих веществ, рассчитанные в соответствии с действую­щим порядком ее поингредиентного определения.

Велись работы по подготовке нормативно-методического обес­печения введения платы за радиационное, электромагнитное и шумовое негативное воздействие на окружающую среду. Однако указанные разработки не были доведены до заключительной стадии подготовки и утверждения нормативно-методических документов.

В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги.

Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели. В дальнейшем следует вве­сти плату на охрану и восстановление ассимиляционного потенциа­ла территории, а остальные платежи превратить в налоги. Экологи­ческий налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стан­дарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответст­венно, в ее цену. В этом случае за загрязнение природной среды платит потребитель и загрязнитель. Потребитель платит за выброс (сброс) загрязняющих веществ в пределах стандарта, т.е. за то ко­личество загрязнений, которого нельзя избежать при внедрении лучшей из имеющейся в мировой практике техники и технологии.

Это позволит стимулировать внедрение в практику новых эко­логически чистых технологий и видов производств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.239 (0.009 с.)