Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий

Поиск

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит отличие природных условий от природных ресурсов?

2. Могут ли природные условия быть одновременно и природными ресурсами? Почему?

3. По каким признакам природные ресурсы могут объединяться в группы?

4. На каких примерах можно показать, что природные ресурсы оказывают влияние на развитие общественного производства?

5. Что включает в себя эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала?

6. На какие группы делятся природные ресурсы?

 

Тест по теме 3

1. Природными ресурсами называют …

1. Благоприятные природные условия облегчают хозяйственную деятельность, неблагоприятные

2. тела и силы природы, ее качества, которые на данном уровне развития производительных сил определяют жизнедеятельность общества, хотя непосредственно и не участвуют в деятельности людей

3. тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы людьми

2. По какому признаку проклассифоцированны следующие природные ресурсы: энергетические, атмосферные, газовые, водные, климатические?

1. Скорость исчерпания

2. Источники и место положения

3. Темпы экономического восполнения

3. На что влияет степень доступности природных ресурсов?

1. на уровень производительности труда

2. на уровень материального производства

3. на уровень экономического развития

4. Кто сформулировал ос­новные принципы рационального соотношения экономических инте­ресов человека с экологическими требованиями к чистой и здоровой среде обитания?

1. П.М. Нестеров

2. Н.И. Вернадский

3. Б.Коммонер

5.На чем специализируется север европейской территории, Урал, Сибирь, Дальний Восток

1. на вывозке лесных ресурсов

2. на добыче цветных металлов

3. переработке цветных металлов

6. По природным свойствам ресурсы не могут быть

1. минерально-сырьевые

2. земельные

3. климатичес­кие

7. Как называется природные ресурсы, которые выделяются по признаку принадлежности ресурса к определенному элементу природы

1. Природные

2. Народнохозяйственные

3. Экологические

8. Какие функции не выполняют леса

1. промышленное значение

2. антропогенное

3. защитное

9. На что в большей степени влияет природно-ресурсный потенциал

1. на территориальное разделение труда

2. рыночную специализацию

3. на территориальное разделение труда и рыночную специализацию

10. Что не является ос­новные принципы рационального соотношения экономических инте­ресов человека с экологическими требованиями к чистой и здоровой среде обитания                                       по мнению Б.Коммонера?

1. все связано со всем 

2. один вид энергии преобразуется в другой

3. природа знает лучше          

 

ТЕМА 4

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ.

 

В условиях становления рыночных отношений обозначились дру­гие подходы к природопользованию. С введением экономических ме­тодов природу выгоднее охранять, чем ее загрязнять. Охрана окружа­ющей природной среды только тогда даст ожидаемый эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма.

Основными задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

- совершенствование финансирования природоохранных меропри­ятий;

- планирование природоохранных мероприятий;

- определение лимитов использования природных ресурсов, выбро­сов, сбросов и размещения отходов в окружающей среде;

- установление нормативов платы и платежей за загрязнение и раз­рушение окружающей природной среды;

- предоставление налоговых, кредитных и других льгот при осущес­твлении эффективных мер по охране окружающей среды;

- возмещение ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения.

Для повышения эффективности мероприятий по охране природы ее сохранности разработана система платежей за загрязнение окружа­ющей среды. С целью улучшения природопользования определяется экономическая эффективность природоохранных мероприятий, кото­рая выражается через предотвращенный экономический ущерб от за­грязнений окружающей природной среды.

Под экономическим ущербом понимается стоимостная оценка потерь и дополнительных затрат населения, отраслей хозяйства, здраво­охранения и др., которые возникают в результате повышенной заболе­ваемости людей, снижения их работоспособности, ухудшения условий труда и жизни, снижения продуктивности природных ресурсов, уско­ренного износа основных фондов и т.д. Экономический ущерб суммируется из отдельных видов ущерба в пределах загрязненной зоны. По времени действия ущерб подразделяется на текущий (фактический), т.е. существующий в настоящее время, и прогнозный, т.е. урон, который проявится в будущем.

В качестве меры эффективности природоохранного мероприятия вводится понятие предотвращенного ущерба—разность между возможным и фактическим ущербом. Расчет и прогнозирование величины эко­номического ущерба дает возможность получить информацию для раз­работки тактики и стратегии в области охраны окружающей среды, поэтому очень важно как можно точнее определить ущерб.

Экономическая оценка экологического ущерба, причиняемо­го выбросами загрязнений в атмосферный воздух определяется по фор­муле:

Y = γ · К · σ · ƒ · М,

где Y — ущерб (млн руб./год);

γ — множитель, численное значение которого равно 2,4 (руб./усл. т.);

К — коэффициент инфляции (безразмерный);

σ — показатель относительной опасности загрязнения атмосфер­ного воздуха над территориями различных типов (безразмер­ный);

ƒ — коэффициент рассеяния примеси в атмосферу (безразмерный);

М — приведенная масса годового выброса загрязнений из источника с учетом относительной токсичности (усл. т/год), рассчи­танная по формуле:

M = Ai · mi,

где N — общее число примесей, выбрасываемых в атмосферу;

Аiпоказатель относительной токсичности i-го вещества, усл. т/т.;

miмасса годового выброса i-го вещества в атмосферу, т/год.

С помощью коэффициента токсичности Аi учитывается то, что от разных источников выбросов выделяются вещества, имеющие различ­ные ПДК и наносящие неодинаковый экологический ущерб.

Принципы экологического нормирования и расчет ущерба от загрязнения окружающей среды лежат в основе экономического меха­низма регулирования охраны окружающей среды. Еще сравнительно недавно экологическая политика России определялась только федераль­ными органами и финансировалась из государственного бюджета. Ре­гиональные органы власти финансировали природоохранные мероп­риятия в очень малых размерах. С введением экономических инстру­ментов регулирования и управления экологическим развитием роль региональных органов власти повышается.

На региональные органы власти возлагается ответственность за экологическое состояние региона, в т.ч. они обязаны и финансировать природоохранные мероприятия (за исключением федеральных эколо­гических программ). В условиях становления регулируемого рынка в России особенно важно изучение и использование зарубежного опыта по законодательному и экономическому инструментарию экологичес­кого регулирования развития экономики.

Экономическую эффективность определяют часто как соотноше­ние затрат и эффекта, который отражает стоимостный прирост вы­год в результате реализации проекта. В нашей стране в теоретических исследованиях и в конкретной практике широко использовались раз­личные методики определения экономической эффективности капиталь­ных вложений, в том числе и в природоохранные мероприятия. Основные принципы этих методик разработаны академиком Т.С. Хачатуровым. В качестве затрат был взят показатель капитальных вложений, который сопоставлялся с эффектом от этих затрат. Полученный в результате ко­эффициент сопоставлялся с нормативным коэффициентом, на основе чего делался вывод об эффективности проекта.

Следует различать эффект и эффективность. Широко распростра­ненная фраза: «Наш проект дает огромный эффект (прибыль, выго­ду), поэтому будем его реализовывать», — является абсолютно некор­ректной. Очевидно, что необходимо сопоставлять потенциальный эффект с вызвавшими его затратами, т.е. считать эффективность. По­лучение большого эффекта может потребовать огромных затрат, что сделает проект экономически неэффективным.

К сожалению, смешение понятий затрат, выгод, прибыли, эффек­та, эффективности, их неправильные расчеты, недоучет фактора вре­мени встречаются в экономической практике довольно часто, что приводит к принятию неправильных экономических решений. Ярким примером в этой области может служить гигантская программа оро­шения и осушения земель в 1970-е и 1980-е годы в СССР. Капиталь­ные вложения в нее были сопоставимы с общей суммой вложений в пищевую и легкую промышленность. Однако неправильный расчет эффекта привел к ошибочному выводу об эффективности глобальных мелиорации. На самом деле полученный эффект оказался минималь­ным, огромные деньги были потрачены неэффективно. Не учитывал­ся также огромный экологический ущерб от глобальных мелиорации (в том числе гибель Аральского моря, засоление черноземов), что еще сильнее уменьшило получаемые выгоды.

Как уже отмечалось, определение цены и оценка природных ре­сурсов являются необходимым, но сложным в экономическом плане делом. Адекватный учет цены/оценки природных ресурсов в проекте; получаемых в результате реализации проекта выгод, издержек и ущербов существенно влияет на решение о степени эффективности проекта. Соотношение в неявном виде включает в себя экологи­ческую информацию в виде экологических выгод и экологических затрат.

Таким образом, в идеале проведение макроэкономических меро­приятий должно давать экологический эффект (или быть по крайней мере экологически нейтральным). Следовательно, нужна эколого-непротиворечивая макроэкономическая политика, при которой достига­ется так называемый «двойной выигрыш» — и экономический, и эко­логический. К сожалению, на практике это случается далеко не все­гда и проведение большинства эколого-экономических мероприятий бывает вынужденным и компенсирующим по отношению к основным экономическим мероприятиям. Одна из важных целей экономики природопользования состоит в исследовании взаимосвязей между макроэкономической политикой и ее экологическим воздействием, нахождении и обосновании общеэкономических мероприятий, даю­щих наряду с экономическим эффектом и экологический выигрыш. Например, для России в этой области приоритетна структурная перестройка. При разработке экономических программ необходимо преду­сматривать их потенциальное воздействие на среду и закладывать в такие программы пакет соответствующих превентивных и компенси­рующих природоохранных мероприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.120 (0.009 с.)