Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок на тему «Выполнение декоративного портрета».

Поиск

Цели: научиться выполнению декоративного портрета.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить с основными законами перспективы, цвета и света, учитывающимися при работе над декоративным портретом, обучить применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы.

2. Развивающие: развивать творческие способности, чувство цвета и формы, эстетический вкус.

3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к искусству, аккуратность в работе.

Материалы и инструменты:

  • наглядное пособие (репродукции картин известных художников, работы учащихся);

 

 

  • бумага формата А2;
  • краски (гуашь);
  • кисти;
  • другие материалы (карандаши, ластики).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. Сообщение новых знаний. (15мин.)

Портрет в изобразительном искусстве – это изображение какого-либо человека или группы реально существовавших или существующий людей. На портрете изображается внешний облик человека, особым мастерством отличаются портреты, на которых изображено не просто лицо, но характерные для данного человека черты, его характер. Всеобщая тема портрета – индивидуальная жизнь человека, характерная только для него форма бытия. Не важно, сколько человек изображено на портрете – один, два или десять – каждый из них обладает относительной автономией. На портрете могут звучать несколько тем, но каждая из них обладает индивидуальностью, самостоятельностью. Если темы теряют это качество, портрет выходит за рамки своего жанра и становится жанровой композицией.

Кроме темы, портрет имеет общий сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание. В таком состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и предметных связей со стороны их значения, смысла, важнейших вопросов человеческого существования. Сознание погружается само в себя. Человек внутри себя преисполнен поэзии и фантазии, глубокого погружения в размышления, в свой внутренний мир. 

На портретах люди, как правило, молчат, иначе это может нарушить состояние размышления. Для портрета характерен одушевлённый покой, выражение какого-либо состояния, но без активного действия.

Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание различных, присущих ему характеристик – социальный статус, национальность, возраст, религиозные и нравственные убеждения, характер и т.д.

Замечено, что модель на портрете не смеются и не вызывают смех. Портрет серьёзен. Даже если модель улыбается. Портрет опускает случайное, мимолётное, присущее человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. Существует связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьёзностью. Духовный аспект – главное в портрете.

Композиционная форма портрета очень специфична. Композиция портрета всегда строится так, что в фокусе зрительного восприятия оказывается лицо изображаемого человека. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определённую трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению и т.п.

Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведётся на трёх уровнях – коммуникативном, эстетическом и композиционном. Эстетическая форма может быть только совершенной, гармоничной; композиционная – технически обеспечить реализацию эстетической и коммуникативной формы. Коммуникативной составляющей портрета является изображение. Основная черта изображения – сходство с изображаемой моделью, не тождество, а сходство, человек должен быть узнаваем. Это необходимое условие для целей портрета.

Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность автора. Портрет – «автопртретен». Художник, выражая облик модели, постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Благодаря этому модель на портрете выглядит живой. Живость модели на портрете также входит в число необходимых черт, составляющих портрет. Поскольку портрет всегда в чём-то похож на автора, он чем-то не похож на модель. И похожесть, и непохожесть одинаково важны.

Для чего создается портрет, каково его жизненное назначение?

Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора). Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.

В итоге можно дать следующее определение жанра портрета в его классическом виде: портрет раскрывает с позиций эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения внешнего облика человека (композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза), выражающего рефлексивно-медитативное состояние модели и автора.

Работа над портретом в декоративной живописи

В декоративном портрете должен быть использован опыт работы над декоративным натюрмортом. Но этот опыт не может быть полностью перенесён в работу над портретом, поскольку предмет изображения совершенно разный и имеет целый ряд особенностей. Прежде всего, в портрете нет такого широкого поля для манёвра цветовыми компонентами, только если модель не представлена в яркой одежде или парадном костюме, или модель или обстановка не содержит любую достаточно насыщенную цветовую гамму. Другим важным обстоятельством, ограничивающим свободу действий, является сам объект изображения. У всех людей лица состоят из одинаковых черт – нос, рот, глаза, уши, овал лица. Важно, что каждый человек имеет индивидуальные особенности в строении лица: большие или маленькие глаза, широкий или узкий рот и т.д. Правильное изображение всех индивидуальных черт на декоративном портрете зависит от рисовальной подготовки ученика. В декоративном решении особенности лица и фигуры модели рассматриваются как элементы тонально пространственной трактовки всего изображения в целом (включая фон).

Здесь нам снова поможет творчество Анри Матисса, а также художника, известного своими декоративными портретами – Амадео Модильяни. Все его работы очень похожи одна на другую авторским способом стилизации – вытянутые лица и фигуры, глаза написаны одним цветом (без белков, радужек и зрачков) или содержащие элементы текста. С другой стороны, мы можем заметить в них индивидуальные особенности моделей, похожесть с ней. При всей условности портретов живописец блестяще передавал индивидуальные черты и отражал внутренний мир моделей. Несмотря на общие черты, обусловленные особым стилем художника (близко посаженные глаза, словно выточенные из камня носы, удлиненные лица и шеи), каждый портрет его кисти сохраняет неуловимую индивидуальность и явное сходство с изображённым человеком. Почти все свои портреты Модильяни писал за один сеанс.

Например, «Портрет Жана Кокто». На портрете изображён безупречно одетый элегантный французский поэт, художник, драматург и кинорежиссёр. В работе есть что-то от кубизма: застывшая фигура изображена в фас, голова при этом слегка повёрнута слегка влево, а нос изображён в профиль. Создавая этот портрет, Модильяни экспериментировал с собственным стилем, усугубив естественную худобу своего друга. Он намеренно ещё больше удлинил части его тела и акцентировать угловатость лица. Однако при всей условности, с которой написано произведение, живописец блестяще передал индивидуальные черты и внутренний аристократизм модели, показав его настоящим денди.

Другим примером яркого декоративного таланта Амадео Модильяни может послужить «Портрет госпожи ванн Мейден», созданный в 1917, отличает особая выразительность и плавность линий. Колорит произведения решён в холодных голубовато-синих тонах, на фоне которых тёплый цвет тела модели смотрится необычайно «живым» и трепетным. Пронзительно голубые глаза молодой женщины привлекают внимание зрителя к её очаровательному и одухотворённому лицу.

III. Знакомство с новым видом работы. (7 мин.)

Рассмотрим натуру. Какие у натурщицы (натурщика) пропорции лица, какие глаза, нос, губы и т.д. Подумайте, как можно стилизовать лицо и фигуру, как выразительно показать формы?

IV. Формирование новых умений и навыков. (15 мин.)

Теперь сделаем эскизы ваших будущих работ. Ученики берут небольшие листы бумаги, и делает несколько эскизов простым карандашом. Затем учитель вместе с учеником (в индивидуальном порядке) выбирает наиболее удачный.

V. Применение полученных навыков. (55 мин.)

Ученики принимаются за работу. Переносят эскиз на большой формат, затем продолжают работу красками.

Учитель проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять.

Во время работы можно включить негромкую музыку.

VI. Поведение итогов и оценка выполненной работы. (2 мин.)

К окончанию урока проводится коллективное обсуждение работ. Отмечаются ошибки и недочёты, выбирается лучшая работа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе были рассмотрены теоретические основы изучения декоративной живописи в изобразительном искусстве, исторические этапы её развития.

Помимо истории развития декоративной живописи, были рассмотрены различные методы и приемы, применяемые при обучении использования основных законов и правил, применяемых при создании декоративного образа. Результатом работы над дипломом явилось создание методических рекомендаций по проведению занятий по декоративной живописи на уроках живописи в ДХШ.

Практической частью дипломной работы является серия декоративных работ «Вариации в стиле модерн».

В ходе дипломной работы была подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи и достигнута цель исследования. Это исследование позволило расширить представления о целях, задачах и содержании декоративной живописи, определить оптимальные формы, методы и педагогические условия развития творческих способностей школьников на занятиях в детской художественной школе.

Работа над дипломным проектом в полной мере отражает все знания, полученные за время обучения в университете, а так же навыки работы в технике акриловой живописи, изучавшейся самостоятельно. В заключении можно сказать, что исследованный мною материал может быть использованным в образовательном процессе детских художественных школ, а именно на уроках живописи, а теоретический материал может использоваться на уроках истории искусств, как дополнительный материал на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах, а так же могут быть полезными для студентов художественно-графического факультета на занятиях по живописи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.012 с.)