Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок на тему «Декоративная живопись. Сложный натюрморт».

Поиск

Цели: научиться писать декоративный натюрморт.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить с основными законами перспективы, цвета и света, учитывающимися при работе над декоративным натюрмортом, обучить применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы.

2. Развивающие: развивать творческие способности, чувство цвета и формы, эстетический вкус.

3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к искусству, аккуратность в работе.

Материалы и инструменты:

  • наглядное пособие (репродукции картин известных художников, работы учащихся);

 

 

  • бумага формата А2;
  • краски (гуашь);
  • кисти;
  • другие материалы (карандаши, ластики).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. Сообщение новых знаний. (25мин.)

Наиболее значимым в декоративной живописи является композиционный приём «стилизация». Стилизация как приём композиции наиболее используемый приём во всех областях декоративно-прикладной деятельности, в том числе в орнаменте, а также в декоративной живописи. Стилизация основана на полной переработке формы предмета с целью выявления функциональных или самых выразительных качеств. Например, сложная объёмная форма цветка становится симметричным плоским изображением розетки. Такое изображение может быть применено в различных видах прикладного искусства: нарисовано от руки, с помощью чертёжных инструментов, вырезано на дереве, выковано из металла и т.д.  

Разумеется, при такой обработке реального предмета, многие природные качества могут быть потеряны. Зато изображение будет более выразительным. Зритель, воспринимая такое изображение, не остаётся пассивным: он улавливает природное происхождение формы и представляет, каким был предмет до его художественное обработки, таким образом активизируется его воображение.

Следует помнить, что стилизация не родственна, а противоположна имитации – иллюзорной копии предмета, его поверхности, окраски и т.д. Некоторые отделочные строительные материалы имитируют фактуру другого материала, полностью сохраняя его внешний вид. Стилизованные же вещи только напоминают, взятый за основу для стилизации, предмет. Например, светильники в форме цветов, морских раковин или кристаллов.

Стилизация, кроме изменения природной формы, также может значить использование сложившегося стиля в архитектуре и искусстве: античном, готическом, стилем Возрождения, барокко, классицизм, модерн и т.д. В таком случае говорят «стилизованная под что-то мебель», имея виду что в декоре предмета были использованы приёмы декора предметов в соответствующую эпоху развития искусства. Однако изделие не копирует старинный предмет, а призван воспроизводить образ времени.

В современном дизайне и декоре, особенно интерьера и одежды, широко использует так называемую «эклектику» для создания сложного художественного образа. Под термином «эклектика» понимается свободное смешение различных стилей, призванное объединить иногда даже очень далёкие эпохи. Возможно, эта тенденция возникла как реакция на массовое обезличивание, массовое производство одинаковых вещей. Большую роль сыграло смешение культур, путешествия, средства связи, доступность информации.

С точки зрения художественного процесса стилизация выглядит так. В основу берётся какой-либо реальный объект, представляющий эстетический интерес, например, цветок, птица, животное и т.д. В процессе создания выразительного образа цветка или птицы сначала выделяются те детали формы предмета, которые составляют суть представления человека о данном объекте, самое главное в предмете.

Далее форма обобщается, то есть упрощается, удаляются второстепенные детали. Упрощение формы подчиняется выделенной схеме. Даже если сильно упростить предмет, зритель будет способен узнать, взятый за основу предмет, правда, если чётко сохранена пластическая схема. 

Особый интерес представляет стилизация в разработке объектов технической эстетики, например, в бытовой технике. В таком случае стилизация применяется не только для создания эстетического образа утилитарного предмета, но главным образом для нахождения удобной, рациональной формы. Чаще всего такие формы связаны с бионическими характеристиками формы.

Теперь перейдём непосредственно к заданию.

Работа над декоративным натюрмортом.

1. Для начала, в работе над натюрмортом ученик должен ясно представлять, что в основе любого декоративного изображения лежат общие для всех видов искусства закономерности. Декоративная живопись требует особенно владения тоном и формой, умения в построении сложных цветовых эффектов, как в академической живописи.

2. Необходимо иметь полное представление обо всём диапазоне принципов декоративных решений.

3. В декоративной живописи возрастает значение элементов композиционного построения. В связи с этим разработке эскизов натюрморта должно быть уделено большое значение.

4. Разработка активных по своему строю цветовых систем, в которых используются выразительные цветовые и тоновые отношения и контрасты. Построение колорита на определённой цветовой гамме, например, гамме оттенков одного цвета – важнейшая проблема.

5. Проблема изображения пространства в декоративной живописи. Здесь существует две довольно противоречивые тенденции. С одной стороны, для решения декоративных задач идеально подходит плоскостное изображение пространства, так как только в плоскостном решении можно максимально использовать основной элемент декоративного изображения – цветовое пятно. С другой стороны, любая предметная среда, представляющаяся объектом изображения, несёт в себе довольно много пространственных характеристик. Именно это создаёт основные сложности для создания эффекта плоскостности. В плоскостном изображении пространство присутствует только условно, вот почему форма в декоративной живописи решается условными средствами. Ключевая задача декоративного изображения – трактовка формы. В первую очередь должны быть найдены все способы трактовки отдельных форм и пространства в целом.

6. Другая важная проблема декоративной живописи, особенно для натюрморта, – это проблема организации орнаментальной среды. Орнамента является одним из важнейших средств создания декоративной среды. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Он может играть роль контрастного элемента, своеобразного акцента в системе живописных средств натюрморта. В большом количестве орнамент может стать основой структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора. Ярким примером могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

III. Знакомство с новым видом работы. (7 мин.)

Рассмотрим новый натюрморт. Что мы видим? (дети перечисляют предметы, которые они видят в постановке). Подумайте, как можно стилизовать эти предметы, как выразительно показать формы предметов?

IV. Формирование новых умений и навыков. (15 мин.)

Теперь сделаем эскизы ваших будущих работ. Ученики берут небольшие листы бумаги, и делает несколько эскизов простым карандашом. Затем учитель вместе с учеником (в индивидуальном порядке) выбирает наиболее удачный.

V. Применение полученных навыков. (55 мин.)

Ученики принимаются за работу. Переносят эскиз на большой формат, затем продолжают работу красками.

Учитель проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять.

Во время работы можно включить негромкую музыку.

VI. Поведение итогов и оценка выполненной работы. (2 мин.)

К окончанию урока проводится коллективное обсуждение работ. Отмечаются ошибки и недочёты, выбирается лучшая работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.59.146 (0.01 с.)