Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Декоративная живопись в истории мирового искусстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 1. Декоративная живопись в истории мирового искусства 1.1 Понятие декоративная живопись. Стиль модерн. Декоративная живопись Декоративность, декорация, декоративная живопись, декорировать – все эти слова происходят от латинского «decoro», что значит «украшаю». И правда, основной задачей декоративной живописи является украшение предмета, здания, интерьера, то есть она напрямую связана с произведениями архитектуры и прикладного искусства. Именно эта основная черта декоративной живописи определяет сюжет, технику исполнения. В отношении архитектуры обычно применяют термин «монументальная живопись», это значит, что это огромные, неразрывно связанные с архитектурным объектом, изображения. Декоративную живопись можно считать началом всех видов живописи. Первые наскальные изображения, появившиеся в эпоху палеолита и служившие для украшения жилища, были схематичными, упрощёнными, стилизованными, что является другой неотъемлемой чертой декоративной живописи. Временем расцвета декоративной живописи можно считать эпоху античности, когда каждый предмет быта и почти каждая стена и даже полы были украшены каким-либо орнаментом, рисунком, мозаикой. Современная декоративная живопись, это не только орнаменты на тарелках, но и удивительные произведения декоративно-прикладного искусства, росписи интерьеров, украшение фасадов домов, картины. Сейчас существует огромное разнообразие материалов, техник, которые дают возможность реализовать самые различные и оригинальные идеи. Декоративность – это совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и организационную роль произведений пластических искусств в окружающей предметной среде. Художественные приёмы, определяющие декоративность произведения искусства, разнообразны и особенны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративного изображения играют декор (орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, цветовых пятен, их интенсивность, выразительность красочного мазка и др. Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументальны, связанным с архитектурным пространством, внешним и внутренним. В этом случае декоративность играет скорее второстепенную роль, подчиняясь общему замыслу, сюжету изображения и общей идеей самого пространства, для которого предназначено произведение искусства. В изобразительном искусстве композиция декоративного произведения считается полноценной, при условии сбалансированности содержательного и декоративного начала. Одним из ярких примеров такой сбалансированной декоративной живописи являются росписи критских дворцов и храмов. Древняя декоративная живопись очень стилизована, напоминает орнамент, её формы упрощены и канонизированы, фигуры расположены в ряд и подчинены ритмам и структурным направлениям – вертикали, диагонали и горизонтали. Родственна декоративной живописи работа примитивистов. Красота картин примитивистов достигнута по средствам отказа от простого копирования натуры. Природные формы передаются в упрощённом, плоскостном виде, изображение плоскостное, цвета локальные. Классическими примерами декоративной живописи могут служить иконы, фрески, мозаики и витражи. Декоративная живопись – это способ изображения реальных предметов путём выявления самых выразительных особенностей средствами колорита и пластическими приёмами, связанными с обобщённостью, стилизацией, упрощением, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от множества подробностей, превращая поверхность картины в симбиоз цветовых пятен – символы или знаки. Любая композиция строится, следуя разнообразным закономерностям, а декоративная композиция нуждается в них особенно. Над такими закономерностями работали художники-педагоги Ю. Герчук, К. Даглдиян, Ю. Жегин, Л. Молчанов, Р. Паранюшкин, Н. Ростовцев, Е. Шорохов и др. Каждый автор относит разные приёмы, законы, правила и признаки, на которые опирается художественно-смысловая идея, сюжет. Г. Панксенов в своей книге «Живопись форма, цвет, изображение» выделяет формальные средства композиции: пропорции и формат, композиционный масштаб, метрометрические построения, контраст, нюанс и феномен цвета, которые в свою очередь основываются на психологии зрительного восприятия. Р. Паранюшкин к приемам и средствам композиции относит группировку, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, композиционные оси, цвет, фактуру. Ю. Герчук добавил бы ко всему этому вертикаль, горизонталь, симметрию, покой, движение. Кроме основных законов и приёмов композиции, декоративная живопись опирается на присущие только ей признаки: узорчатость (цветовые и тоновые соотношения), условное посторенние пространства (взаимодействие ритмов, контрастов), орнаментальность, стилизация. Первый признак – узорчатость. Она воспринимается как соотношение форм светлых и тёмных пятен. Особую роль играет выразительность силуэта, красота контуров и линий фигур. Важной частью красочной поверхности чистого цвета в декоративной живописи является фактура, которая может передать разнообразие выразительных черт визуального мира, передаваемого на картине. Важно правильно определять колорит изображения, так как цветовые решения часто связаны с традициями, национальными архетипами. Следующий признак декоративности – это условность. Условность – это способ обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный отклик зрителей. Цель условности – передача в наиболее выразительной форме главное, выявить смысл, вложив в его наиболее экспрессивное выражение. Во всех композициях присутствует художественное пространство в той или иной форме. А вот воспринимается это пространство по-разному, это сложный психический процесс, поэтому различны способы наиболее выразительной передачи пространства. В одних случаях художники применяют обратную перспективу для большей выразительности. В декоративной живописи в основном используется условно-плоскостное пространство византийского, древнерусского и восточного искусства – это сфера «малой глубины» пространства картины. Этот способ изображения пространства в декоративной живописи рассматривается не как оптическая иллюзия трёхмерного пространства, а как выразительное средство для передачи цветовых масс, форм и объёмов на плоскости картины. В таком случае пространственные отношения между предметами в реальности могут почти полностью игнорироваться. Натюрморт, например, может изображаться не в глубину, а вверх, таким образом, задний план окажется не за, а над передним. В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция – это организация построения формы, её каркас. Конструктивный рисунок создаётся с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных и дугообразных структур, определяя композиционную схему произведения, которая потом обретает содержательность. Достижение выразительности в декоративной живописи связано с тоновыми и цветовыми контрастами, контрастами величин, выразительностью фактур и материалов, объёмов и плоскостей, ритмической организацией форм, линий, деформацией – изменением пространства и формы предметов в изобразительном искусстве. Декоративную живопись можно сравнить с орнаментом, где обязательна связь элементов между собой не только там, где она необходима, в повторяющихся частях, но и в узоре цветовых пятен, свободно заполняющих плоскость. Стилизация – это процесс подчинения формы внешним условиям, задачам художника, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Существует множество различных способов стилизации. Максимальное обобщение формы и её окружения способны превратить вполне обычный предмет в символ, изображая суть предмета, а не сам предмет. Стилизация позволяет менять форму, разделяя её на отдельные детали, а затем конструируя из них новое изображение, не всегда используя все детали, а только часть их. Важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение изображаемых форм и фона, потому как именно они важны при стилизации. Каждое из перечисленных выразительных средств в декоративной композиции имеет своеобразие. Выразительное декоративное живописное изображение может иметь следующие особенности: 1. Изменение пропорций предметов и пространственных отношений между ними, нарушение перспективы или полное её отсутствие. 2. Изменение формы предмета через усиление наиболее выразительного характерного в предмете, совмещение обобщённых и детализированных образов, потому что один объект лучше виден, контрастируя с другим. 3. Частично или полностью отказ от объёмного изображения формы предметов (сочетание объёма и плоскости, или силуэтное изображение). Один и тот же объект может изображаться под разным углом. 4. Поиск новых колористических отношений: декоративно-экспрессивных возможностей цвета, использование активных сочетаний цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие контура. 5. Орнаментация плоскости и предметов, пространство приближается к плоскостному, все части, детали объекта сплетаются в единый орнаментальный узор. 6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, то есть способ изображения предметов с предварительным разложением их на простейшие части, изображая внутреннюю структуру предмета. Декоративность живописного изображения определяется грамотным распределением по поверхности живописного изображения больших и малых пятен, их светотеневой и цветовой исходной точкой, правильным использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих плоскость. Так с помощью выразительных средств живописи эстетическое изображение человеческого чувства, реального объекта, или отношения человека к предмету, несмотря на условность, декоративная живопись повествует о природе, людях, истории, в ней зашифрован смысл и живые образы, иногда их можно легко распознать, а иногда нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.01 с.) |