Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические разработки занятий по декоративной живописи.

Поиск

Термин «декоративная живопись» происходит от латинского «decoro», что означает «украшаю». Действительно, ее основное предназначение – украшать здания или предметы, то есть она напрямую связана с архитектурой или произведениями прикладного искусства, неотъемлема от них физически и тематически. Именно эта ее особенность определяет как сюжет картины, так и технику исполнения.

В первом из двух случаев чаще всего используют термин «монументальная живопись», тем самым как бы подчеркивая размеры подобных произведений. Именно декоративная живопись, без сомнения, была праматерью современного изобразительного искусства во всем его многообразии направлений и техник исполнения. Первые наскальные рисунки, то есть, по сути, украшения жилища, относят к периоду палеолита; для того, чтобы сделать изображения животных и людей более яркими, наши предки придумали краски из глины, копоти и т.д. Период расцвета декоративной живописи пришелся на эпоху античности, когда широкое распространение получил живописный орнамент и мозаики, в том числе и с кусочками стекла.

Современная декоративная живопись во всем своем многообразии форм, техник, материалов и стилей исполнения поражает воображение. Сегодня украсить свое жилище можно бесчисленным количеством способов, способных удовлетворить любую фантазию и вкус.

Картины, выполненные с использованием стилизации более сложны для понимания, несмотря на то, что изображаемые предметы выглядят они упрощёнными. Очень важно научить детей не только правильному реалистичному изображению предметов, но и умению упрощать, стилизовать реальные предметы, чтобы добиться большей выразительности образа.

Декоративная живопись вызывает большой интерес у учащихся, поэтому ей уделяется особое место в процессе обучения. Во время занятий по декоративной живописи ребята, кроме длительных работ, выполняют быстрые зарисовки с натуры, а также эскизы. Такой порядок работы способствует развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности предметов, помогает понять пространственные отношения, изучить особенности цвета и т.д. Очень большое значение в данном случае имеют форма и цвет. Надо, чтобы дети отдавали себе полный отчет в том, как лучше стилизовать предмет, что сделает его более выразительным, наиболее узнаваемым, или наоборот, заставит зрителя подумать над тем, что именно он видит. В первом случае нужно лишь упростить форму предмета, удалить все декоративные элементы, что сделает его максимально понятным и узнаваемым.

Во втором случае следует наоборот усложнить форму, исказить её, или придать предмету такой цвет, которым он совсем не может обладать, либо создать неповторимое окружение, в котором предмет в реальности не существует.

Важно обращать внимание на колорит и общую динамику линий, что придает различный эмоциональный строй работе, выражающийся в динамичности очертаний предметов и правильном восприятии того или иного колорита. В связи с этим целесообразно нарисовать два изображения, предположим, одного и того же предмета с плавными или резкими очертаниями, в тёплом и холодной колорите.

Задачи изображения пространства в декоративном натюрморте, например, должны решаться в соответствии с целесообразностью, общей задумкой, выбранным приёмом стилизации. Более легким заданием является изображение предметов, стоящих на драпировке, то есть общий приём стилизации и для предметов, и для окружения. Более трудным заданием является авторское оригинальное расположение предметов, и с использованием драпировок, и без них. Здесь полезно предложить ученикам использовать нейтральный фон для динамичного расположения предметов, или для изображения ярких предметов. Если же изображаемые предметы предполагают быть мягких оттенков, следует использовать интенсивный фон, сказочный, фэнтезийный. При этом ученики должны сами определять плановость, сознательно решать, что будет у них на первом плане, что на втором и т. д.  При этом важно помнить, что декоративная живопись часто бывает плоскостной, то есть плановость существует только номинально. Это может зависеть от задумки автора, а так же от свойств самих предметов. С другой стороны, если плановость всё же существует в работе, она может быть решена совершенно по-разному, то есть первый план может быть обобщённым и мягким по цвету, а задний – наоборот проработанным и ярким. Но чаще сохраняют реальную плановость.

Таким образом, учитель должен координировать работу учащихся, указывая на явные ошибки в построении перспективы или светотеневой передачи. Для этого можно сидеть вместе с учениками и рисовать то же, что и они, так, чтобы они видели, как учитель начинает работу, как распределяет планы и т.д.

Выбор материалов, как правило, ничем не отличается от обычного урока живописи. Могут применяться как гуашь, так и акварель и графические техники. Однако с акварелью и графикой работать сложнее, нужно больше стилизовать предметы, делать их подходящими для выбранной техники, тогда как в гуаши довольно легко написать декоративный натюрморт, затрачивая минимум усилий и получая максимум результата.

Так как уроки по декоративной живописи почти ничем не отличаются от остальных уроков, приведём примеры конспектов уроков на темы «Декоративная живопись. Основные понятия», «Декоративная живопись. Сложный натюрморт (4-6 предметов, 3-4 драпировки)», «Выполнение декоративного портрета».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.009 с.)