Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Ход работы над серией «вариации в стиле модерн».

Поиск

1.2 Альфонс Муха

Альфонс Мария Муха (1860-1939) – один из самых известных представителей модерна. Огромную популярность художнику принесли декоративные работы: рекламные плакаты, афиши спектаклей и панно с изображением прекрасных женщин. Однако сам мастер не считал себя декоратором: он грезил о создании грандиозного живописного цикла, способного возродить национальный дух чешского народа и сплотить воедино всех славян, разбросанных по миру. Муха был убеждённым панславистом, верившим в великое будущее объединённых славянских народов. Делом всей своей жизни он считал «Славянскую эпопею», над которой работал в течение восемнадцати лет и которая вопреки его надеждам долго не находила признания на родине. После смерти художника его самобытное творчество надолго было предано забвению, поскольку оно не отвечало идеалам пришедшей коммунистической эпохи.

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном чешском городке Иванчице (недалеко от Брно). Родители его не могли похвастаться благородным происхождением – предки отца возводили виноградники, отец матери работал на мельнице. С детства Альфонс хорошо пел и рисовал (в 1871 он стал хористом в соборе Святого Петра в Брно). Мать мальчика довольно рано умерла, и отец воспитывал детей один. Муха-старший сделал всё, чтобы его дети получили хорошее образование. Альфонс до семнадцати лет учился в Славянской гимназии в Брно, после чего его отец письменно обратился в Пражскую Академию художеств с просьбой принять туда сына, отправив на рассмотрение несколько его рисунков. Однако в обратном письме был отказ. Альфонсу пришлось устроиться мелким писарем в городской суд. Свободное время он проводил в театре, играя на сцене или оформляя спектакли.

В девятнадцать лет Альфонс устроился в венскую фирму по производству театральных декораций и подрабатывал, рисуя портреты зажиточных горожан, а также расписывая стены особняков.

В 1881 после пожара в венском Рингтеатре, уничтожившем мастерскую, молодой человек уехал в город Микулов (Моравия). Здесь он оформлял интерьеры замка богатого графа Куэн-Беласси, потом декорировал его парадную резиденцию под Веной.

В 1885 Куэн-Беласси, видя несравненный талант юноши, выступил в роли его мецената и покровителя и отправил Альфонса учиться в Мюнхенскую академию изящных искусств. Там Муха был зачислен сразу на третий курс. Проучившись два года в Мюнхене, Альфонс уехал в Париж в академию Жюльена, также оплаченную графом.

Парижский период.

В Париж Муха приехал в 1887 и сразу снял мастерскую. Художник познакомился с Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном и целиком отдался искусству. Через два года граф сообщил своему протеже, что больше не может помогать ему материально из-за возникших финансовых трудностей. Муха остался без средств и так и не завершил своего образования. Он принялся за создание плакатов и афиш, приносивших скромный доход. Так продолжалось пят лет. Муха стал заниматься книжной графикой и иллюстрацией. Одним из больших заказов было оформление многотонного издания «Истории Германии».

Однако настоящего успеха Муха добился в искусстве театральной афиши – и получилось это почти случайно.

В самом конце 1894 Мухе предложили сделать плакат к новой постановке театра «Ренессанс» — «Жисмонде». Главную роль играла знаменитая Сара Бернар, которая и заказала афишу одной парижской типографии. Её владелец обратился к Мухе, тот согласился (Афиша к постановке пьесы В. Сарду «Жисмонда»).

Художник, посетив спектакль, нашёл игру Сары Бернар, да и её саму, великолепной и довольно быстро выполнил работу. Парижская публика была восхищена афишей, её аккуратно отрывали со стен и уносили домой. Сара Бернар заказала дополнительный тираж и пожелала познакомиться лично с молодым художником, столь удачно запечатлевшим её в роли. Актриса заключила с ним контракт на шесть лет, по которому он создавал плакаты, декорации и костюмы к спектаклям. Благодаря протекции Бернар Муха стал главным декоратором театра (афиши к «Гамлету», «Даме с камелиями», «Медее», «Лорензаччо»).

Благодаря сотрудничеству с театром Муха приобрёл небывалый успех, обзавёлся собственной мастерской, стал появляться в свете.

Художник трудился в технике литографии. Он выработал свой неповторимый стиль: главной героиней любого произведения выступала обольстительная славянская красавица с открытым лицом и роскошными волосами. Женщина-загадка, мечта, квинтэссенция женственности. Эти идеальные образы часто были собирательными: Муха сначала фотографировал несколько натурщиц, а потом в каждой находил какую-то идеальную черту, и из таких черт собиралась очередная нереальная красавица.

Женщина в работах Мухи – всегда загадка, мечта. Это эфемерное создание, сотканное из фантазий художника и окружённое облаком цветов. Она всегда сказочно прекрасна и недоступна. Муха любил один тип женщин – славянок – и не уставал прославлять его в своих работах. Представительницы прекрасного пола в понятии художника подобны цветам: они столь же чудесны, каждая имеет свой характер, свой неповторимый тип красоты, каждая обещает любовь и наслаждение, но и любит каждая так, как дано любить только ей. Женщина, по мнению Мухи воплощает всё прекрасное, что существует на земле, даже и само искусство, которому художник служил на протяжении всей своей жизни.

В 1895 мастер примкнул к символистам «Салона ста», главной задачей участников которого было сделать художественные произведения доступными простым людям.

Находясь на пике славы, мастер создавал циклы тематических работ, в которых пленительные женские образы олицетворяли природные явления: времена суток, времена года, драгоценные камни, цветы и небесные светила. Огромный спрос на произведения Мухи вынуждал его иногда повторяться. Глядя на некоторые работы Мухи, нетрудно понять, почему позже, в эпоху правления в Чехословакии коммунистов, искусство художника сочли декадентским: оно изображает праздно-ленивых чувственных барышень, не участвующих в строительстве светлого будущего, не несущих каких бы то ни было воспитательных идей и лишь развращающих представителей сильного пола.

В июне 1897 прошла первая персональная выставка работ Мухи в Париже, для которой по заказу «Салона ста» художник сделал афишу. После такие выставки прошли в Лондоне, Праге и Вене. Они пользовались большой популярностью у публики, а сам художник стал признанным мастером модерна. Муха стал едва ли не воплощением модерна.

Талант Мухи-декоратора был очень востребован. Его работы были даже в домах простых людей, отпечатанные на этикетках различных бытовых товаров и продуктов питания: шоколада, сигаретной бумаги, печенья, шампанского, пива, спичек и туалетного мыла. И это нравилось мастеру, поскольку он считал и бедняков тоже достойными созерцать красоту. Также он выполнял оформление меню ресторанов и календарей.

Прекрасный художник-декоративист Альфонс Муха оставил после себя не только рекламные плакаты и коробки печенья. Его излюбленной техникой была литография, однако он работал и маслом, иллюстрировал книги, создавал скульптуры, оформлял интерьеры и придумывал дизайн ювелирных украшений. Его талант был многогранным, как и стиль эпохи – модерн.

Американский период.

В 1903 Муха познакомился со своей будущей женой. Мария Хитилова была чешкой по происхождению, переехавшей в Париж. Она сама стала инициатором знакомства, увидев его однажды в театре и влюбившись. Через три года сорокапятилетний Муха женился на двадцатипятилетней Марии, которая была рядом с ним до конца его дней. Супруги переехали в Прагу. Полуобнажённых прелестниц муха больше не писал, жена стала воплощением всех его надежд и желаний.

В 1906 по предложению о сотрудничестве семья прославленного живописца уехала в Соединённые Штаты, где Муха был хорошо известен и почитаем как величайший художник-декоратор. Он занимался преподавательской деятельностью в Художественном университете Чикаго, работал декоратором в Немецком театре в Нью-Йорке.

В Америке в 1909 на свет появилась дочь Мухи, которую назвали Ярославой. Летом того же года семья вернулась в Прагу. Муха ещё дважды ездил в Штаты писать портреты многочисленных заказчиков. Однако, несмотря на успех и финансовую стабильность, художник решил окончательно переселиться на родину.

Мастер не хотел довольствоваться званием декоратора. Он жил идеей создания совершенно иного произведения, не похожего на то, что он делал раньше. Делом всей жизни, своей миссией он считал воплощение идеи панславизма – объединения славян, связанных общими культурными и этническими корнями.

Возвращение на родину.

В 1909 художник познакомился с крупным промышленником и масоном Чарльзом Ричардом Крейном (во время написания портрета его дочери). Крейн и сам интересовался славянским вопросом, несколько раз бывал в России и собрал коллекцию русского искусства. Промышленник согласился профинансировать «Славянскую эпопею».

В 1911 художник выполнил плакат для Хора моравских учителей, существовавшего в Брно.

В Чехии Муха приступил к воплощению своей славянской идеи. Он арендовал помещение в средневековом замке Збирог и стал работать. Збирог – один из старейших замков Чехии – служил местом заседания масонской ложи. Художник любил его, тем более что сам был масоном – и не последним в иерархической лестнице братства. Он прожил здесь с 1912 по 1928. В Большом зале замка мастер и создал свои огромные (некоторые 6*9 метров) полотна «Славянской эпопеи».

Серия насчитывает двадцать работ. Для того чтобы получить полное представление об исторических путях наших общих предков, художнику необходимо было обратиться к России. Панславизм связывал с нашей страной большие надежды, поскольку именно в ней преобладало славянское население, культурные обычаи которого меньше всего вобрали в себя чужие этнические элементы. Кроме того военная мощь России позволяла некоторым панславистам строить планы объединения под её властью.

Муха в России

Весной 1914 года Альфонс Муха отправляется в Россию, чтобы собрать материал для картин «Славянской эпопеи». Художник побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где он посещал галереи, соборы и церкви.

Выбор года посещения России был не случаен. В 1913 годы праздновалось трёхсотлетие дома Романовых. В Петербурге Муха встречался с людьми, которые помнили отмену крепостного права 1861 года. Во время поездки художник много рисовал и фотографировал.

Во время своего пребывание в Москве Муха посетил Третьяковскую галерею и оставил там восторженный отзыв. Он считал, что в России на рубеже веков проснулся исконно русский дух и написал, что русское искусство сейчас глубоко символично. В Петербурге же Муху порадовало большое количество афиш и плакатов, выполненных в похожей на него манере. 

«Славянская эпопея».

Работа над циклом была завершена в 1928 году. Для афиши выставки «Славянская эпопея» художник выбрал лист традиционного вертикального формата, на котором представлена девушка в белом платье с венком цветов на голове, задумчиво перебирающая струны. За неё виден трёхликий каменный идол единого для всех славянских народов древнего божества.

Муха торжественно подарил серию Праге. Но критика и публика приняли работы довольно холодно. Славянский пафос не пришёлся ко двору, а манера исполнения монументальных работ оказалась устаревшей и неактуальной для реалий нового века. По иронии судьбы Прага не смогла оценить дар художника, которому он отдал почти двадцать лет своей жизни. Не нашлось подходящего помещения для экспозиции. В 1933 полотна свернули, а потом и вовсе вывезли из столицы в замок в городе Моравски-Крумлов, на обозрение публики они были выставлены лишь через тридцать лет.

Служение родине.

После окончания Первой мировой войны в 1918 Австрийская империя распалась, в результате чего на политической карте мира образовалось несколько новых государств.

Освобождению чешского народа от гнёта Австрийской империи посвящён холст «Франция целует Богемию».

Чехословакия была провозглашена отдельной республикой, для которой требовалось разработать государственную символику. Муха был самым известным чешским художником, и именно ему правительство поручило создание дизайна купюр чехословацких крон и почтовых марок. Также он разработал один из эскизов государственного герба. Денежные купюры, созданные Мухой, были очень популярны в стране благодаря своей утончённой красоте и читаемой в них вере автора в светлое будущее республики.

Поздние работы автора в масляной технике приближаются к серьёзному академизму. В них он размышлял о судьбах людей и своей собственной («Судьба», «Женщина в степи», «Женщина с горящей свечёй»).

Муха продолжал оформлять интерьеры, создавая внутреннее убранство пражских отелей в стиле модерн. В 1931 он также выполнил эскиз витража для одной из капелл готического собора Святого Вита в Праге.

В 1936 в Париже прошла ретроспективная выставка работ Мухи. Но его искусство перестало быть актуальным для современной действительности. Замысловатый и лёгкий модерн декоративных работ мастера тал восприниматься как пережиток прошлого. Прошла эпоха великих империй, и вместе с ней ушёл и последний большой стиль европейского искусства. Новый век социальных потрясений не терпел буржуазной рафинированности героинь Мухи. Динамизм современности выражался в нарождении новых форм искусства, стремительно появляющихся и исчезающих. Патриотические произведения мастера оказались непонятыми и ненужными. Муха тяжело переживал равнодушие, в подчас и негативное отношение к нему на родине.

Весной 1939 Прага была захвачена солдатами Гитлера. Альфонс Муха, известный националист, боровшийся за независимость своей родины, был арестован. Кроме национализма он обвинялся в масонстве, искореняемом Гитлером. После одного из допросов художник заболел пневмонией и 14 июля 1939 умер, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия.

Память.

В то время когда Чехия находилась в немецкой оккупации, работы Мухи были запрещены. После освобождения от захватчиков в Чехословакии был установлен коммунистический режим, вследствие чего произведения художника, признанные декадентскими, также оказались под запретом. И лишь после «бархатной революции» 1989, в результате которой произошло падение коммунистического режима, имя живописца стало выходить из забвения.

Этому немало поспособствовали старания детей Мухи. Его дочь Ярослава (1909-1986) выбрала профессию художника и стала реставратором. Она спасла для потомков полотна «Славянской эпопеи». Сын Иржи (1915-1991) стал писателем и биографом знаменитого родителя. В 1951 он был арестован коммунистическим правительством Чехословакии по подозрению в шпионаже. Выйдя из тюрьмы, Иржи Муха посвятил себя литературе и популяризации искусства отца. Он был женат дважды, имел внебрачную дочь Ярмилу Плоцкову, которая родилась в 1950 в Праге.

Ярмила Плоцкова-Муха окончила Академию изящных искусств. С 1988 она создаёт украшения и дизайнерские вещи по эскизам деда, представленным в сборнике «Декоративные документы». Так искусство Альфонса Мухи продолжает жить в работах его внучки.

Кроме того, в Праге есть музей Альфонса Мухи, в Моравском Крумлове экспонируется «Славянская эпопея» и выставка, посвящённая ранним годам его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в родном городе художника Иванчице. Произведения Мухи входят в собрания многих крупных музеев мира, в том числе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В настоящее время разрабатываются планы для строительства отдельного здания для экспозиции «Славянской эпопеи» в парке Стромовка в Праге.

В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.014 с.)