Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Методологические рекомендации по проведению занятий по декоративной живописи в детской художественной школе.

Поиск

Фригг

Фригг (др.-сканд. Frigg, др.-в.-нем. Frija «возлюбленная») — в германо-скандинавской мифологии жена Одина, верховная богиня.Она – покровительница любви, брака, домашнего очага, деторождения. Она является провидицей, ей известна судьба любого человека, но она ни с кем не делится своим знанием.

Сыновья Фригг и Одина: Бальдр, Хёд, Хермод.

Фригг живёт в Фенсалире (болотный чертог, иногда переводится как водный или океанический). Её помощники — сестра и служанка Фулла, посланница Гна и Глин — защитница людей. Не вполне известно, являются они самостоятельными личностями или это просто воплощения Фригг.

Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами. В некоторых источниках Фригг именуют Елена, что значит «огонь».

В честь богини назван астероид (77) Фригга, открытый в 1862 году.

Свадьба Фригг и Одина вызвала всеобщую радость в Асгарде, где эту богиню все очень любили, так что в последующие годы стало обычаем отмечать годовщину их свадьбы пиром и песнями, а богиню провозгласили покровительницей брака. За ее здравие, так же как за здравие Одина и Тора, всегда провозглашался тост во время свадебных пиров.

Фригг была богиней атмосферы и облаков, поэтому её в соответствии с переменчивым настроением погоды изображали либо в белоснежной, либо в тёмной одежде. Так как она была королевой богов, её единственной дозволялось восседать на престоле Хлидскьяльв рядом со своим супругом. Оттуда она могла видеть весь мир. В соответствием с верованиями древних скандинавов, Фригг имела дар видеть будущее, но она никому не рассказывает то, что знает.

Обычно Фригг представляют высокой, красивой и статной женщиной, украшенной убором из перьев цапли, символом молчания. Она облачена в белоснежные одежды, с золотым поясом на талии, на котором висит связка ключей (отличительная черта домохозяйки). Часто являясь рядом со своим мужем, Фригг предпочитает жить в своём чертоге – Фенсалире, дворце тумана и моря, где она без устали вращает колесо украшенного драгоценными камнями прядильного станка, с которого вьётся золотая нить или длинные полотна облаков. Станок Фригг ярко сверкает на ночном небе, известный жителям Северной Европы как Прялка Фригг, а жителям юга как Пояс Ориона.

В свой чертог эта богиня приглашала только тех мужей и жен, которые вели добродетельную жизнь на земле, что бы после смерти они могли наслаждаться обществом друг друга и никогда больше не разлучались.

Фригг была богиней супружеской и материнской любви, и ей в первую очередь поклонялись влюбленные супружеские пары и любящие, нежные родители. Уединение не являлось ее единственной целью, она любила одеваться и появлялась перед собравшимися богами в пышном наряде с богатыми украшениями.

Один, хотя был богом ума и мудрости, иногда не мог сравняться со своей женой Фригг, которая, пользуясь своими женскими хитростями, могла добиться своего своими средствами.

Фулла (Фолла)

В свите Фригг было несколько очень примечательных служанок, некоторые считались её воплощениями. Одной из них была сестра Фригг – Фулла. Ей верховная богиня доверяла свой ларец с драгоценностями. Фулла следила также за гардеробом Фригг, одной из её привилегий было одевать на Фригг золотые туфли и сопровождать её. Будучи её родственницей, Фулла часто советовала Фригг, как лучше помочь смертным, молящим богиню о помощи. Фулла была очень красивой девушкой с золотыми волосами, свободно ниспадающими на плечи и поддерживавшимися золотым ободком или повязкой. Её волосы символизировали золотые колосья, а ободок – полоску, которой перевязывали снопы.

Хлин

Другая служанка – Хлин, была богиней утешения. Её Фригг посылала утешить израненные горем сердца. Она также слушала молитвы смертных, сообщала о них своей госпоже и советовала ей время от времени, как наилучшим образом ответить на них.

Гна

Гна была гонцом Фригг, её посылали с поручениями. Верхом на своём быстроногом коне Ховварпнире (выбрасывающий копыта) Гна могла проехать сквозь огонь и по воздуху, над землёй и морем, олицетворяя лёгкий ветер. Она наблюдала за тем, что происходит на земле и рассказывала своей госпоже.

Гевьон

Ещё одной служанкой Фригг была Гевьон. Под её покровительство попадали люди, умершие в безбрачии. Она принимала их и делала навеки счастливыми.

Эйр, Вар, Вер и Снотра

Самой лучшей врачевательницей была другая помощница Фригг – Эйр. Она собирала лекарственные травы со всей земли и лечила ими раны и болезни, а также учила женщин этой науке, потому что только женщины в Древней Скандинавии имели право заниматься лечением.

Вар слушала все даваемые людьми клятвы и наказывала клятвопреступников, а также награждала тех, кто сдерживал данное слово. Затем шли Вер (вера – сведущая), знавшая всё, что происходило в мире, и Снотра – богиня добродетели, которая владела всеми знаниями.

Имея таких удивительных помощниц, Фригг считалась самой главной и сильной богиней, однако, несмотря на одно из главнейших мест, занимаемых ею в религиозных культах, в её честь не было построено ни одного храма и не было ни одного места поклонения ей, практически не существовало отдельных, обращённых именно к Фригг молитв. К ней и к Одину обращались, как правило, одновременно.

Фрэйя

Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии она считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис, диса ванов, или как Ванабрида.

Когда она прибыла в Асгард, боги были так очарованы ее красотой и грацией, что даровали ей чертог Фолькванг и большую палату Сессрумнир (многоскамейная), где, как они уверили ее, она сможет принять много гостей.

Несмотря на то, что Фрейя была богиней любви, она могла быть не только ласковой и нежной. Древние скандинавы полагали, что она любила и войну, и под именем Вальфрейя, во главе валькирий мчалась на поля сражений, выбирая лучших павших воинов, чтобы отвезти половину из них в свой чертог вечного удовольствия – Фолькванг, а другую в небесный чертог Один - Вальхаллу. Поэтому Фрейю часто изображали в кольчуге или шлеме, со щитом и копьём в руках, а нижняя часть её тела была покрыта обычной женской юбкой.

Кроме павших воинов в славный чертог Фрейя отправляла их девушек и жён, чтобы те наслаждались компанией своих возлюбленных и мужей после смерти. Радость и удовлетворение, царившие в чертоге были настолько заманчивы, что женщины Древней Скандинавии наряду с мужчинами стремились на поле битвы, после того, как их любимые пали, надеясь встретиться с ними после смерти. Часто она бросались на мечи или шли на погребальный костёр, где их заживо сжигали вместе с возлюбленными.

Так как Фрейя была богиней любви, к ней, соответственно, обращались влюблённые, чтобы она им помогла. Существовал даже обычай сочинять в честь богини песни и исполнять их на всех праздниках.

Златовласая и голубоглазая Фрейя, иногда считавшаяся олицетворением земли, вышла замуж за Ода, символ летнего солнца, которого она горячо любила и от которого родила двух дочерей Хнос и Герсеми. Эти девушки были настолько прекрасны, что все красивые и драгоценные вещи называли их именами.

У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола, и золотое ожерелье Брисингамен, которое она получила, проведя ночь с четырьмя гномами.

Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи или ее слезами, бабочку же называли курицей Фрейи. Предполагали, что богиня была очень привязана к феям и любила наблюдать за тем, как они танцуют при свете луны. Для них она оставляла самые ароматные цветы и сладкий нектар. Од, муж Фрейи, олицетворял солнце, был, кроме того, символом страсти или опьяняющего удовольствия, приносимого любовью. Именно поэтому, полагали древние скандинавы, его жена была так несчастна без него.

Хель

В скандинавской мифологии Хель – хозяйка подземного мира мёртвых – Нифльхейма. Хель – одно из трёх хтонических чудовищ, рождённых великаншей Ангрбодой от бога лжи и коварства Локи. Наиболее известен миф о том, как Хермод, сын Одина, отправился в Нифльхейм, чтобы просить Хель отпустить его умершего брата, самого прекрасного и любимого богами, Бальдра. 

В Нифльхейме, подземном царстве, Хель – полновластная хозяйка, и даже Один не может ей указывать, что делать, а потому не смог вызволить любимого сына Бальдра из её владений. Её братья, также рождённые Ангрбодой – огромный волк Фенрир, пленённый богами, и мировой змей Ёрмунганд, не уступают ей в омерзительности и злобе. По одной из версий, владения свирепой Хель были заимствованы христианами для создания образа ада. Вечный холод, болезни, голод и страдания Нифльхейма находились в контрасте с бесконечным удовольствием и весельем павших воинов в чертоге Одина – Вальхалле.

По одним источникам Хель изображалась с одной половиной тела белой, как смерть, а другой – чёрной. По другой версии одна половина её тела была цвета мяса, то есть красной, а другая иссиня-чёрной. Существует также изображение Хель с головой и телом живой женщины, а ногами трупа, покрытыми трупными пятнами и язвами. Подданные Хель, все, то умер от старости или болезни, а также бесславно павшие в бою, безмолвно и покорно служили своей повелительнице.

Упоминания в мифологии. Хель упоминается в Старшей и Младшей Эдде, относящихся к XIII веку. Кроме того, строки о ней есть в сагах IX—X веков. Обычно считается, что о ней говорится также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика.

В Старшей Эдде

В Старшей Эдде упоминания о Хель содержатся в нескольких песнях. В частности, в «Прорицании вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира; однако о самой богине практически ничего не сказано, если не считать пространных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть». Существует также выражение «башмаки Хель» – это такие специальные туфли, которые надевали на мертвецов. В Младшей Эдде

Младшая Эдда, написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хель от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и верховный бог отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.  Там же пиведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Кроме того, Хель упоминается как одна из противниц асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда на корабле Нагльфар, сделанном из ногтей мертвецов, ведомого Локи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.01 с.)