Вопрос о количестве концептов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о количестве концептов



Если А.Вежбицкая фундаментальными для русской культуры считает всего три концепта («Судьба», «Тоска» и «Воля»), то Ю.С.Степанов полагает, что их число достигает четырех-пяти десятков. Это «Вечность», «Закон», «Беззаконие», «Слово», «Любовь», «Вера» и др. Концептуальная система опирается на существование этих первичных концептов, из которых развиваются все остальные. Духовная культура народа также складывается из операций с этими концептами. Наблюдения показывают, что число концептов превышает несколько сот, а определение точного круга национальных концептов – задача неразрешимая.

Национальный концепт может быть определен как самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью.

Пантеон национальных «героев» и «негероев» (Обломов, Дядя Степа, Баба-Яга), воплощенных в национальных концептах, задают определенную ценностную парадигму и те модели поведения, которым рекомендуется или запрещается следовать. Каждый такой герой – ядро фрейма-структуры.

Следовательно, язык связывает людей в нацию/этнос через концепты.

 

Классификация концептов

1) С т.з. тематики:

- эмоциональная,

- образовательная,

- текстовая и др. концептосферы.

2) По своим носителям:

- индивидуальные,

- микрогрупповые,

- макрогрупповые,

- национальные,

- цивилизационные,

- общечеловеческие концептосферы.

3) Функционирующие в том или ином виде дискурса:

- педагогическом,

- религиозном,

- политическом,

- медицинском и др.

Сам дискурс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в сознании носителей языка.

 

Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концепта обеспечивает язык. Различные подходы к выделению простейших концептов:

1) в качестве простейших следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях.

2) простейшие концепты - в семантических признаках, обнаруженных в ходе компонентного анализа лексики.

3) анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа некто, нечто, вещь, место в исследования А.Вежбицкой), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка.

4) Компромиссная точка зрения: часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами.

 

Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, т.е. первичных, концептов, из которых затем развиваются все остальные. Концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификациям. Они представляют собой реализуемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Например, такой признак, как «красный», с одной стороны, интерпретируется как признак цвета, а с другой стороны, дробится путем указания на его интенсивность (алый, пурпурный, багряный, транспарантный, темно-красный…) и обогащается другими характеристиками. Кроме того, сама возможность интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих концептов беспрестанно подвергаются изменениям. «Так как люди постоянно познают новые вещи в этом мире и поскольку мир постоянно меняется, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям» (Л.В.Барсалоу). Поэтому основная единица передачи и хранения такого знания должна быть тоже достаточно гибкой и подвижной.

Т.о., концепт – это «понятие, погруженное в культуру» (по Н.Д.Арутюновой и В.Н.Телия). Он обладает эмотивностью, коннотациями, аксиологичен по своей природе, имеет «имя»/»имена» в языке. Предметом поисков в когнитивной лингвистике являются наиболее существенные для построения всей концептуальной системы концепты – те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. К таким концептам относятся ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЧЕСЛО, ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, СВОБОДА, ВОЛЯ, ИСТИНА, ЗНАНИЯ и под.


 

Л. 13. Грамматика (17 мар 22)

    Термин грамматика обозначает и науку (раздел языкознания), и объект науки (грамматический строй, существующий в каждом языке).

    Грамматический строй понимается в широком смысле как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры. Либо в узком смысле – совокупность правил построения:

    1) лексических единиц (слов и их форм) из морфем,

    2) связанных высказываний и их частей из ЛЕ, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли.

    Все эти правила построения всякий раз прямо или косвенно соотнесены с какими-либо чертами передаваемого содержания. Например, в рус.яз. употребление / неупотребление возвратной частицы отчётливо отражает различия в значении глагола: МЫТЬ – МЫТЬСЯ; выбор согласованного определения при существительном свидетельствует, какого пола субъект: УМНАЯ/ЫЙ САША. В общем грамматические правила входят в общую систему соответствия между планом содержания и планом выражения языка, т.е. между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых ЯЕ. Поэтому правила построения высказываний являются одновременно и планом понимания выражаемых смыслов.

    Одна из главных особенностей грамматики – её отвлечённость, или абстрактность (проще объяснить лексическое значение, чем грамматическое значение). Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическим значением (ГЗ).

 

    А.А.Потебня, «Из записок по русской грамматике»:

    «Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержаниями многих других».

    Т.о., ГЗ (данного слова или его отдельной формы) – это заключённое в знаменательном слове указание на те или иные «общие разряды», т.е. на определённые грамматические категории. Напр., в рус.яз. слово «тёплая»: ГЗ – указание на ж.р., ед.ч., И.п. В любой словоформе - ГЗ признака, которое характерно для имени прилагательного. Т.о., грамматика занимается грамматическими значениями.

 

    А.А.Потебня:

    Лексическое значение (ЛЗ) – это заключённое в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т.е. только данному слову, в отличие от всех других слов.

    Как правило, ЛЗ остаётся одним и тем же во всех грамматических формах слов. Искл.: «дома» - наречие (где?) / сущ. ед. Р.п.

    ЛЗ принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом. Исследованием ЛЗ, индивидуально присущего каждому знаменательному слову, занимается лексикология и лексическая семасиология.

 

    Грамматика и лексика во всех языках составляют единство. Лексика называет понятия, а грамматика выражает отношения между этими понятиями. Напр., в рус.яз. «хороший» - положительная степень проявления признака, «лучший» - превосходная степень. Выражение одной грамматической категории в двух словах. Однако грамматические значение (ГЗ) представляется не только в отдельных словах и их формах, но в большей мере на уровне предложения, и если на уровне слова ГЗ выражается, как правило, посредством морфем или же чередований, ударения, то на уровне словосочетания и предложения это порядок следования слов, интонация, служебные слова (это средства, которые обслуживают всё предложение в целом). Т.о., грамматические средства (способы), применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих ГЗ. Своеобразие ГЗ заключается в том, что они, в отличие от ЛЗ, выражаются не прямо, а попутно, дополнительно. Они сопутствуют ЛЗ: ПОДАРОК ДРУГ-А, ПОДАРОК ДРУГ-У; ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК ДВЕСТИ.

 

    Человек передаёт свою мысль не бесформенной массой элементов, а словами, которые находятся друг с другом не только в смысловой связи, но и в грамматической зависимости. Грамматика языка устанавливает общие законы связи слов в предложении: ИДТИ, УНИВЕРСИТЕТ, КНИГИ. (за книгами? с книгами? без книг?)

    Чтобы выразить мысль, нужно знать не только значение слов, но также знать, в какие грамматические связи они вступают друг с другом. В этом случае наша мысль как бы облекается в определённую форму. Грамматика выступает в языке как на уровне слов, так и на уровне словосочетаний, предложений.

 

    Осознание грамматики – уже в античности, как «служанка текста», прикладная часть при содержании. 3-2 вв. до н.э. – учение о частях речи, о грамматических категориях. В средние века грамматика их статуса искусства оформления текста перешла в часть науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.007 с.)