Л. 10. Лингвистическая концепция Н. Хомского (Ч.2, 04 мар 22) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. 10. Лингвистическая концепция Н. Хомского (Ч.2, 04 мар 22)



    Такое ограничение оставляет за пределами лингвистического анализа многое. Поимом действительно «несущественных условий» исключается и весь социальный контекст того или иного высказывания. За пределами лингвистики оказывается вся социолингвистика (наука об использовании языка в обществе). Но хотя различение компетенций и употребления несколько напоминает противопоставление языка и речи у Соссюра, всё же компетенция шире, чем язык в соссюровском смысле. У Соссюра язык – множество единиц и отношений между ними, а компетенция, кроме этого, ещё и система способов порождения речи. Соссюр рассматривает язык отвлечённо от человека и от его психики, а теория Н. Хомского, по его словам, «занимается обнаружением психической реальности, лежащей в основе языкового поведения». Он считал, что именно этим традиционная наука о языке занималась и раньше, но занималась не систематично и не полно.

 

    Универсальная грамматика

    «Язык и мышление» - вторая книга Н. Хомского, здесь он прямо определяет лингвистику как особую ветвь психологии познания.

    Высоко оценил наследие Гумбольдта. Говорил, что Гумбольдт гениален в своей идее о творческом характере языка (ср. у Хомского: язык — это структура, порождающая речь). Согласен с идеей о том, что «говорящий использует бесконечным образом конечные средства».

    «Грамматику Пор-Рояля» называет значительной общей теорией. У авторов «Грамматики...» отмечает представление о единой мыслительной основе всех языков мира. Эту основу назвал глубинной структурой, противопоставив ей поверхностные структуры, наблюдаемые в конкретных языках.

    По мнению Хомского, его непосредственные предшественники изучали лишь поверхностные структуры, а проблему глубинной структуры игнорировали. Возвращаясь к фразе «Невидимый бог создал видимый мир», Хомский говорит, что три заключённых в ней суждения, которые выделяют авторы «Грамматики...», и есть глубинные мыслительные структуры, которые на поверхностном уровне сливаются в единое предложение. По Хомскому, при порождении высказываний глубинная структура преобразуется в поверхностную посредством некоторых мыслительных операций, поэтому и грамматика языка должна содержать систему правил перехода от глубинных структур к поверхностным. Глубинные единицы связаны со значением, поверхностные – со звучанием, и именно в этом смысле «каждый язык может рассматриваться как определённое отношение между звуком и значением».

    Задача синтаксиса – исчисление всех глубинных и поверхностных структур, установление всех глубинных и поверхностных структур, установление соответствий между ними. Конечным результатом исследований, ведущихся в рамках генеративной грамматики, по замыслу её основателя должен стать ответ на вопрос о том, каким образом человек усваивает язык. Поэтому можно сказать, что генеративная грамматика – это не теория языка, а теория усвоения языка. Актуальность этого вопроса была связана с тем, что способность человека владеть языком рассматривалась Хомским как одна из особенностей человеческого мозга, отличающая человека как биологический вид. Понять, каким образом человек усваивает язык, означало по Хомскому пролить свет на один из аспектов устройства человеческого сознания.

 

    Теория Хомского возникает в противовес дескриптивной лингвистике, которая испытала сильное влияние бихевиоризма (как философско-психологического течения). Важнейшая особенность бихевиоризма состояла в отказе даже от самой попытки ответа на вопрос об устройстве человеческого сознания. Утверждалось, что исследование человека как разумного индивида должно сводиться к изучению его поведения в среде, результатом которого должна была стать обобщённая модель этого поведения, не затрагивающая механизмов человеческого мозга. Поскольку эти механизмы не наблюдаемы, их изучение считалось принципиально невозможным и должно было уступить место скрупулёзному анализу лишь тех сторон человеческой личности, которые даны в непосредственном наблюдении. Применительно к лингвистике целью может быть лишь систематизация данных о языковом поведении человека, т.е. о произносимых человеком высказываниях без попыток даже выдвинуть гипотезу о том, как устроен «отдел» человеческого мозга, ответственный за языковое поведение.

    В противовес бихевиористской позиции Хомский сформулировал исследовательскую программу, имеющую целью объяснить способность человека к владению языком.

 

    Отправные наблюдения Хомского

    1) Множество грамматически правильных предложений на любом естественном языке бесконечно, поэтому овладение языком не может быть сведено к простому запоминанию всех правильных предложений на этом языке (как и грамматика языка не может быть описанием всех засвидетельствованных предложений на этом языке, сколь бы велика ни была их подборка, она заведомо будет включать не все допустимые на этом языке предложения).

    2) Ребёнок достаточно быстро овладевает грамматикой родного языка, т.е. становится способным отличать грамматически правильные предложения на этом языке от неправильных.

    Очевидно противоречие между этими наблюдениями, которое пытается разрушить Хомский.

       Усвоение грамматики ребёнком – к 5 годам, накопление – к 25 годам.

       Человек слышал в жизни не все возможные словосочетания, но всё равно может определить, является ли конкретное словосочетание верным грамматически или нет, например, «комнат десять» - верное, «комнат миллион» - нет.

       Понимание переносных значений основано на интуиции, которая присуща только человеку (на ней же основан креатив). Налимов: «спонтанность сознания». У ИИ нет сознания.

    По Хомскому, запреты на неправильное построение предложений связаны с внутренней структурой языка. Рассматривая язык в отрыве от человеческого сознания, лингвистическая теория может предложить самые разнообразные объяснения этому запрету. Хомского интересовало, каким образом «наивный» носитель языка, не владеющий лингвистической теорией, способен верно идентифицировать эти запреты.

       Языковой опыт ограничен, но овладение происходит всей грамматикой.

       Функциональная грамматика (Пражский кружок) – 1) принцип языковой экономии (эллипс,...), 2) закон аналогии.

       Языковая игра возникает, когда человека начинает задумываться непосредственно о языке.

       Энантиосемия: одолжить (дать/взять в долг), прослушать (послушать/пропустить мимо ушей).

 

    Согласно генеративной грамматике, в сознании человека имеется особый врождённый компонент, обеспечивающий овладение грамматикой языка, получая на входе ограниченные данные языкового опыта.

    Рене Декарт впервые отчётливо выразил идею о врождённых представлениях человека –> картезианская лингвистика.

    Также генер_________ восходит к Зелигу Харрису (учитель Хомского). Занимался исследованием речи. Считал, что синтаксическая система языка может быть разбита на несколько подсистем: ядерная (глубинная) и производные от неё.

 

4 типа трансформаций у Хомского:

    1) добавление

    2) опущение

    3) перестановка

    4) замена символов

    24 основных трансформационных процесса; алгебра трансформаций. Психиатры об использовании в речи пассивного и активного залогов.

    А.Р.Лурия – исследовал афазии

 

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.008 с.)