Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. 3. Фердинанд де Соссюр и его лингвистика (Ч. 1, 10 фев 22)
Годы жизни: 1857 – 1913гг Труды: «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках», «Курс общей лингвистики» - опубликован посмертно учениками Соссюра (Альбер Сеше и Шарли Балли, 1916).
Основные идеи Ф. де Соссюра (Ч.1): 1) Идея о разраничении языка и речи. 2) Идея о языке как системе знаков. 3) Идея о различении синхронии и диахронии. Ф. де Соссюр – автор революционной концепции языка, которая легла в основу структурализма, социологизма я-я XX в., а также в основу современной семиотики и структурной антропологии. Основные положения соссюровской лингвистики в ряде работ сводятся к следующему:
1) Разграничение языка, речи и речевой/языковой деятельности. Ещё в XIX в. многие учёные обратили внимание на различие между языком и речью: Вильгельм фон Гумбольдт, Штейнталь, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, Н.В. Крушевский, Бодуэн де Куртенэ. Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр объединил общим термином «речевая деятельность» (далее РД): «Язык, - отмечал Соссюр, - только определённая часть, правда, важнейшая часть речевой деятельности». По определению Соссюра язык – лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом, но именно она делает возможной РД. «Речью» Соссюр назвал все компоненты РД, не относящиеся к языку.
Соссюр: язык потенциально существует в сознании индивида, как лексическая и грамматическая система. Речь – акт использования средств языка в общении: говорение + слышание. Элементы: а) Язык как социальный продукт; б) Речь как индивидуальный акт общения; в) Речевая деятельность, которую Соссюр относит и к социальной, и к индивидуальной сфере. Она объединяет язык и речь.
· Язык – психологическое изучение, речь – психо-физиологическое изучение. · Язык хар-ся устойчивостью, долговечностью; речь – неустойчивостью, однократностью. · Речь как акт говорящего предполагает, с одной стороны, комбинации, с другой стороны, психо-физиологический механизм, позволяет ему ___ эти комбинации. · Языку принадлежит не всё, что есть в РД. Индивидуальное творчество у Соссюра принадлежит речи. · Язык – социальное коллективное явление, общее достояние всех говорящих на нём. Речь индивидуальна.
· Единицы языка реализуются во множестве речевых актов. Язык потенциален, речь материальна. · Язык – система знаков, для которых характерны различительные признаки. · Язык формируется в речевых актах, речь предполагает существование языка.
Соссюр лишь уточнил объект, которым уже занимались языковеды. Не берётся за исследование самой речи. Попытку разграничения языка и речи не довёл до конца. Соссюр сузил проблематику науки о языке. XX в. – растёт точность лингвистических методов. Лингвисты до 1960-х гг. сосредоточились на изучении языкового инвентаря в новом смысле. Идеи Соссюра распространились не только в Европе, но и в отечественной науке. С 90-х гг. на смену понятию речи пришло понятие дискурса как «текста, погружённого в жизнь». Язык на уровне современности: новые виды общения (сер. XX в. – радио, ТВ, кино, печатная продукция). Предмет исследования – это, например, язык Интернет-коммуникаций. Установить, какие отношения между людьми, по коммуникациям (коммуникативная лингвистика). Вопрос частной жизни, потеря искренности.
3 аспекта (концепция Щербы): а) Речевая деятельность б) Языковой материал в) Языковая система. Концепция Щербы (родоначальник социолингвистики): в непосредственном опыте дана РД (нулевой уровень абстракции). Тексты, которыми обмениваются участники РД, это языковой материал (уровень абстракции = 1; вне определённого контекста, ситуации). Языковая система раскрывается в текстах, но описывается уже сама по себе (уровень абстракции = 2). Отношения между тремя аспектами как социальный феномен могут быть проиллюстрированы:
Л.4. Ф. де Соссюр и его лингвистика (Ч.2, 11 фев 22)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.005 с.) |