Основные направления работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления работы.



Так как психотравма затрагивает все сферы личности ребенка, то коррекционная работа, соответственно, будет направлена на проработку каждой из них.

Для начала важно оценить, что нарушено у ребенка/подростка:

· физическое состояние (удовлетворяются ли его базовые потребности);

· эмоциональное состояние;

· привязанность, базовое доверие к миру, доверие к взрослым;

· психологическая безопасность, психологические границы;

· идентичность, какая реакция на опасность, как бережет себя (как работают психологические защиты, страх).

Направления работы по отдельным сферам

При работе с чувствами и эмоциями ребенка 1. Учить ребенка выражать свои чувства (в том числе в связи с кризисной ситуацией). 2. Учить ребенка дифференцировать свои чувства (ощущать их разнообразие). 3. Тренировать сенситивность (чувствительность) ребенка. 4. Развивать ощущение телесной самости, безопасного восприятия физического контакта.
При работе с когнитивными схемами 1. Учить ребенка осознавать свои чувства и эмоции, в том числе связанные со взаимоотношениями с другими людьми. 2. Развивать у ребенка умение вырабатывать свои суждения о том, что нравится или не нравится. 3. Формировать у ребенка позитивное отношение к собственным переживаниям. 4. Учить ребенка ориентироваться в проблемах. 5. Учить ребенка осознавать особенности своих взаимоотношений с другими людьми
При работе с поведением ребенка, его взаимоотно­шениями с другими, образом «Я» 1. Развивать у ребенка умение слушать (в том числе навыки активного слушания). 2. Учить ребенка высказывать свою точку зрения (умение говорить «нет»). 3. Формировать умение принимать решение, приходить к компромиссу. 4. Учить аргументировать и отстаивать свои решения. 5. Развивать навык установления контакта с другими людьми. 6. Формировать навыки поиска социальной поддержки (умение просить о помощи, выражать благодарность 7. Помогать в легализации убеждений, связанных с травмирующим событием. 8. Оказывать помощь в поиске смысла жизни, планировании на ближайшее будущее, снятии запрете на дальнейшее развитие.

 

Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ними. А эмоции есть и они сильные. Ребенку, прежде всего, важно помочь облегчить проживание последствий психотравмирующего события, снизить психоэмоциональное напряжение. Стабилизировать его эмоциональное состояние, помочь выразить его чувства и потребности и наладить связь между невербальным и вербальным уровнями переживания, т.е. помочь проговорить и выразить в жестах, движениях актуальные эмоции, чувства. Работа в этом направлении должна вестись последовательно, поэтапно и осторожно. Не следует слишком торопить ребенка. Не следует использовать конфронтационные и фрустрирующие действия. Любая фраза, предлагаемые задания должны быть очень взвешенными и обдуманными.

Вайолет Оклендер выделяет четыре этапа в работе с ребенком с той или иной невыраженной эмоцией:

1. Обсуждение актуальной негативной эмоции, возможных причин ее появления.

2. Выражение негативной эмоции приемлемыми способами.

3. Непосредственное эмоциональное отреагирование негативной эмоции.

4. Предоставление возможности расширить опыт прямого словесного выражения своих негативных эмоций.

Можно рассмотреть эти этапы на примере агрессивных эмоций и чувств (злости, гнева).

На первом этапе специалист заводит разговор и предлагает обсудить с ребенком или детьми (если это групповая работа) проблему злости/гнева: что такое злость с их точки зрения, что заставляет их гневаться, как они обнаруживают и как ведут себя в это время. Как злость «отзывается» в теле ребенка. Очень важно поговорить о сути злости/гнева, и попросить детей назвать все слова, которые они произносили или которые возникали в их мыслях в этих состояниях. Можно написать эти слова на большой доске, не давая им какой-либо оценки. На этом этапе негативная эмоция еще «обезличена»

На втором этапе ребенку/детям предоставляется возможность встретиться со своими эмоциями злости/ гнева, выразить их приемлемыми способами, а также поэкспериментировать с практическими способами их выражения.

Здесь желательно обсудить индивидуальные способы выражения злости/гнева. Можно спросить, что может разозлить ребенка, что в этом случае происходит, что он делает или, что он может сделать в этой ситуации, чтобы избежать неприятностей в такие минуты. Можно также попросить детей нарисовать свое чувство злости/гнева, либо то, что они делают в состоянии гнева.

Очень важно, чтобы дети научились делать выбор между открытым неприемлемым проявлением злости/гнева и проявлением их в какой-либо другой, более приемлемой форме. Например, предложить, а далее спросить: «Вместо разбрасывания вещей, предметов будет ли им легче, если они будут активно двигаться, топать ногами или усиленно будут жевать жевательную резинку.

На третьем этапе помощь заключается в предоставлении возможности непосредственно эмоционально отреагировать свои злость/гнев (особенно это касается подавляемого гнева).

Существует много разных способов выражать гнев: ударять по подушке, резать газету, комкать бумагу, пинать ногой мяч или консервную банку, бегать вокруг дома, бить по дивану полотенцем, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе. При этом важно говорить с детьми о физических ощущениях, связанных с чувством злости/гнева, которые должны найти выход, о телесных реакциях (сокращении мышц лица, шеи, желудка, грудной клетки, которые могут вызвать боль). Это делается для того, чтобы дети поняли взаимосвязь между невыраженной эмоцией и состоянием их здоровья.

Необходимо также позволить ребенку осознавать и понимать свой гнев, а не избегать его. Злость/гнев – это естественная реакция на то, что не нравится, если тебе причинили боль. Есть дети, которые боятся показать свои агрессивные эмоции, считают их «плохими» и не хотят выражать свой гнев прямо (ведь в этом случае они напрямую сталкиваются с ними и понимают, что способны на эти эмоции и не принимают их, подавляют). В этом случае лучше всего позволить ребенку идентифицировать и выразить свои чувства в символической форме через игру или рисование.

На четвертом этапе ребенку помогают, дают возможность прямого вербального выражения своих злости/гнева, расширить опыт прямого словесного выражения своихагрессивных чувств. Ребенок учится выражать свои чувства через слово. Просят сказать все, что он чувствовал или чувствует сейчас. Можно предложить ребенку представить своего обидчика. Здесь можно использовать метод «пустого стула», на котором как будто сидит «обидчик» ребенка. Пусть ребенок скажет ему, как он зол на него, как он сделал плохо. Если эмоция злости/гнева у ребенка еще сильно выражена, то можно предложить выразить свое чувство злости, используя разные предметы, например поролоновую палку, игрушечное ружье, надувную куклу, подушку и др.

Эти этапы можно использовать в работе с другими эмоциями.

 

Варианты работы с элементами изотерапии с детьми и подростками на основе рабочей модели В. Оклендер

Одними из эффективных методов работы с детьми, перенесшими психотравму или находящимися в кризисной ситуации являются игровые, телесные, арт-терапевтические методы. В своей работе педагоги-психологи широко используют элементы изотерапии, сказкотерапии, библиотерапии, драмотерапии, музыкотерапии, кинезиотерапии и др.

Наиболее часто используемым в работе видом арт-терапии является изотерапия.

С помощью рисования ребенок может выразить свои представления о мире, свои чувства и ассоциации.

В. Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии» предлагает самые разнообразные идеи и сюжеты не только для детей, но и для родителей.

Если позволяют условия, ребенку предоставляются на выбор разнообразные материалы для рисования: карандаши, гуашь, акварельные краски, пастель, фломастеры, кисточки разной толщины.

В. Оклендер указывала, что рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства специалиста, – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.

Упражнения, темы, инструкции заданий для рисования могут быть самыми разнообразными. Например:

 

Моя карта»

«Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит твоя приятная сторона? Как – злая? А как – испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Ты можешь как угодно изобразить различные стороны своей личности».

Это упражнение эффективно для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.

 

Исполнение мечты»

«Твоя мечта сбылась... – Нарисуй!».

 

3. «Я хочу...»

«Я хочу, чтобы... – Нарисуй!».

 

Любимая вещь»

«Какая у тебя в жизни любимая вещь? – Нарисуй!».

 

Мой сон»

«Можешь ли ты вспомнить один из своих снов? Был ли он забавным, страшным, странным, радостным, непонятным? – Нарисуй его!».

 

6. «Я...» (визуализация)

«У всех нас множество ролей и различные отношения с разными людьми. Ты можешь быть дочкой или сыном, школьником/школьницей, старшим братом/сестрой, младшим братом/сестрой, внуком/внучкой, другом/подругой. Подумай о своей жизни и обо всех ролях, которые ты исполняешь. По-разному ли ты себя чувствуешь в разных ролях? Может, в каких-то ролях ты чувствуешь себя счастливее, чем в других? В каких ролях ты чувствуешь себя важным и взрослым? В каких ̶  маленьким?

Нарисуй картинку, изображающую различные роли. Ты можешь найти способ показать, что ты делаешь в различных ролях или как ты себя чувствуешь?»

 

Свободное плавание»

«Предложите ребенку или подростку просто водить карандашом по бумаге, не думая, какой рисунок получится»

 

Мой мир»

«Предложите ребенку выразить свой мир в виде зрительных образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как хочется».

 

Воображаемое животное»

«Детям предлагают нарисовать воображаемое животное. Затем просят представить себя этим зверем, рассказать о себе, используя всего пять слов».

 

Мой портрет в лучах солнца»

«Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем нарисуй лучи и вдоль лучей напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы лучей было как можно больше»

 

Моя злость»

«Предложите ребенку или взрослому нарисовать, что он делает, когда сердит; что заставляет его быть сердитым. Либо же изобразить место, которое делает его сердитым».

 

Мои чувства»

«Пусть ребенок нарисует, что он чувствует сейчас, и что бы он хотел чувствовать?»

 

Моя семья»

«Предложите ребенку или взрослому нарисовать свою семью в виде цветов, символов, в виде животных, мазков краски; свою семью с изображением каждого ее члена за каким-то занятием».

 

Я – глазами других»

«Предложите ребенку или подростку нарисовать, как он себя представляет, как представляет его мама или отец. Как представляют его окружающие».

 

Я-здесь»

«Пусть ребенок нарисует, как он обращает на себя внимание, каким образом добивается того, чего хочет».

 

Мои эмоции»

«Предложите взрослому или ребенку нарисовать эмоции, которые они испытывали; в жизни - печаль, беспокойство, одиночество, радость, счастье и т. д.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.03 с.)