Методика направленного фантазирования «Куст роз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика направленного фантазирования «Куст роз»



(по В. Оклендер)

Упражнение направлено на понимание своего внутреннего мира, своих ценностей, желаний.

Возраст: от 8 лет и старше

Проводится индивидуально.

После предварительного расслабления (см. 1-ю часть упражнения «Безопасное место») психолог просит ребенка закрыть глаза и вообразить себя кустом роз. Важно давать множество подсказок и вариантов для выбора:

· «Какой ты куст роз: маленький? большой? пышный? высокий?

· Есть ли на тебе цветы? Если есть, то – какие? (Они не обязательно должны быть розами.) Какого цвета твои цветы? Много ли их у тебя или всего несколько штук? Полностью ли распустились твои цветы, или у тебя только бутоны?

· Есть ли у тебя листья? Какие они?

· Как выглядят твои стебель и ветки?

· Как выглядят твои корни? Или у тебя их нет? Если есть, то - какие они: длинные или короткие, прямые или извилистые? Есть ли у тебя шипы?

· Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? За городом? В городе? Среди океана? Находишься ты в каком- либо сосуде или растешь в земле? А может быть, пробиваешься сквозь асфальт?

· Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы, или ты в одиночестве? Есть ли там деревья, животные, люди, птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте?

· Как ты чувствуешь себя, будучи кустом роз? Как ты поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой?

· Какая сейчас погода: благоприятная или нет?»

После того как ребенок откроет глаза, можно попросить его нарисовать свой куст роз и описать его от первого лица; затем обсудить с ребенком, что в описании куста роз соответствует его собственной жизни.

 

3.3. Упражнения и игры на снятие мышечного напряжения, расслабление,мышечную релаксацию

Базовым условием четкого ощущения своего Я является осознавание своего тела. У детей, переживших психическую травму, очень часто наблюдается синдром «выключенного тела», когда ребенок не принимает «телесные чувства», избегает любых телесных прикосновений.Отмечается хроническое нервное напряжение, истощающее организм. Ребенок или подросток, подсознательно опасаясь снова попасть в травматическую ситуацию, боятся расслабить мышцы и снизить контроль сознания. Многие состояние мышечной расслабленности ассоциируют с большей уязвимостью.

Для стабилизации эмоционального состояния через ощущения в теле рекомендуются короткие релаксационные упражнения (в ситуации кризиса времени может на большее и не быть). Это самые простые релаксационные упражнения, взятые из прогрессивной мышечной релаксации по Эдмонду Джейкобсону.

В основе методики Джекобсона лежит представление о том, что почувствовать расслабление проще всего на фоне контраста с сильным напряжением. Поэтому тренировка представляет собой поочередное напряжение и расслабление определенных групп мышц: кистей рук, плеч, мышц лица, шеи, мышц грудной клетки, живота и ног. Упражнения начинаются с кратковременного (5-7 сек) напряжения первой группы мышц, которые затем расслабляются. По мере достижения полного расслабления одной группы мышц, переходят к следующей и т.д.

Упражнения выполняются лежа или сидя, с закрытыми глазами. В случае дефицита времени, можно использовать отдельные упражнения для расслабления определенных групп мышц (приведены ниже). Эффект расслабления достигается сравнительно быстро, так как мышцы человека не могут находиться в состоянии максимального напряжения долго.

Важно не задерживать дыхания во время напряжения мышц. Дышите как обычно или же делайте вдох во время напряжения и выдох ‒ при снятии напряжения.

Кисти рук

Сожмите обе руки в кулаки (рис. 3). Сожмите кулаки очень крепко. Еще крепче. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто раздвиньте пальцы как можно шире (рис. 4). Подержите так и расслабьте. Повторите упражнение. Сосредоточьтесь на ощущениях тепла или покалывания в кистях рук и предплечьях (здесь пауза 20 с).

 

Рисунок 3 Рисунок 4

Плечи.

Это упражнение состоит просто из поднятия плеч вертикально вверх по направлению к ушам. Представьте, что вы пытаетесь коснуться верхушками плеч мочек ушей (рис. 5). Потяните плечи вверх. Очень высоко. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Теперь сосредоточьтесь на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, дайте им полностью расслабиться ‒ сильнее и сильнее (здесь пауза 20 с).

Лицо.

Закройте глаза, зажмурьте их крепче (рисунок 6). Представьте, что вы пытаетесь не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Зажмурьте глаза очень крепко. Еще крепче. И расслабьте. Повторите упражнение. Расслабьте глаза.

Следующее упражнение заключается просто в поднимании бровей как можно выше. Глаза остаются закрытыми, а вы поднимаете брови как можно выше (рис. 7). Поднимите брови высоко. Еще выше. Гораздо выше. Гораздо выше. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Сделайте небольшую паузу, чтобы дать себе возможность ощутить расслабление лица (пауза 15 с).

 

    Рисунок 5 Рисунок 6 и 7

 

Ø Дыхание: выдохните. Убедитесь, что обе ваши ноги прочно стоят на поверхности (на полу). Сознательно наступите на вашу правую, потом ‒ на левую ногу, соответственно, ощущая их контакт с полом. Сделайте глубокий вдох и выдохните. Выдох должен быть в два раза дольше, чем вдох. Повторите это упражнение три раза.

Ø Обратный счет: Вздохните глубоко и считайте от 10 до 1.

 

Упражнение «Постукивания».

Упражнения направлено на обретение ребенком внутренней безопасности и границ собственного тела. Развивает у ребенка способность контролировать себя и позволяет ему расширить собственную зону комфорта.

Возраст: от 6 и старше.

Для выполнения этого упражнения следует создать необходимые условия: выбрать спокойное место, где ребенок будет себя чувствовать в безопасности. Предложить стул, на котором ребенку будет удобно сидеть. Спинка стула надежно поддерживает позвоночник ребенка. Выполнять упражнение без спешки, в удобном для ребенка темпе.

Взрослый предлагает ребенку выполнить постукивания. Начинают с легкого постукивания кончиками правой руки по левой ладони. Ребенок повторяет это действие до тех пор, пока не ощутит отчетливого физического осознания того, что эта часть его тела ‒ левая ладонь ‒ действительно его.

Можно спросить ребенка, что он чувствует: легкое покалывание? вибрацию? онемение? прилив тепла или, наоборот, холод?

Пусть посмотрит на свою руку и скажет вслух: «Это моя рука; моя рука принадлежит мне; моя рука — это часть меня». (Можно помочь ребенку, используя любые слова, которые кажутся взрослому подходящими, чтобы выразить мысль о том, что он владеете любой частью своего тела, и каждая часть его тела является неотъемлемой принадлежностью единого целого.)

Затем ребенку предлагается развернуть кисть левой руки и начать постукивать по ее тыльной стороне, отмечая также свои ощущения. Пусть ребенок использует любые слова, которыми сможет наиболее точно выразить идею обладания.

Далее следует продолжать обследовать все тело ребенка, поочередно простукивая кончиками пальцев его части: кисти рук, предплечья, плечи, стопы, голени, бедра, живот, грудь и бока, спину, шею, лицо и голову.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.006 с.)