Мое прошлое, настоящее, будущее» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мое прошлое, настоящее, будущее»



«Пусть ребенок или подросток нарисует себя в прошлом, настоящем. Далее обсудите с ним, что он испытывал чаще всего в разные периоды жизни. Каким он видит свое будущее».

 

Линии»

«Предложите ребенку или подростку нарисовать линии: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д».

 

Противоположные чувства»

«Пусть ребенок, подросток изобразит понятия, вещи, противоположные друг другу: слабый ‒ сильный; счастливый ‒ несчастный, печальный ‒ веселый; хороший ‒ плохой; положительный ‒ отрицательный; раздраженный ‒ спокойный; умный ‒ глупый; серьезный ‒ легкомысленный; добрые чувства ‒ злые чувства; любить ‒ ненавидеть; счастье ‒ несчастье; доверие ‒ подозрение; отдельно ‒ вместе; смелый ‒ трусливый и т. д. Два противоположных чувства можно изобразить на одном листе бумаги, с двух сторон, или же на двух отдельных листах»

Это упражнение можно проводить с группой детей/подростков, давая обратную связь по кругу, причем каждый имеет право пропустить очередь. По возможности специалист записывает высказывания на доске или в большой тетради. Инструкция может быть следующей:

«Мне нравится, когда...»

«Я ненавижу, когда...»

«Мне было хорошо, когда...»

«Мне было плохо, когда...»

«Я люблю...»

«Я не люблю...»

 

20. «Спрятанный рисунок»

«Пусть ребенок нарисует каракули. Затем предложите ему отыскать в них какой-либо образ, картинку».

 

Сквигл»

«Предложите ребенку сделать сквигл (изображение на листе бумаги беспорядочных любых знаков, обычно черного цвета, которые необходимо соединить, чтобы получить законченный рисунок.)

 

Подарок»

«Предложите ребенку изобразить подарок, который он хотел бы получить. Кто мог бы ему его подарить?»

 

Если работа проводится с группой детей, можно использовать следующие методические приемы:

· Рисунок по кругу, когда один участник начинает что-либо изображать, каждый в кругу добавляет что-то свое, когда подходит его очередь. Так рисунок движется по кругу, пока не вернется к участнику, который его начал.

· Совместный рисунок на заданную тему.

 

Для взрослых можно предложить мысленно вернуться назад к тому времени, когда они были очень маленькими, и изобразить что-нибудь, что делало их счастливыми, приводило в состояние возбуждения, вызывало хорошее самочувствие. Стоит обратить внимание, что необходимо прочувствовать это состояние и рисовать, как будто они находятся в том возрасте, когда это происходило.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других творческих идей: фантазии, рассказы, звуки, движения. Пусть дети используют линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Пусть дети работают быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем, к которым они привыкли.

После рисования обязательным идет обсуждение того, что было нарисовано.

Обсуждение рисунков в ходе дальнейшей работы может занимать не одну встречу. Педагог-психолог в работе с ребенком или подростком и их рисунками может использовать следующую схему работы, описанную В. Оклендер.

 

Стадии работы с рисунками

(по В. Оклендер)

1. Установление эмоционального контакта. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании ‒ чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.

2. Специалист стремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом. Это следующий этап осознания себя.

3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

4. Специалист просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я, например, «Я –картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине голубой квадрат».

5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того, чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь: «Будь голубым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т.д.».

6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка на рисунке, выделяется и детально рассматривается одна или несколько частей рисунка. Ребенок побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, что дает большее осознание им имеющихся проблем. Побуждение необходимо как в случае, если отмечается низкий уровень мотивации работы с рисунком, недостаток энергии или вдохновения, так и в ситуации, если их предостаточно и важно направлять их на работу. Вопросы, которые задаются ребенку: «Куда она идет?», «О чем думает этот кружок?», «Что она собирается делать?», «Что произойдет с этим?» и т.д.

Если ребенок говорит: «Я не знаю», не отступайте, перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте собственный ответ и спросите ребенка, правильно это или нет.

8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися частями его картинки; либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль и линия вокруг квадрата; или счастливая или печальная сторона образа).

9. Специалист просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, можно предложить: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат темные цвета? Будешь ли использовать яркие илиматовые цвета, светлые или темные тона?».

10. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, регрессию, тревогу, страх и осознавание чего-либо. Используйте эти признаки в последующей работе.

11. Специалист работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли розового куста, и то, что ты мог бы сказать как человек?». Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Но задавать их надо очень осторожно и мягко.

12. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, составленные по ходу описания рисунка. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса: «Это относится к твоей жизни?», а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Иногда, если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?». И ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей теперешней жизни или о своем прошлом. А иногда он отвечает: «Ничего».

13. Специалист выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание на это.

14. Специалист останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.

Кроме рисования возможно использование и других способов отреагирования различных эмоциональных состояний: музыки для выражения чувств, творческих игр-драматизаций, сочинение и рассказывание историй, сказок, чтение книг, просмотр мультфильмов «направленного воздействия» и прочее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.007 с.)