Практическая работа с детьми в ситуации кризиса, психотравмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа с детьми в ситуации кризиса, психотравмы



Упражнения на осознание негативных чувств и эмоций, принятие ситуации.

 

Упражнение «Люди как воздушные шары...»

Описана Tracey Brown.

Аналогия для объяснения смерти детям

Возраст детей: 5-9 лет

Дети легко понимают ситуации, которые они сами испытали. Автор сравнила жизнь с воздушным шаром. Этот опыт доступен многим детям. Когда люди рождаются, они похожи на новые воздушные шарики– форма существует, но нет содержимого внутри шарика. По мере взросления они становятся больше и «наполняются» всем тем, что формирует человека – обучение, отношения, смышлёность и т.д.

Точно так же растёт шарик, когда наполняется воздухом. Когда люди начинают стареть, они слегка начинают морщиниться и теряют свою энергию (как шарики, когда потихоньку начинают сдуваться). Конец жизни, когда человек умирает, может быть связан с выпусканием всего воздуха из воздушного шарика. Никто не знает, куда девается этот воздух, он может быть вокруг нас, но мы его больше не видим. Всё, что осталось от шарика – это пустая сморщенная оболочка.

Для объяснения внезапной смерти можно провести аналогию с лопнувшим шариком, это может произойти без явной причины, возможно, он был частично или полностью надут (ребёнок/взрослый). Иногда это происходит по случайности, когда шарик попал на острый объект и иногда из-за внутреннего дефекта...

Автор приводит пример, когда один ребёнок нарисовал спускающийся шарик-человека, потом нарисовал рамку вокруг спустившегося шарика и в конце её закрасил. Таким образом, ребёнок, не присутствовавший на похоронах, создал способ, который позволил ему говорить о смерти и сказать «прощай».

Эта аналогия позволяет ребёнку понять, что когда, кто-то умирает, «человек» или «душа» больше не находится внутри тела, и теперь тело не нужно, поэтому это «пустое» тело хоронят или кремируют, а не человека. Полезно поговорить с ребёнком о том, куда возможно ушёл воздух, но непоощрять идею о вдыхании другими этого воздуха, т. к. это трудная идея для понимания и может расстроить ребёнка и создать неразбериху. Данную аналогию можно использовать для объяснения других причин смерти, например, болезни, когда что-то не в порядке с шариком и этоне позволяет ему наполниться воздухом или удерживать воздух, так что шарик сдувается раньше времени. Иногда это происходит быстро, иногда постепенно. Воздушные шары так же могут лопнуть от воздействия других людей, случайно или нарочно, это может помочь объяснить смерть, вызванную убийством, во время боевых действий.

Примеры изображений

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Круги доверия»

Описана Peta Hemmings.

Упражнение направлено на понимание детьми того, кому из своего окружения они могут доверить свои переживания.

Возраст от 5 лет и старше.

Смерть любимого человека глубоко затрагивает наше чувство безопасности в мире. Утрата в связи со смертью, ожидаемая или случайная, дезорганизует знакомый мир, и всё должно найти своё место в новом мире. Процесс, с помощью которого эта реорганизация достигается, комплексный и часто болезненный и изнурительный. Для начала и поддержания необходимой работы над этой проблемой, горюющий человек нуждается, прежде всего, в надёжной эмоциональной и психологической поддержке, когда ему будет необходимо переработать, рассмотреть полученный опыт или отступить и отдохнуть. В качестве такой поддержки может выступать тёплая и любящая семья. Горюющий человек так же нуждается в чувстве безопасности в окружающем мире, и в частности в возможности разделить свои мысли с другими, «не горюющими» людьми. Горюющие дети остро осознают своё отличие от не горюющих сверстников. Они прошли через события и эмоции, о которых многие из их сверстников даже не задумывались. Работа скорби предполагает обдумывание полученного опыта как наедине с собой, так и с другими. Для маленьких детей является дилеммой, кому можно доверить свои чувства и получить уважение, необходимое для личности. Им нужны сенситивные люди, способные дать дополнительное заверение и утешение. Понимание, кто эти люди, затруднено в силу возрастного недостатка личностной зрелости и инсайта (озарения). Предлагаемое упражнение поможет горюющим детям разрешить данную дилемму.

Создание круга доверия

1. На большом листе бумаге (предпочтительно А3) посередине нарисуйте маленький круг и попросите ребёнка представить его в роли себя и разукрасить его. Некоторые напишут своё имя, другие разукрасят его, предавая цвет и форму, третьи используют цветную наклейку.

2. После этого рисуется другой больший круг, расположенный вокруг или близко к первому. Ребёнка просят подумать о людях, которым он может сказать все что угодно о своём горевании, в любое время, с уверенностью, что будет понят. Этих людей «располагают» во втором круге, используя их имена, инициалы или символы.

3. Следующий концентрический круг рисуется немного шире второго, для людей, которым можно сказать некоторые вещи в любое время.

4. Четвёртый, самый широкий круг рисуется для людей, с которыми возможно поделиться некоторыми вещами в определённое время.

Таким образом, дети узнают о том, что существуют различные категории друзей, и им нужно выбирать, кому доверять, в чём и когда. Это очень простое упражнение имеет три важные функции:

· Во-первых, оно создаёт картину важных людей в мире ребёнка, в процессе осознания индивидуальных качеств и ценности для ребёнка.

· Во-вторых, картину можно изменять и дополнять в последующих сессиях, что позволяет пересматривать изменяющуюся природу отношений и перемещать людей в кругах. Например, один ребёнок передвигал свою старшую сестру через все три круга в процессе работы с психологом, в соответствии с тем, как она себя вела на предыдущей неделе – предательски ябедничала или поддерживающее утешала его.

· В-третьих, оно помогает детям развить способность осознать их потребность в окружении себя доверенными людьми, побуждает их думать, прежде чем высказывать свои сокровенные мысли, для разделения этих мыслей с тем, кто действительно их оценит.

Стимульный материал

Упражнение «Вулкан злости»

Упражнение направлено на развитие умения понимать причины своей злости и адекватно (социально приемлемыми способами) выражать ее.

Возраст: от 6 лет и старше. Может быть использовано в работе со старшими подростками и взрослыми.

Злость – интегральная часть процесса горевания. Это очень интенсивное, мощное состояние которое имеет несколько источников. Его корни лежат в беспомощности, которую мы чувствуем в состоянии невозможности повлиять на изменения в нашей жизни, остановить развитие болезни, вернуть умершего человека. Злость подчёркивает чувство брошенности, которое мы испытываем, когда нас оставили мучиться от боли, горя и продолжать жить без умершего человека. Родитель, скорбящий посвоему партнёру, возможно, будет чувствовать злость по поводу необходимости нести ношу ответственности по воспитанию детей в одиночку. Ребёнок, горюющий по своему родителю, может чувствовать злость на то, что его покинули, в то время, когда он ожидал, что родитель всегда будет с ним. Дополнительная сложность состоит в том, что злость – это эмоция, которая менее всего переносима в культурном плане, наиболее часто осуждаема. Она рассматривается, как опасное состояние, угрожающее стабильности и порядку, вследствие чего должна быть либо подавлена, либо наказана. Основная задача в работе со «злыми» детьми состоит в помощи им проанализировать процесс и через его понимание обрести контроль над своими действиями. Это требует определенного уровня абстрактного мышления, которым дети до 6-7 лет обычно не владеют. Поэтому необходимо фундаментальное объяснение концепции – для чего полезна метафора вулкана.

 

Конструкция вулкана

Начните с простого вулкана, расположенного в поперечном разрезеземной коры и попросите ребёнка нарисовать окружающую местность, включающую человеческие фигурки.

Потом объясните, как мы похожи на вулканы, когда мы в состоянии злости.

1. В нас есть некоторые части, которые редко видны, но они существуют внутри нас, во всю грохоча в нижней прослойке. Другие части нашей личности мы понимаем легче, и от этого понимания мы знаем, почему мы злимся и, что в конечном итоге вызывает выплеск, приносящий нам столько проблем.

2. Второй уровень представляет опыт, о котором ребёнок знает, однако не способен говорить в данный момент, но возможно сделает это позже. Признав, что существуют некоторые аспекты его состояния, которые нельзя разрешить в данный момент, дети получают разрешение на сохранение защиты и возможность сохранять некоторый контроль над процессом. Это критический элемент в упражнении.

3. Третий уровень связан с опытом горевания, событиями, в которых ребёнок чувствует, что его потребности были либо не замечены, либо игнорированы. Дети часто таят обиду в течение многих лет, храня молчание из-за дисбаланса силы во взросло-детских отношениях. Только, когда дети получают разрешение высказать эти обиды, мы слышим, что им было очень больно и обидно слышать отказ в просьбе навестить отца в больнице или, когда их не спросили, хотели ли бы они пойти на похороны. Ничего нельзя изменить из того, что уже произошло, но некоторую несправедливость, испытанную ребёнком можно устранить, предоставив возможность высказать свои чувства слушающему человеку. Это поможет высвободить некоторое эмоциональное напряжение, связанное с событием.

4. Четвёртый уровень – переживания, связанные со страданиями и, возможно до сих пор, оказывающие сильное влияние на ребёнка. Например, ребёнок может глубоко тревожиться о благополучии оставшегося в живых родителе. Эта тревога может проявляться в неспособности переносить неожиданные или длительные разлуки, или проявляться во встрече со злостью, когда родитель возвращается домой или приходит забрать ждущего его ребёнка. В данных обстоятельствах родители часто либо устраивают выговор детям за плохое поведение, либо отправляют в угол. К сожалению, обе эти реакции родителей ведут к усилению детской тревоги, т.к. внутренняя причина не была понята. Последовательность тревоги, неадекватной реакции и злости быстро создаёт напряжение, которое ребёнок вынужден сдерживать в себе, что увеличивает эмоциональное напряжение.

5. Последняя прослойка – опыт, вызывающий поведение, называемое «злым». Возможно, другой ребёнок сказал, что-то неосторожно (что вдругой ситуации было бы пропущено), так как горюющий ребёнок уже удерживает такое количество стрессирующих его мыслей и чувств, этот незначительный комментарий вызывает извержение злости. Реакция злости часто превышает произошедшее и может испугать детей своей интенсивностью и уровнем этого явления в детском поведении. В этот момент лава злости вздымается до поверхности и выплёскивается наружу, разрушая всё на своём пути и распугивая всех окружающих людей.

Таким образом, ребёнок видит, что его взорвавшаяся злость отвращает от него людей, изолируя его в момент, когда он наиболее нуждается в поддержке окружающих. Понимая, каким образом их злость растёт внутри, дети могут начать исследовать, думать, что они хотят с этим делать. Некоторые проблемы нуждаются в обсуждении с родителями, другие необходимо продумать с психологом. Возможно, некоторые вещи ребёнок не способен рассмотреть в данный момент, а над другими он захочет подумать наедине. Метафора вулкана позволяет детям выявить различные уровни злости и эмоциональной жизни, помочь в конструкции мер по их контролю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.011 с.)