Упражнение «Эмоции в моем теле» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Эмоции в моем теле»



Упражнение позволяет осознать связь эмоций с телесными переживаниями, индивидуальные особенности переживания и выражения эмоций.

Возраст: от 9 лет и старше.

Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей (по числу участников) синего, красного, желтого, черного цветов.

Детям дается следующая инструкция:

«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке».

(Аналогичным образом предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость.)

Вопросы для обсуждения:

· Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)?

· Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое – труднее?

· Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?

 

Стимульный материал

Методика «Волшебная страна чувств»

С целью выявления отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни, исследование психоэмоционального состояния можно использовать авторскую методику «Волшебная страна чувств», предложенную Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фроловым.

Задачи:

1. Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

2. Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

3. Развивать у детей навыки самоконтроля.

 

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.

Время работы: 25 мин.

Возраст: от 5 лет до 13 лет.

Алгоритм работы.

Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.

Инструкция к действию: Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1.

Ребенку зачитывается следующий текст. Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес.

Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом...

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев.

Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь.

Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда ‒ всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики. Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Шаг 2.

Ребенку говорят: Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Инструкция: Покажи им, где их домики. Здесь психолог предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате специалист получает информацию, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3.

Ребенку говорят: Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту.

Посмотрите ‒ вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

 

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

ü все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

ü адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным.

ü каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта- человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:

1.  голова и шея символизируют ментальную деятельность;

2. туловище до линии талии, исключая руки - символизирует эмоциональную деятельность;

3.  руки – символизируют коммуникативные функции;

4. тазобедренная область символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

5. ноги символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «заземления» негативных переживаний.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Обработка результатов.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения

Стимульный материал

Иногда, дети сразу ассоциируют цвет домика с рядом прописанным чувством. Специалисты, работающие с данной методикой, предлагают их разделить (см. следующий бланк).


Бланк к методике «Волшебная страна чувств»

(из опыта работы педагогов-психологов)

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.004 с.)