Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всё жаждет жизни отдаваться,

Поиск

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься.


         

Образ зимы, который во многих других стихах может олицетворять чистоту, величие, о чём будет сказано далее, в данном произведении является символом духовной смерти, отсутствия духовной свободы. Именно в таком контексте показана антитеза зимы и весны. Зима символизирует безысходность оттого, что Рай после грехопадения закрыт, даже для праведников –                      и поэтому все и всё в плену греха и смерти.


Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томилось немо,

И вздохи неба принесло

Из растворённых врат Эдема -


Весна же - победа над смертью, открывшая Рай всем людям. Искупительная Жертва Спасителя сделала возможным теперь для каждого войти в Царствие Небесное, в Жизнь Вечную! «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?!» - говорится в Священном Писании. Но возможность эта зависит от доброй воли,          от чистоты сердца каждого из нас. Спаситель не может спасти «нас без нас», как учат Отцы Церкви.

                               

Грехопадение изменило и весь тварный мир, принеся боль, страдания и смерть, –                 а теперь вся обновленная природа радуется, торжествует:


Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозных деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.


И это торжество, эта радость приходит с неба и одухотворяет природу:


Поёт сверкающий ручей,

А с неба песня, как бывало,

Как будто говорится в ней:

Всё, что ковало, - миновало.


      У Святителя 20-векаНиколая Сербского есть прекрасные слова:                           «Что свершилось на небе, свершилось и на земле, что свершилось в Вечности, свершилось и во времени». И, кажется, произведение А.А.Фета, написанное задолго до того, как Святитель пришёл в этот мир, воплощает высказанное им – мысль вне времени и пространства. И «вздохи неба … из  растворённых врат эдема», и «с неба песня» пробуждают и ручей, который вторит этой песне,           и деревья, которые стоят в хороводе, и весело идущие по небу тучки. И все радуются – радуются песне неба!  Всё здесь живое, как на иконе, отражающей «грядущий, прославленный мир», как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе».

И вот –финал стихотворения:

Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться…

По сути, это – слова Херувимской песни, исполняемой во время главной православной службы – Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Слова эти поют херувимы, как будто говоря нам о том, что всё, пусть самое прекрасное, на земле,                          в нашей бренной жизни закончится, а главное – Там, в Вечности.

«…И вот то, что однажды свершилось на небе и не земле, должно свершиться                       и в тебе» - т.е. в каждом из нас. Как слова Великого Святителя Николая Сербского, обобщающие духовный опыт созерцающего сердца, завершают всё сказанное ранее, так                        и последнее четверостишие стихотворение А.А.Фета являет нам духовный вывод                    и лирического героя, и каждого человека, уверовавшего в Жизнь Вечную.

(При этом неважно, на какой духовной высоте был сам поэт, потому что все великие произведения всегда шире и глубже любой жизненной ситуации - в них раскрывается «сверхвременное созерцание временной последовательности», как писал упоминаемый уже князь Е.Н.Трубецкой в книге «Смысл жизни»). 

       И вот апогей всего произведения - вершиной духовной лествицы.             Эта духовная лествица воплощена также и в осмогласии православного духовного пения, где каждая ступень – шаг, приближающий к Творцу, а последняя - слияние с Ним:        

Нельзя пред вечной красотой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.009 с.)