Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Весь день стоит как бы хрустальный,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И лучезарны вечера... Наверное, строки эти все хорошо помнят с самого детства. Именно этот поэтический образ навеял на русского мыслителя Н.М.Тарабукина, созерцающего осенний сад, размышления о Софии как «Художнице», «созидающей мир». Размышления, для которых осталось так немного времени - ведь пора эта очень «короткая». Два созданные великим русским поэтом стихотворения и похожи и не похожи – потому что в «Осеннем вечере» всё женезримо присутствуетчто-то другое, вернее, - иное. Может быть, оттого в строках этих столько навевающих грусть эпитетов. Однако здесь не только грусть, но и размышление – размышление более глубокое, чем то, которое навеяно созерцанием «хрустального дня» и «лучезарных вечеров». Прежде всего, до «первых зимних бурь» уже не так далеко – во всём их «предчувствие». Но не только, конечно. В стихотворении создан образ только осеннего вечера - без утра и дня – а что символизирует вечер, мы уже говорили ранее. Но самое главное, что всё здесь проникнуто, пронизано Светом! Светом осенних листьев, напоминающем иконописный фон! И прежде всего «Тайным Светом», о котором сказал поэт в другом, наверное, более известном, созданном через четверть века произведении, начинающемся с образа «бедных селений». (Нет, наверное, того, кто хоть раз не читал его). Это – Свет Самой России - Святой Руси - Свет «долготерпеливой» русской души. «Тайный Свет», недоступный «гордому взору». Свет Родной Земли, которую «В рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Благословляя на труд и подвиг! Удивительно: образа природы как такового вроде бы и нет. Только, думаю, при прочтении этих строк невольно встаёт перед глазами образ деревни с размытой осенними дождями дорогой, с затянутым осенними тучами небом над ней. Конечно, не «лучезарный вечер» и не «багряных листьев томный, легкий шелест», но осень. А самое главное, что отражает осенний пейзаж, – «Тайный Свет» и Благословение Божие! А потому оба, как было уже сказано, созданные с разницей в четверть века произведения составляют некое духовное единство, единое «духовное пространство». Вот теперь и пришло время возвратиться к последним строкам «Осеннего вечера» - к словам о «Божественной стыдливости страданья». Онаприсуща, жизненно необходима «разумному существу», коим является – коим должен быть человек. А иначе же, он от Бога «отворачивается» и человеком быть перестаёт.
Только «Божественная стыдливость страданья» даёт возможность узреть тот «Тайный Свет», который в каждом «бедном селении», в каждом покрытом золотыми и багряными листьями дереве. Удивительно, что навеянные образом осеннего вечера строки написал тот, кому ещё не было тридцати лет – потому что в них словно отразился выстраданный духовный опыт. Видимо, великим людям даровано умение провидеть. А ещё, как писал русский мыслитель Е.Н.Трубецкой, есть то, что «сверхвременно» - и сказано это именно о великих произведениях искусства. И, наверное, следует вспомнить, что об осеннем вечере Ф.И.Тютчев писал вдали от России, грустя о «бедных селениях», о «светлости осенних вечеров» - русских осенних вечеров. (Мы уже говорили в самом начале, почему пейзаж этот может быть только русским, хоть и не сказано о том ни единого слова). Но прежде всего, наверное, грустил поэт о «Тайном Свете наготы смиренной», непонятной «гордому Западу», на котором он тогда пребывал. (Неважно, что слова эти Ф.И.Тютчев скажет через четверть века – ведь мы уже говорили о едином «духовном пространстве обоих произведений»). Итак, все эти мысли о сакральном навеял осенний пейзаж. Может быть, оттого и «обращается» поэт к русской природе, к осенним вечерам России, «награждая» их «княжеским титулом» - «светлость». За дарование мудрости, за дарование великого, возвышающего душу «познания» Святой Руси и предназначения человека. Осенний пейзаж России словно заставил задуматься о прожитом и, как сказано у Отцов Церкви, научил Мудрости в Слове.
Литература. 1.Тютчев Ф.И. Сборник «Волшебные струны». 2. Тютчев Ф.И. Статьи о России. 3. Трубецкой Е.Н.»Смысл жизни»
4. Тарабукин Н.М. «Смысл иконы». Глава «Философия пейзажа».
________________________________________ Часть Вторая. «Пора покаянной молитвы»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.01 с.) |