Весь день стоит как бы хрустальный, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весь день стоит как бы хрустальный,



И лучезарны вечера...


   Наверное, строки эти все хорошо помнят с самого детства. Именно этот поэтический образ навеял на русского мыслителя Н.М.Тарабукина, созерцающего осенний сад, размышления о Софии как «Художнице», «созидающей мир».

Размышления, для которых осталось так немного времени - ведь пора эта очень «короткая».

Два созданные великим русским поэтом стихотворения                                     и похожи и не похожи – потому что в «Осеннем вечере» всё женезримо присутствуетчто-то другое, вернее, - иное. Может быть, оттого в строках этих столько навевающих грусть эпитетов. Однако здесь не только грусть, но и размышление – размышление более глубокое, чем то, которое навеяно созерцанием «хрустального дня» и «лучезарных вечеров».

Прежде всего, до «первых зимних бурь» уже не так далеко – во всём их «предчувствие». Но не только, конечно.

В стихотворении создан образ только осеннего вечера - без утра и дня – а что символизирует вечер, мы уже говорили ранее.  

Но самое главное, что всё здесь проникнуто, пронизано Светом! Светом осенних листьев, напоминающем иконописный фон! И прежде всего «Тайным Светом»,                          о котором сказал поэт в другом, наверное, более известном, созданном через четверть века произведении, начинающемся с образа «бедных селений». (Нет, наверное, того, кто хоть раз не читал его). Это – Свет Самой России -   Святой Руси - Свет «долготерпеливой» русской души. «Тайный Свет», недоступный «гордому взору». Свет Родной Земли, которую «В рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Благословляя на труд и подвиг!

  Удивительно: образа природы как такового вроде бы и нет. Только, думаю,              при прочтении этих строк невольно встаёт перед глазами образ деревни с размытой осенними дождями дорогой, с затянутым осенними тучами небом над ней.

Конечно, не «лучезарный вечер» и не «багряных листьев томный, легкий шелест», но осень.           

 А самое главное, что отражает осенний пейзаж, – «Тайный Свет» и Благословение Божие!    

А потому оба, как было уже сказано, созданные с разницей в четверть века произведения составляют некое духовное единство, единое «духовное пространство».

Вот теперь и пришло время возвратиться к последним строкам «Осеннего вечера» -                к словам о «Божественной стыдливости страданья». Онаприсуща, жизненно необходима «разумному существу», коим является – коим должен быть человек.                        А иначе же, он от Бога «отворачивается» и человеком быть перестаёт.

Только «Божественная стыдливость страданья» даёт возможность узреть тот «Тайный Свет», который                       в каждом «бедном селении», в каждом покрытом золотыми и багряными листьями дереве.

Удивительно, что навеянные образом осеннего вечера строки написал тот, кому ещё не было тридцати лет – потому что в них словно отразился выстраданный духовный опыт. Видимо, великим людям даровано умение провидеть.                 А ещё, как писал русский мыслитель Е.Н.Трубецкой, есть то, что «сверхвременно» -                  и сказано это именно о великих произведениях искусства.

И, наверное, следует вспомнить, что об осеннем вечере Ф.И.Тютчев писал вдали                      от России, грустя о «бедных селениях», о «светлости осенних вечеров» - русских осенних вечеров. (Мы уже говорили в самом начале, почему пейзаж этот может быть только русским, хоть и не сказано о том ни единого слова).                

Но прежде всего, наверное, грустил поэт о «Тайном Свете наготы смиренной», непонятной «гордому Западу», на котором он тогда пребывал. (Неважно, что слова эти Ф.И.Тютчев скажет через четверть века – ведь мы уже говорили о едином «духовном пространстве обоих произведений»).

Итак, все эти мысли о сакральном навеял осенний пейзаж. Может быть, оттого                              и «обращается» поэт к русской природе, к осенним вечерам России, «награждая» их «княжеским титулом» - «светлость». За дарование мудрости, за дарование великого, возвышающего душу «познания» Святой Руси и предназначения человека.

Осенний пейзаж России словно заставил задуматься о прожитом и, как сказано у Отцов Церкви, научил Мудрости в Слове.

 

 

                                            

                                         Литература.

1.Тютчев Ф.И. Сборник «Волшебные струны».

2. Тютчев Ф.И. Статьи о России.

3. Трубецкой Е.Н.»Смысл жизни»

4. Тарабукин Н.М. «Смысл иконы». Глава «Философия пейзажа».

 

________________________________________

      Часть Вторая. «Пора покаянной молитвы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.005 с.)