Тема 1.2. Психология мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Психология мышления



Опорный конспект:

Мышление — это психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: сначала формируется наглядно-действенное мышление, затем наглядно-образное (к 4-5 годам) и далее словесно-логическое (понятийное, отвлеченное). Мышление взрослого человека включает признаки всех этих видов, причем их соотношение связано с доминированием одного из полушарий.

Преобладание наглядно-действенного (практического) и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности. У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности.

В повседневной деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному или логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного, т.е. поэтапно развернутого, осознанного мышления.

Джой Гилфорд дискурсивное мышление определял как «конвергентное», т.е. логическое и линейно-сходящееся, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с IQ-показателем и «классическим методом преподавания». Под дивергентным («расходящимся») мышлением им понимался «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто приводящий к оригинальным решениям. Понятие дивергентного мышления использовалось Гилфордом для создания тестов творческих способностей, где учитывались как число сформулированных испытуемым идей, так и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых.

Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслиться в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслиться в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.Диагностические ошибки врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например конкретной болезни, – чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями (субъектом и предикатом), выраженные в виде утверждения или отрицания. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности. В процессе оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций возникает ещё ода форма мышления – умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из двух или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), логически непосредственно вытекающее из них. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: должны быть истинными посылки и должны соблюдаться определенные правила вывода – методы мышления. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение – ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному). Здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение – рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии – делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от частного к частному, минуя общее).

Два суждения и умозаключение составляют силлогизм (Аристотель). Например: «Каждый человек (В) есть живое существо (А). Каждый человек (В) (и только человек) разумен (Б). Каждое разумное существо (Б) есть живое существо (А)».). Построение силлогизмов позволяет приобретать новые знания, при условии, что суждения (посылки) истинны, проверены практикой. Законы мышления являются логическими. Они объективны и не могут быть отменены. Нарушения этих законов могут отражать патологические изменения мышления, что позволяет использовать силлогизмы для выявления его расстройств.

Со времен Аристотеля также стали изучать ассоциации, т.е. связи, образующиеся между двумя или более психическими образованиями (представлениями, идеями и т.п.). Действие этой связи состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого его члена. Аристотель различал ассоциации по сходству (горе — несчастье, скорбь, печаль, грусть); по контрасту (явление антонимии: горе – радость, счастье – несчастье): по смежности (при близком расположении явлений во времени или в пространстве). В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим. Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Это ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок – роза, болезнь – смерть и т. п.).

Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления считается его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления – ассоциации формируются преимущественно по «механическим» законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное» (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении, болезни).

Логически-ассоциативное мышление характеризуется целенаправленностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления. X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие – «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Э. Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции,[1] т.е. определенной установки внимания на цель мышления. Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при утомлении.

Исследование мышления. Уже в ходе целенаправленной беседы мы можем оценить особенности мыслительного процесса у больного, вникнуть в сущность отдельных операций, выявить клинически очерченные нарушения течения ассоциаций или патологические идеи. При патологических состояниях может нарушаться ассоциативный процесс по темпу или могут исчезать связи между отдельными мыслями, что свидетельствует о нарушении мышления по форме. В других случаях нарушается процесс формирования умозаключений, страдает логика, нарушается мышление по содержанию.

Кроме опроса и оценки поведения, в исследовании мышления имеют большое значение экспериментально-психологические методы. Существует большое число экспериментально-психологических методов, с помощью которых можно исследовать различные аспекты нарушения мышления.

Темп и течение ассоциаций. Ассоциацияв психологии обозначает возникшую под влиянием опыта связь между двумя или несколькими содержаниями сознания (представлениями, чувствами, стремлениями), выражающуюся в том, что с появлением одного из них обнаруживается тенденция к появлению и другого, связанного с ним. Предполагается, что в свободном потоке ассоциаций могут раскрываться личные переживания испытуемого, его подсознательные либо осознанные стремления и опасения. С физиологической точки зрения исследование ассоциаций есть не что иное, как исследование образованных в прошлом жизненном опыте временных связей.

Ассоциативный эксперимент. Ассоциативный тест опирается на понятия реакции и стимула. Они воспроизводятся под действием слов-раздражителей и выражаются в речевых реакциях. Методика пригодна для изучения скорости образования ассоциативных связей (темпа мышления), развитости процессов обобщения и отвлечения, а также других особенностей мышления и личности в целом. В наиболее распространенном классическом варианте ассоциативного эксперимента больному предлагается на каждое предложенное экспериментатором слово сразу отвечать одним первым пришедшим на ум другим словом. Обычно предлагается набор из 20-60 слов: фиксируется ответ, а также время между словом исследователя и ответной реакцией больного (латентный период, равный в норме 1,5-2 с).

Называние 50 слов. Кроме изучения особенностей ассоциаций, по результатам можно судить о богатстве словарного запаса и темпе речевой деятельности больного. Инструкция содержит просьбу назвать подряд как можно быстрее любые 50 слов, за исключением названий расположенных в комнате предметов (слова записывают, время фиксируется). Психически здоровые называют слова «гнездами» — по 5–6 слов, имеющих общие признаки, например, виды транспорта, одежды и т.д. Увеличение числа слов в этих гнездах рассматривается как признак инертности психических процессов. Могут быть обнаружены и малосодержательные ассоциации — по созвучию.

Инструкция может быть усложнена требованием называть только существительные. Если обследуемый ее не выполняет, дается дополнительная инструкция: «Вы называете не только существительные. Соблюдайте правила выполнения задания». Если и после этого обследуемый называет не только существительные, это также свидетельствует о значительной инертности психической деятельности. Бедность словарного запаса проявляется в значительном увеличении времени, необходимого на выполнение задания (здоровые называют 50 слов за 1,5–2,5 мин), в повторении одних и тех же слов, в назывании вопреки инструкции находящихся перед глазами обследуемого предметов.

Методика классификации. Классификация операция процесса мышления, которая требует умения выделять существенные признаки предметов. Методик на исследование классификации много. В клинических исследованиях наиболее часто используют методику классификации, предложенную К. Гольдштейном в модификации Б.В. Зейгарник. Обычно применяют предметный (на карточках изображены конкретные предметы) и вербальный (на карточках написаны отдельные понятия) варианты классификации. Методика направлена на исследование мышления (процессов обобщения и абстрагирования, последовательности умозаключений и т.п.), но она также дает возможность анализа критичности и обдуманности действий больного, объема и устойчивости его внимания, личностных реакций на свои достижения и неудачи. Предметный вариант методики применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако для исследования детей до 3-4-го класса школы и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия). Предлагается рассортировать (классифицировать) с обоснованием своего решения 70 карточек с цветными и черно-белыми изображениями различных предметов, людей, животных, растений.

Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам – что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.). После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы. Инструкция: «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом». Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы: «Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда». Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три». Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

Снижение (недоразвитие) процесса обобщения. При интеллектуально-мнестическом снижении у больного возникают серьезные затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку. При этом здесь обобщению придается особое значение, поскольку обобщение — есть следствие анализа и синтеза, вскрывающие наиболее существенные связи между явлениями и объектами. Причем высшие уровни обобщения требуют и абстрагирования. Отсюда можно выделить несколько уровней процесса обобщения:

1) категориальный – отнесение к классу на основании главных (видовых и родовых) признаков, а сам объект включается в систему понятий;

2) функциональный – отнесение к классу на основании функциональных признаков;

3) конкретный – отнесение к классу на основании конкретных или ситуационных признаков.

Так, при сравнении понятий «собака» и «лев» возможны следующие ответы: «животные, звери» (ответ на концептуальном уровне); «и лев, и собака едят» (ответ на функциональном уровне); «оба имеют хвост» (ответ на конкретном уровне). При снижении уровня обобщения в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков используются конкретно-ситуационные сочетания, отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что «на диване можно читать»).

Подобные нарушения встречаются при врожденной умственной отсталости (олигофрении) или приобретенном слабоумии (деменции) при тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза. Однако говорить о снижении уровня обобщения в прямом смысле можно в том случае, если этот уровень был высоким у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения

Искажение процесса обобщения. У больных шизофренией при выполнении этой методики наблюдается феномен искажения мыслительных операций. Решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам. Все эти возможности: выделения общего признака, сопоставления, обобщения, абстрагирования – остаются у больных шизофренией сохранными довольно долго, но тот признак (критерий), на который больной опирается при решении задачи, не является значимым, существенным. В использовании критериев больной не опирается на общечеловеческий опыт, не опирается на практику. Феномен отказа от общезначимых критериев, опора на латентные признаки в классификации и назван искажением. Например, больной объединяет птиц, самолет и пчелу на основании критерия, что они все «летающие» (а общий признак «живое» – «неживое» ускользает от внимания больного).

Методика «Классификация» выявляет также нарушения не только операционального, но и мотивационного звена мышления у больных шизофренией. В частности, можно выявить феномен разноплановости мышления: при решении одной и той же задачи больной исходит из разных установок, используя одновременно несколько критериев. При этом больной нечувствителен к противоречиям в суждениях. Например, больной правильно раскладывая группы («измерительные приборы», «деревья», «инструменты»),  вдруг начинает выкладывать группы по доминирующему цвету («красные», «синие» и т.п.). А это уже другое основание для классификации. Если экспериментатор говорит, что должно быть одно основание классификации – любое, но одно – больной шизофренией, как правило, отказывается исправлять ошибки, настаивая на правильности своего решения.

Можно также отметить, что больные часто начинают складывать одни группы чрезвычайно обобщенно, а другие – чрезмерно детально. Уже только это можно расценивать как непоследовательность мышления, которая чаще всего также бывает при шизофрении. Подобное явление иногда можно встретить и при органических болезнях мозга, но только в период обострения психопатологических расстройств.

Склонность к детализации характерна для больных эпилепсией. Она определяется в случаях, когда испытуемый выделяет группы правильно, но слишком их дробит(например, «одежда домашняя и одежда на выход», «мебель мягкая и мебель кухонная»).

Одноименные группы. От излишней детализации следует отличать такое выполнение задания, когда групп также много, но это связано не с дроблением, а наличием одноименных групп. Это уже будет проявлением забывчивости, рассеянности,сужения объема внимания, что бывает при сосудистых и иных органическихболезнях мозга.

Методика «Исключение предметов (понятий)» – оценивается способность разграничивать разнородные понятия. Испытуемый должен исключить из группы «лишний» из четырех или пяти предметов (например: «стол, ступ, кровать, пол, шкаф»; «дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий»). Иногда специально вводят в задание карточки с рисунками (словами), где нельзя провести такого рода исключение и обобщение. Здоровые обследуемые в таких случаях заявляют, что задание невыполнимо, а больные шизофренией с легкостью объединяют в группу предметы, используя «слабый», латентный признак того или иного предмета.

Методика «Выделение существенных признаков предметов (понятий)» позволяет судить о качестве понимания главных и второстепенных признаков предметов и явлений.Предлагаются задания, где испытуемый должен выделить существенные признаки ключевого понятия, подчеркнув признаки, без которых данное понятие не существует (например, «Сад: растения, садовник, собака, забор, земля» или «Река, берег, рыба, рыболов, тина, вода»).

Понимание переносного смысла пословиц. Для изучения процессов абстрагирования больному можно предложить задания на понимание переносного смысла пословиц или понимание содержания сюжетных картин и коротких рассказов (в том числе с нелепостями). Здесь существенную роль в общей оценке результатов играет отношение обследуемого к допускаемым ошибкам – замечает ли он их самостоятельно, или только с помощью экспериментатора. Требуется знать при этом, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

Формирование искусственных понятий (методика двойной стимуляции). Испытуемому предлагается два ряда стимулов: один ряд играет роль объекта, на который направлено поведение, другой – роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется набор объемных геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету. На обратной стороне фигур написаны незнакомые испытуемому слова («окс», «нур» и др.). Требуется после нескольких проб найти все фигуры с данными словами. Обращают внимание на то, сколько понадобилось таких проб, чтобы у испытуемого сформировалось искусственное понятие, т.е. признак, по которому осуществлялся выбор. Иногда, правильно распознавая фигуры, обследуемый не может правильно назвать их общие признаки, что может свидетельствовать о слабости процессов обобщения и отвлечения на вербальном уровне. Таким образом, предметом изучения в данном эксперименте становится не только процесс сравнения и обобщения фигур, но и влияние на этот процесс слова (знака), обозначающее искомое сочетание признаков.

Исследование логических связей и отношений между понятиями – применяется методика образования парных аналогий в рисуночном и словесном вариантах, где в соответствии с образцом (пара слов) подбирается новая пара, аналогичная по признаку, представленному в образце. Например: школа/обучение; больница/(доктор, ученик, учреждение, лечение, больной).

Понимание силлогизмов. Для исследования логического мышления, т.е. изучения понимания испытуемым умозаключений нередко используются силлогизмы. Слово «силлогизм» произошло от греческого syllogysmos, что означает «вывод». Очевидно, что силлогизм — это выведение следствия, заключения из определенных посылок.

Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Примером исследований умозаключающего мышления в психологии может быть исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них. Тестовые задания строятся на основе четырех фигур силлогизма, а также их графических изображений в виде пересекающихся контуров (кругов или эллипсов) силлогизмов, а также отношений между объемами понятий – диаграммы Венна и др.

Исследование конструктивного мышления. Для исследования конструктивного мышления используются специальным образом окрашенные кубики (кубики Коса, куб Линка), из которых предлагается выложить по образцу узоры (сложности или сложить большой куб заданного цвета.

 

Психопатология мышления

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Количественные нарушения

(СКОРОСТЬ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.04 с.)